Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2589   2590   2591   2592   2593   2594   2595   2596   2597  2598   2599   2600   2601   2602   2603   2604   2605   2606   2607  » »»

   - вдвое против римской; что касается  до  военных  сил,  то  союзники
могли выставить на помощь Риму (с включением  латинских  колоний)  почти
вдвое больше (в 225 г.  -  497000,  против  273000).  Таким  образом  по
завоевании Римом Италии эта страна представляла собой федерацию городов,
под верховным владычеством одного  царствующего  города;  это  -  единое
государство по сплоченности своих частей и по подчинению единой  власти,
но по своему строению оно имеет муниципальный характер,  т.  е.  состоит
исключительно из городов, не только самоуправляющихся, но  и  обладающих
управляемой территорией.
   По вступлении Рима в третий концентрический круг, его госуд. строение
должно было измениться: Рим воевал  уже  не  с  городами,  а  с  царями;
результатом  его  побед  было  приобретение  не  союзников  (socii),   а
подданных (dediticii или stipendiarii
   - податные). Только в исключительных  случаях  римляне  предоставляли
городам,  с  которыми  прежде  находились  в  дружественных  отношениях,
свободу по договору,  другой  аналогичный  разряд  представляют  города,
которым  было  предоставлено  привилегированное   положение   (civitates
liberae et immunes) на основании не взаимного договора, а  постановления
сената или закона. Большей частью города сдавались римлянам на  милость;
по формуле сдачи (deditio) им возвращали  землю  и  самоуправление,  под
условием  различных  натуральных  и  денежных   повинностей.   Элементом
государственного  строения  была,  следовательно,  и   здесь   городская
самоуправляющаяся территория, под надзором  или  властью  областного  Р.
военачальника, заступившего вместо царя (напр. в Македонии). Но все  это
было  возможно,  пока  римляне  не  выходили  из  пределов  греческой  и
финикийской  культуры,  с  ее  городским  бытом.  Иное  было   положение
провинций в областях,  не  знавших  городской  культуры.  Здесь  римляне
явились   проводниками   этой   культуры,   великими    строителями    и
организаторами городов, с помощью которых они  романизировали  варваров.
Устройство городов совершалось посредством поселения  ветеранов,  т.  е.
отслуживших свой срок солдат; другие города образовались из  лагерей  Р.
легионов; местные  жители  также  иногда  организовывались  римлянами  в
города. Галлия, придунайские области и в  особенности  Африка  покрылись
сетью Р. колонии и муниципиев; многочисленные надписи свидетельствуют об
этой цивилизаторской  миссии  римлян,  составляющей  лучшую  страницу  в
истории Рима.
   3) Расширение власти Рима, вводя в него все новые элементы, создавало
в населении два слоя  -  господствующий  и  подвластный.  Такой  дуализм
представляется нам уже в древнейшем, доисторическом Риме,  проявляясь  в
антагонизме между патрициями  и  плебеями.  Борьба  между  патрициями  и
плебеями  есть  факт,  господствующий  над   историей   государственного
устройства, социального быта и законодательства древнего Рима, и  потому
вопрос о их происхождении всегда привлекал  к  себе  особенное  внимание
исследователей. Уже древность дала нам два разных ответа на этот вопрос.
Ливий производит патрициев от patres, т.  е.  сенаторов,  и  считает  их
потомками первых ста сенаторов, назначенных Ромулом; Дионисий,  знакомый
из  истории  греческих  городов  с  ролью  знатных  родов,  предполагает
существование таких родов искони и в Риме. Из свидетельства Ливия видно,
что в эпоху  Р.  историографии  уже  утратилось  ясное  представление  о
характере древнего патрициата, но оно до некоторой степени сохранилось у
юристов, у которых (Гай) встречается определение: plebs gentem non habet
(плебеи не имеют рода, т. е. родового быта  или  строя).  Следовательно,
главный признак патрициата - его родовой строй. В чем он заключался,  об
этом мы имеем лишь поздние и отрывочные известия (напр. у Цицерона),  из
которых, однако, ясно, что главный признак родового строя в Риме, как  и
в Греции - сакральная связь между родичами, принадлежность их к  особому
религиозному культу, вероятно в связи с  поклонением  предкам;  к  этому
относится и существование родовой могилы на участке, принадлежащем роду.
Все  родичи  носят  одно  общее   имя   (nomen   gentilicium),   которое
сохраняется, хотя бы род разделился на ветви (Cornelii Rufi  и  Cornelii
Scipiones). Что у рода в древности было родовое имущество, об этом можно
судить по позднейшему наследственному праву; о существовании  у  родичей
общих сходок, на которых принимались обязательные для всех меры, говорит
известие Цицерона, что после измены одного из Манлиев, этот род запретил
называть его именем кого либо из родичей.
   Достоверный и важный признак патрицианства составляет существование у
каждого рода клиентов, т.  е.  послушных  людей,  носящих  то  же  самое
родовое имя; принимающих участие в родовом культе  и  имеющих  право  на
место в родовой могиле. По одному единичному известию Ливия  о  Клавдиях
можно думать,  что  патриции  наделяли  клиентов  участками  земли;  вне
сомнения,  что  патриции  помогали  им  на  суде,  откуда  и  позднейшее
специальное значение слова клиент, и что со своей  стороны  клиенты,  по
аналогии с вассалами средних веков, оказывали патрону денежную помощь  в
известных, определенных обычаем случаях - выкупали его  из  плена  и  из
неоплатных долгов. Вне этой тесной связи патрициев  с  клиентами  стояли
плебеи; вследствие этого между патрициями и плебеями не было  connubium,
т. е. браки между ними не считались  законными.  Существовало  ли  между
ними правовое разобщение и другого  рода,  как  думал  Нибур  -  труднее
сказать; напр., были браки посредством confarreatio  (обряда  приобщения
жениха и невесты зернами полбы) патрицианской формой, а брак посредством
coemptio (обряда мнимой купли)  -  плебейской  формой?  Профессор  моск.
унив. Крюков в 40-х годах (написавший свое исследование по-немецки,  под
именем  "Pellegrino")  предполагал  даже  религиозное   различие   между
патрициями  и  плебеями.  Было  время,  когда  плебеи   стояли   и   вне
политической организации патрициев,  т.  е.  не  были  полноправными  Р.
гражданами. Только законом Лициния и Секстия, в 367 г. до Р.  Хр.,  одно
из консульских мест было предоставлено плебеям. Что  плебеи  сначала  не
допускались  в  сенат,  это  можно  заключить   из   формулы   обращения
председательствующего магистрата к сенаторам - patres conscripti, т.  е.
собственно patres et conscripti или "патриции и внесенные в список".  Не
участвовали плебеи и в избрании интеррекса.  Что  плебеи  не  входили  в
состав древнейшего народного собрания, Нибур выводил из того, что плебеи
не были приписаны  к  куриям  (другого  мнения  держится  Моммзен).  Это
подтверждается тем, что на ряду с народным собранием по куриям  (comitia
curiata)  появляется  позднее  другое  -  по  военным  сотням   (comitia
centuriala),   в   которых   граждане   распределялись   на    основании
имущественного ценза,  а  затем  и  третье,  чисто  плебейское  (comitia
tributa),  по  трибам  или  волостям,  на  которые  была  разделена   Р.
территория.
   Нибур  предполагал  также,  что  плебеи  стояли   вне   экономической

Страницы: «« « 2589   2590   2591   2592   2593   2594   2595   2596   2597  2598   2599   2600   2601   2602   2603   2604   2605   2606   2607  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь