Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2591   2592   2593   2594   2595   2596   2597   2598   2599  2600   2601   2602   2603   2604   2605   2606   2607   2608   2609  » »»

избиравшийся патрицианскими сенаторами, из их среды,  когда,  вследствие
случайного  бедствия,  прерывалась  преемственность  власти  и  не  было
официального лица, под председательством  которого  могло-бы  состояться
избрание  новых  верховных  магистратов.  Помимо  этого  царская  власть
сохранилась в атрибутах и в самом характере  той  магистратуры,  которой
были заменены цари. Консулы - не что иное, как обладатели раздвоенной  и
сокращенной до пределов одного года царской власти:  regio  imperio  duo
sunto, говорит Цицерон в своем сочинении о государстве  (De  republica).
Символом "империума" служили розги и топоры ликторов, перешедших от царя
к консулу: это - власть приказывать, наказывать  и  казнить.  Характерно
для народа, добившегося владычества над  миром,  что,  изгнав  царя,  он
сохранил его власть не как исполнительную власть,  в  смысле  теоретиков
XVIII века, а как власть распорядительную, правительствующую,  ограничив
ее краткосрочностью и коллегиальностью; вскоре  римляне  стали  даже,  в
случае   нужды,   усиливать   ее   временной   отменой   коллегиальности
(диктатура).  Дальнейшая  история   государственной   организации   Рима
заключается в ограничении и дроблении магистратуры и в  развитии,  ей  в
ущерб, власти сената и народного собрания.
   Так, к самому началу республиканской истории относится закон  Валерия
Попликолы  de  provocatione,  воспрещавший  магистрату  сечь  и  казнить
гражданина  (вне  военной  службы)  помимо  провокации   осужденного   к
народному  собранию.  Главные  перемены  в  положении   и   составе   Р.
магистратуры произошли под влиянием борьбы плебеев с  патрициями,  Здесь
на первом  месте  стоит  возникновение  плебейского  трибуната  (tribuni
plebis) - их сначала было 2, под конец 10, - относимое традицией к уходу
плебеев на священную гору: это была особая плебейская  магистратура,  на
ряду с патрицианской и в противодействие ей. Сословный дуализм был таким
образом внесен в самую магистратуру. Р. трибунат сыграл такую выдающуюся
роль в Р. истории и стяжал себе такую  всемирную  известность,  что  его
название и понятие проникли в представления цивилизованных народов  даже
глубже,  чем  консульство.  В  Р.  истории   трибунат   является   самым
оригинальным  политическим  учреждением;   его   историческое   развитие
знаменует собой рост и торжество плебса, а затем развитие и  падение  Р.
демократии. Первоначальное положение трибунов было  скромно  и  роль  их
незначительна. Их обязанность  заключалась  в  заступничестве  (auxilium
ferre)  за  отдельных  плебеев  против  суровости  или  несправедливости
патрицианских  магистратов,  при   наборе   или   на   суде.   Средство,
предоставленное им для этого, состояли в праве приостановки консульского
распоряжения (veto), а для осуществления или защиты этого права им  была
дана не власть (imperium) или материальная сила, а  лишь  оборонительное
оружие - "неприкосновенность", по аналогии с другими священными,  т.  е.
посвященными божеству лицами и предметами (sacrosanctitas). Опираясь  на
этот крепчайший у римлян  щит,  трибуны  скоро  перешли  в  наступление,
присваивая себе все более обширную роль.  Из  заступников  за  отдельных
плебеев они стали вожаками  и  блюстителями  интересов  всего  сословия,
обвиняли и карали его врагов и проводили полезные для него законы;  став
во главе плебейских собраний, они поднимались вместе  с  ними,  и  когда
плебейство  отожествилось  с  Р.  народом,  трибуны  стали  магистратами
народа. Когда-то они скромно сидели на своих скамейках у дверей  сената,
прислушиваясь к его прениям; под конец они получили право созывать сенат
и проводить в нем свою политику. С  их  именем  связаны  все  попытки  к
реформам; с ним же связано и развитие демагогии в Риме.
   Возникший  из  оппозиции  против   "империума",   трибунат   сделался
подножием для  императора,  совместившего  в  себе  империум  консула  и
potestas неприкосновенного трибуна. Плебеи, однако,  не  удовлетворились
важными преимуществами,  которые  им  доставил  трибунат,  и  добивались
участия в  империуме.  Интересным,  но  темным  эпизодом  на  этом  пути
является  децемвират  (451  до  Р.  Хр.).  У  Ливия  целью   децемвирата
выставляется определение консульской власти точными  законами,  а  затем
указывается иная цель -  составление  письменных  законов;  у  греческих
историков, писавших о Риме, говорится  об  уравнении  прав  патрициев  и
плебеев (Дион Кассий) или о даровании  им  "общих  законов"  (Дионисий).
Историческим результатом деятельности  децемвиров  является  составление
законов 12 таблицы. Но так как при децемвирах не было  ни  консулов,  ни
трибунов, и во втором децемвирате упоминаются плебеи, то Нибур  полагал,
что децемвират был установлен  как  постоянное  общее  правительственное
учреждение, в состав которого должны были входить как  патриции,  так  и
плебеи, с отменой других сословных магистратов. Во всяком  случае  вслед
за децемвиратом (445) произошла  важная  перемена  в  указанном  Нибуром
направлении:  сенату  было   предоставлено   право   заменять   консулов
консулартрибунами, т. е. военными  трибунами  (командирами  легионов)  с
консульской властью, которых было больше 2 (3 и до 6) и в числе  которых
могли быть и  плебеи.  Фактически,  впрочем,  плебеи  стали  попадать  в
консулар-трибуны лишь с 400 г., то лишь до 395 г.,  а  затем  в  379  г.
Тогда же и с той же целью было удвоено (с 2 до 4) число квесторов, т. е.
военных казначеев. Введение  консулар-трибунов  послужило,  кроме  того,
поводом к созданию новой магистратуры, избиравшейся каждые  пять  лет  -
цензоров,  обязанность  которых,  отделенная  от   консульской   власти,
заключалась в составлении списков граждан по имуществу (ценз)  и  списка
сенаторов.  Так  как  эта   обязанность   доставляла   цензорам   важный
нравственный авторитет, то цензура,  с  течением  времени,  стала  самой
почетной магистратурой. Наконец, закон Лициния и  Секстия  (387  -  367)
восстановил консульство как постоянную магистратуру, предоставив плебеям
одно из консульских мест. При этом от консульства была отделена судебная
функция, предоставленная особому должностному лицу - претору - и сначала
недоступная плебею.
   При увеличении числа судебных дел, число преторов было удвоено;  один
из них (praetor urbanus) ведал дела граждан, другой (peregrinus) -  дела
союзников; с появлением провинций число преторов стало возрастать,  пока
не было определено Суллой в 10, а число квесторов - в 20. Вместе  с  тем
плебеям были предоставлены, на подобие патрицианских (курульных) эдилов,
две должности плебейских  эдилов.  В  течение  30  лет  по  приобретении
консульства плебеям  стали  доступны  диктатура  (356),  цензура  (351),
наконец претура (337). Дальнейшее развитие Р.  магистратуры  совершалось
уже под влиянием не сословной борьбы,  а  мирового  положения,  занятого
Римом. По мере увеличения числа  провинций  римляне  признали  неудобным
соответственно увеличивать число преторов  (имевших  право  на  место  в
сенате) и прибегли к  пророгации,  т.  е.  к  продлению  на  год  власти
консулов и преторов, с посылкой их в провинции в качестве проконсулов  и
пропреторов. На провинциальной почве власть этих должностных  лиц  стала

Страницы: «« « 2591   2592   2593   2594   2595   2596   2597   2598   2599  2600   2601   2602   2603   2604   2605   2606   2607   2608   2609  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь