Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 2583 » »» 1883, ј4), частью в виде сборников ("Исторические очерки", под редакц. В. Чуйко, СПб., 1886; "Сборник мелких статей и речей", перев. В. Штейна, СПб., 1895), а также некоторые его рассказы ("Бретонка" в "Сев. Вестнике", 1890, ј7; "Трепальщик льна", в "Русск. Обозрении", 1893, ј5; "Эмма Козилис", ib., ј6). Литература о Р.: Desportes et Bournand, "Ernest Renan, sa vie et son ceuvre" (П., 1892): E. Grant Duff, "Ernest R., in memoriam" (Л., 1893); Seailles, "Ernest R., essai de biographie psychologique" (П., 1894); G. Monod, "Les maitres de l'histoire: R., Taine, Michelet" (П., 1894); Zeiler, "Strauss und R." (в его "Histor. Vortrage und Abhandlungen", т. I); Allier, "La philosophie d'Ernest R." (П., 1895); кн. С. Н. Трубецкой, "Р. и его философия" ("Русск. Мысль", 1898, ј 3); ст. Н. Страхова (в его "Борьбе с Западом"), А. Волкова ("Правосл. Собеседник", 1877, ј4), С-на ("Рус. Обозрение", 1892, ј 9 и 10), Л. Слонимского ("Вестн. Европы", 1892, ј 11 и 12); характеристики Э. Зола ("Вестник Европы", 1878, ј 5), Брандеса (перев. в "Деле", 1882, ј3), Леметра (пер. в "Русск. Мысли", 1888, ј4); Л. Слонимский, "Философские драмы Р." ("Вестн. Европы", 1893, ј1); ст. К. Арсеньева о "Калибане" ("Вестн. Европы", 1879, ј1), об "Антихристе" (1875, ј12), о "Souv. d'enf. et de jeun." (1883, ј9) и об "Истории Израильского народа" (1888, ј6 и 1891, ј5); Ю. Николаев, "Р., как беллетрист" ("Рус. Обозрение", 1893, ј6); абб. Гетэ, "Опровержение на выдуманную жизнь Иисуса Христа, соч. Э. Ренана" (пер, с франц., СПб., 1865); Берсье, "Царское достоинство Иисуса Христа, ответ Э. Ренану и Л. Толстому" ("Правосл. Обозрение", 1889, ј4); И. Яхонтов, "Изложение и историко-критический разбор мнения Р. о происхождении еврейского единобожия" ("Прибавления к Творениям св. отцов", 1884, ч. XXXIII). С. Годлевский, "P., как человек и писатель" (СПб., 1895). Ренегат (новолат.) - лицо, отрекшееся от своей веры, в особенности перешедшее из христианства в ислам. Ренессанс (итал. Rinascimento. франц. Renaissans = Возрождение) - общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского искусства за готической и продолжавшейся со средины XV до начала XVI стол. Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства, а в живописи и ваянии, кроме того - сближением художников с природой, ближайшим вникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений. Движение в этом направлении возникло прежде всего в Италии, где первые его признаки были заметны еще в XIII и XIV вв. (в деятельности семейства Низано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твердо установилось только с 20-х годов XV в. Во Франции, Германии и др. странах это движение началось значительно позже; несмотря на это, его свойства и ход развития, особенно в том, что касается до архитектуры, были везде почти одинаковы. Вообще эпоху Р. можно разделить на три периода. Первый из них, период так наз. "Раннего Возрождения", обнимает собой в Италии время с 1420 по 1500 г. В течете этих восьмидесяти лет искусство еще не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности, и старается примирить между собою те и другие. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Церковное зодчество остается еще верным типу базилик с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в обработке частностей, в расстановке колонн и столбов, в их отделке, в распределении арок и архитравов, в обработке окон и порталов, подражает грекоримским памятникам, причем стремится - по крайней мере в Италии - к образованию обширных, свободных пространств внутри зданий. Особенно излюбленным становится коринфский орден, капители которого подвергаются разнообразным видоизменениям, подчас весьма остроумным и красивым. Еще более, чем в храмоздательство, новизна проникает в гражданскую архитектуру, произведения которой, главным образом дворцы владетельных особ, городских властей и знатных людей, хотя и удерживают в себе нечто средневековое, но изменяют свой прежний крепостной, угрюмый характеры на более приветливый и нарядный, становятся столь же не похожими на прежние замки, как новая, более безопасная жизнь не похожа на тревожное существование предшествовавшего времени. Важную роль в этих постройках играют просторные, красивые внутренние дворы, обнесенные в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются либо колоннами, либо пилястрами античной формы и с античными капителями. Повсюду в зданиях видно стремление их соорудителей соблюсти симметричность и гармонию пропорций; фасад обыкновенно расчленяется в горизонтальном направлении посредством изящных карнизов и увенчивается вверху особенно роскошным главным карнизом, образующим сильный выступ под крышею. Замечательнейшие из итальянских архитектурных памятников раннего Р. мы находим во Флоренции; это - купол тамошнего собора и палаццо Питти (создания Ф. Брунеллески), дворцы Риккарди (построенный Микелоццо Микелоцци), Строци (Бенедетто да Майяно и С. Кронака), Гонди (Джульяно да Сан Галло), Руччеллаи (Л. Б. Альберта) и нек. др.; кроме того, любопытны относящиеся к рассматриваемому периоду малый и большой венецианские дворцы в Риме (Бернардо ди Лоренцо), Чертоза в Павии (Амбр. Боргоньоне), палаццо Вендрамин Калерджи (П. Ломбарде), Корнер Спинелли, Тревизан, Кантарини и, наконец, дворец дожей, в Венеции. Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV ст., и его ранний период длится, приблизительно, до половины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного. Второй период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть "Высоким Р." (Hochrenaissance); он простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 г. В это время центр тяжести итальянского искусства, которое возделывалось дотоле, главным образом, во Флоренции, перемещается в Рим; благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого; смелого и предприимчивого, привлекшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собою другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времен Перикла: в нем созидается множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор Страницы: «« « 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 2583 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |