|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2583 2584 2585 2586 2587 2588 2589 2590 2591 2592 2593 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 » »» слабая сторона аргументации Бр„кера - та, что, постоянно говоря о
древних памятниках, которые были в распоряжении Р. историков
литературной эпохи, он не принял на себя обязанности подробно
исследовать, в чем именно заключались эти памятники и какое их
историческое значение. Дж. К. Льюис, известный и как государственный
человек, и как ученый, выступил против влияния Нибура, находя, что оно
вызвало большое число противоречивых взглядов, вследствие которых Р.
история хотя и находится в постоянном движении, но не двигается вперед.
Основную ошибку Нибура и его школы Льюис усматривает в том, что они по
отношению к Р. истории руководились признаками какой-то "внутренней
очевидности", как будто истина может быть в истории устанавливаема иным
путем, чем в других науках, а именно - таинственным чутьем историка.
Этому направлению Льюис противопоставляет требования, чтобы историки
применяли к древней истории те самые приемы, какие применяются в новой
- те самые приемы, которыми руководится и суд, а именно требование,
чтобы свидетельство исходило от очевидца. Льюис ссылается на Бейля,
находившего, что различие между удостоверением очевидца и свидетельством
понаслышке почти также велико, как различие между настоящей и фальшивой
монетой. Проверка, с точки зрения этого принципа, Р. истории и
составляет главную задачу труда Льюиса. Доказав, что римляне не имели до
времен царя Пирра исторических данных, опиравшихся на современные
свидетельства, Льюис пришел к выводу, что римская история должна быть
признана недостоверною вплоть до эпохи этого царя. Он подвергает
исследованию вопрос, располагали ли римляне, при отсутствии свидетельств
современников, какими-либо другими источниками, которые могли бы придать
ценность традиционной Р. истории, и по этому поводу подвергает
отрицательной критике гипотезу Нибура о Р. эпосе и его веру в значение
устной традиции. Льюис старается доказать, что память о важных событиях
сохраняется в народе, при отсутствии письменных свидетельств, с помощью
устной традиции не более 100 лет и только в самых редких случаях - до
150 или 180 лет, так что еще возможно допустить, что Фабий Циктор знал,
благодаря преданию, о сожжении Рима галлами или даже о взятии Вей, но не
более. Льюис высказывается решительно против самого метода Нибура -
против применения к истории гипотез, с помощью которых Нибур наполнял
пустые рамки в своем изображении. Льюис допускает гипотезы только в
естественных науках, где они могут быть проверены опытом. Он настаивает,
далее, на полной аналогии задач историка и судьи, который отказывается
постановить приговор, когда у него нет под рукой свидетельства
очевидцев. В виду полной недостоверности древней Р. истории;
исследователь, по мнению Льюиса, должен отказаться от бесплодного
искания несуществующего предмета и, не пытаясь разыскивать сокровища,
уничтоженные временем, посвятить свою деятельность более достоверным
эпохам Р. истории. Проведенный Льюисом с большой ученостью и
последовательностью, критический принцип нашел себе блестящее
подтверждение в знаменитой Р. истории Моммзена; утилитарный же принцип
англ. исследователя не имел, к счастью, последователей. В вышедшем
одновременно с сочинением Льюиса (1855 г.) первом томе своей истории
Моммзен обходит молчанием эпоху царей, а истории республики до
децемвирата, изложенной Швеглером на 700 стр., посвящает лишь немногим
более одной страницы.
В следующем издании Моммзен пошел еще далее в скептицизме, признав,
что приведенный Полибием древнейший договор между римлянами и
карфагенянами не относится к первому году республики, а к более позднему
времени. В своей популярно написанной история Рима Моммзен лишь кратко
мотивировал свой взгляд на Р. историографию, но впоследствии развил его
подробнее в целом ряде критических исследований ("Romische
Forschungen"). Начиная достоверную историю Рима двумя веками позднее
Нибура, Моммзен не нуждался в гипотезе о существовании у древних римлян
частных анналов и заявил, что таких анналов "нет и следа". Исходной
точкой в Р. анналистике служат для Моммзена фасты: он верно подметил
тесную связь ,Р. летописного дела с календарным, которым ведали
понтифики. Их календари заключали в себе указание судебных и других дней
(dies fasti): из этого перечня дней возник, с течением времени, список
годов, обозначавшихся именем консулов, чем и объясняется, что слово
фасты стало обозначать списки консулов, а потом - и других магистратов.
К этим фастам, как полагает Моммзен, понтифики стали приписывать краткие
известия о главных событиях своего времени, и таким образом возникли
первые анналы, подобно тому, как в средние века летописное дело
развилось в монастырях из кратких заметок, приписывавшихся к пасхальным
таблицам, которые составлялись на 20 лет вперед. Из приписок к фастам
образовалась, с течением времени, правильно веденная понтификами
летопись, которую Моммзен называет liber annalis. Правильная хронография
не могла возникнуть в Риме раньше второй самнитской войны (326 - 304 до
P. Хр.), ибо только с этого времени становятся известны дни вступления в
должность магистратов; однако, еще и в это время анналистический
материал был очень скуден, что Моммзен подтверждает указанием на
противоречие между известиями Ливия о походах римлян против самнитян и
неоспоримым свидетельством древнейшей римской надписи на сохранившемся
саркофаге одного из деятелей самнитских войн, консула Луция Корнелия
Сципиона Барбата.
Из отдельных историографических изысканий Моммзена заслуживают
особенного внимания его исследование о Кориолане и его разбор трех
древнейших политических процессов в Риме. В этих исследованиях Моммзен
не только разбивает традиционную легенду, но и пытается объяснить, когда
и как она возникла. Он показывает, что рассказ об аграрном законе Сп.
Кассия, которого Швеглер называет первой исторической личностью в Риме,
есть вымысел и что процессы против Сп. Kaccия, Сп. Мелия и Манлия - плод
"этиологической пластики" эпохи, когда римские демагоги проводили свои
аграрные, долговые и фрументарные законы. По отношению к древности и
достоверности фактов имеет важное значение исследование Моммзена о
римских cognomina, из которого следует, что обычай давать прозвища -
довольно позднего происхождения и что поэтому такие cognomina, как
Regillensis, указывают на позднейшую переработку фактов. На более
близкой к Нибуру точке зрения остановился Нич, автор сочинения "О
римской анналистике" (1872). Нич признает эпические элементы в римской
истории, анналистические же выводит из предполагаемых им особых
"плебейских" анналов, составлявшихся эдилами при храме Цереры. Нич
исходил иыз предположения - впервые подробно приведенного (1863) его
учеником Ниссеном по отношению к 4-й и 5-й декаде Ливия, в которых
последний пользовался Полибием, - что древние историки, пользуясь
Страницы: «« « 2583 2584 2585 2586 2587 2588 2589 2590 2591 2592 2593 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |