Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2576   2577   2578   2579   2580   2581   2582   2583   2584  2585   2586   2587   2588   2589   2590   2591   2592   2593   2594  » »»

аккомпанемента - выражение настроения. Пение,  имеющее  округленность  и
большую законченность, но лишенное коленного склада, называется  ариозо.
Для  ариозного  пения  требуется  текст  с  лирическим  содержанием.   В
вокальной музыке часто пользуются смешением трех промежуточных родов Р.,
переходя от одного к другому. Для всех Р. может служить  текстом  проза,
но лучше пользоваться белыми стихами. Н. С.
   Рея (Rea, лат. Rhea) - греч. богиня, одна  из  титанок,  по  Феогонии
Гесиода дочь Урана и Геи, супруга Кроноса и  мать  олимпийских  божеств:
Зевса, Ада, Посейдона, Гестии, Деметры и Геры. Культ ее  считался  одним
из весьма древних, но был мало распространен  собственно  в  Греции.  На
Крите и в Малой Азии она  смешивалась  с  азиатской  богиней  природы  и
плодородия Кибелой и поклонение  ей  выступало  на  более  видный  план.
Специально на Крите локализировано было  предание  о  рождении  Зевса  в
гроте. горы Иды,  пользовавшемся  особым  почитанием,  что  доказывается
большим числом посвящений, отчасти весьма древних, в нем. найденных (см.
Comparetti, "Museo ltliano di antichita", атлас). На Крите показывали  и
гробницу Зевса. Жрецы Р. назывались здесь куретами  и  отожествлялись  с
корибантами, жрецами великой фригийской матери. Им доверила  Р.  малютку
Зевса; стуча оружием, они заглушали его крик, чтобы Кронос  не  мог  его
услышать. Р. изображалась в матрональном типе, обыкновенно с короной  из
городских стен на голове, или в покрывале,  большей  частью  сидящей  на
троне, близ которого сидят посвященные ей львы. Атрибутом ее был тимпан.
А. Щ.
   Рибера де  (Хосе  de  Ribera,  1588  -  1856),  прозванный  в  Италии
Спаньолетто  -  испанский  живописец  и  гравер,  род.  в  Хативе  (ныне
Сан-Фелипе),  в  Валенсийском  королевстве,  сперва  учился  у  Фр.   де
Рибальты, а потом переехал в Рим, где развился под влиянием Микеланджело
да Караваджо. Не смотря на  то,  что  Р.  имел  случай  познакомиться  с
произведениями Рафаэля, Карраччи и Корреджо и даже  изучать  их,  манера
письма и натуралистические тенденции Караваджо пришлись настолько ему по
вкусу, что после нескольких  работ,  исполненных  в  духе  вышеназванных
живописцев,  он   окончательно   примкнул   к   Караваджиевской   школе.
Переселившись  в  Неаполь,  Р.  очень  быстро   достиг   здесь   большой
известности своими полными силы и мрачными по настроению сценами мучений
святых. Здесь им была написана только одна  картина  в  более  спокойном
стиле - известное "Снятие со креста" (в церкви С. Мартино,  в  Неаполе).
Картины Р. отличаются мастерским письмом, оригинальностью  композиции  и
превосходной светотенью; не смотря на эти достоинства, они,  однако,  не
удовлетворяют  эстетического  вкуса  нашего  времени   вследствие   ярко
проявляющейся  в  них  натуралистической  тенденции   мастера,   нередко
впадающего  в  утрировку   возможного   в   действительности.   Особенно
покровительствовали  Р.  неаполитанский   вице-король,   герцог   Осуна,
возведший художника в  звание  своего  придворного  живописца,  а  также
монахи, по заказу которых им было написано немалое количество картин.  В
1630 г. Р. был избран в члены римской академии св. Луки. По преданию, он
отличался  в  высшей  степени   мрачным,   завистливым   и   мстительным
характером; напр. говорят, что когда в Неаполь прибыли  живописцы  Гвидо
Рени, Гесси и Доменикино, он, вместе  с  Караччоло  и  Коренцио,  своими
преследованиями  принудил  их  оставить  этот  город.  Под  влиянием  Р.
развились Лука Джордано, Фальконе и Сальватор Роза. Из  произведений  Р.
наибольшей  известностью  пользуются:   "Сон   Иакова",   "Мучение   Св.
Варфоломея",  "Пресвятая  Троица"  (в  мадридск.   музее),   "Поклонение
Пастырей" (в Луврск. музее, в Париже),  "Мучение  св.  Лаврентия",  "Св.
Мария Египетская" (в дрезденск. галерее), "Снятие со Креста"  и  "Смерть
Сенеки"  (в  мюнхенской  пинакотеке).  В  Имп.  Эрмитаже   находятся   5
несомненных картин Р.: "Св. Севастиан" (ј 330), тот  же  святой  (ј331).
"Св. Иероним, внимающий звуку небесной трубы" (ј 333),  "Св.  Иероним  в
сирийской пустыне" (ј 332)  и  "Св.  Прокопий  богемский"  (ј  334).  Р.
известен также как гравер, исполнивший 26  листов,  из  которых  лучшими
считаются: "Бахус с двумя сатирами" и портрет Дона Хуана Австрийского.
   А. А. С - в.
   Ривьера (Riviera) - знаменитое  своим  живописными  видами  побережье
Средиземного моря, между Ниццой  и  Специей,  с  С  защищаемое  Морскими
Альпами и Лигурийскими Апеннинами. Делится на две части: Р.  ди  Поненте
(Западная Р.), к З от Генуи, и Р. ди Леванте (Вост. Р.), к В  от  Генуи.
Западная Р., лучше защищенная с С, отличается более  теплым  климатом  и
подтропической роскошной растительностью. Здесь  проходит  живописнейшая
дорога  Корниш  и  расположены  климатические  курорты  Ницца,   Монако,
Ментона, Бордигера, Оспедалетти, Сан-Ремо и Орте-Пельи. В  восточной  Р.
особенно живописны Нерви, Рапалло и  Специя.  Железная  дорога  Ницца  -
Вентимилья - Генуя - Специя соединяет между собой все пункты  побережья.
Ср. Liegard, "La cole d'azur d'Hyeres a Genes" (1894); Kaden u. Nestler,
"Die Riviera" (Штуттг., 1884).
   Рига - губ. г. Лифляндской  губ.,  важнейший  после  С.-Петербурга  и
Одессы портовый город России, при р. Зап. Двине, в 10 в. от впадения  ее
в Рижский зад. Состоит из старого или собственно города и из предместий:
С.-Петербургского, Московского  и  Митавского  или  Задвинского.  Старый
город поныне сохранил характер средневекового немецкого города, с узкими
кривыми  улицами  и  зданиями  старинной  архитектуры,  С.-Петербургское
предместье  -  лучшая  и  наиболее  богатая  часть  города,   Московское
предместье населено преимущественно русскими, Митавское, на левом берегу
Зап.  Двины  -  преимущественно  рабочими.  В  старом  городе   наиболее
замечательны: замок, в котором сосредоточены все  присутственные  места,
дом   лифляндского    дворянства    (риттергауз),    дом    Черноголовых
(шварцгауптеров), красивой готической архитектуры, дома большой и  малой
гильдии, изящные  здания  ратуши  и  биржи.  Из  лют.  церквей  наиболее
замечательны: соборная (Домкирхе), древнейшая  в  городе,  и  св.  Петра
(Петрикирхе). Старый город прежде был крепостью, по упразднении  которой
на месте крепостных валов и  рвов  разбиты  сады,  скверы  и  аллеи.  Р.
особенно разрослась за последние 40 - 50 лет; в 1850 г. здесь было  3800
домов, теперь их до 19 тыс.; особенно разрослись предместья,  которые  в
настоящее  время  несравненно  обширнее  самого  города:  из  270  улиц,
имеющихся ныне в Р., лишь 73 находятся в старом городе. Жит. в Р. в 1850
г. было 61 тыс., теперь - 281884 (до 139 тыс. жнщ.); из них русских 25%,
немцев 47%, латышей 23% эстонцев 1%, евреев и  др.  народностей  4%.  10
правосл. цркв. (в том числе Алексеевский  муж.  мон.),  2  католич.,  10
лютеран., 3  синагоги.  Политехническое  учил.,  3  муж.  (1  с  реальн.
отделением) и 2 жен. гимназии, реальн. училище, духовная  и  учительская
семинарии, лоцманская школа, мореходные классы,  институт  и  школа  для
слепых, до 60 частных учеб. заведений, в том числе 4 ремесленных.  Общее

Страницы: «« « 2576   2577   2578   2579   2580   2581   2582   2583   2584  2585   2586   2587   2588   2589   2590   2591   2592   2593   2594  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь