|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 2583 » »» 1883, ј4), частью в виде сборников ("Исторические очерки", под редакц.
В. Чуйко, СПб., 1886; "Сборник мелких статей и речей", перев. В. Штейна,
СПб., 1895), а также некоторые его рассказы ("Бретонка" в "Сев.
Вестнике", 1890, ј7; "Трепальщик льна", в "Русск. Обозрении", 1893, ј5;
"Эмма Козилис", ib., ј6). Литература о Р.: Desportes et Bournand,
"Ernest Renan, sa vie et son ceuvre" (П., 1892): E. Grant Duff, "Ernest
R., in memoriam" (Л., 1893); Seailles, "Ernest R., essai de biographie
psychologique" (П., 1894); G. Monod, "Les maitres de l'histoire: R.,
Taine, Michelet" (П., 1894); Zeiler, "Strauss und R." (в его "Histor.
Vortrage und Abhandlungen", т. I); Allier, "La philosophie d'Ernest R."
(П., 1895); кн. С. Н. Трубецкой, "Р. и его философия" ("Русск. Мысль",
1898, ј 3); ст. Н. Страхова (в его "Борьбе с Западом"), А. Волкова
("Правосл. Собеседник", 1877, ј4), С-на ("Рус. Обозрение", 1892, ј 9 и
10), Л. Слонимского ("Вестн. Европы", 1892, ј 11 и 12); характеристики
Э. Зола ("Вестник Европы", 1878, ј 5), Брандеса (перев. в "Деле", 1882,
ј3), Леметра (пер. в "Русск. Мысли", 1888, ј4); Л. Слонимский,
"Философские драмы Р." ("Вестн. Европы", 1893, ј1); ст. К. Арсеньева о
"Калибане" ("Вестн. Европы", 1879, ј1), об "Антихристе" (1875, ј12), о
"Souv. d'enf. et de jeun." (1883, ј9) и об "Истории Израильского народа"
(1888, ј6 и 1891, ј5); Ю. Николаев, "Р., как беллетрист" ("Рус.
Обозрение", 1893, ј6); абб. Гетэ, "Опровержение на выдуманную жизнь
Иисуса Христа, соч. Э. Ренана" (пер, с франц., СПб., 1865); Берсье,
"Царское достоинство Иисуса Христа, ответ Э. Ренану и Л. Толстому"
("Правосл. Обозрение", 1889, ј4); И. Яхонтов, "Изложение и
историко-критический разбор мнения Р. о происхождении еврейского
единобожия" ("Прибавления к Творениям св. отцов", 1884, ч. XXXIII). С.
Годлевский, "P., как человек и писатель" (СПб., 1895).
Ренегат (новолат.) - лицо, отрекшееся от своей веры, в особенности
перешедшее из христианства в ислам.
Ренессанс (итал. Rinascimento. франц. Renaissans = Возрождение) -
общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского
искусства за готической и продолжавшейся со средины XV до начала XVI
стол. Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре
к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства, а в
живописи и ваянии, кроме того
- сближением художников с природой, ближайшим вникновением их в
законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных
явлений. Движение в этом направлении возникло прежде всего в Италии, где
первые его признаки были заметны еще в XIII и XIV вв. (в деятельности
семейства Низано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твердо установилось
только с 20-х годов XV в. Во Франции, Германии и др. странах это
движение началось значительно позже; несмотря на это, его свойства и ход
развития, особенно в том, что касается до архитектуры, были везде почти
одинаковы. Вообще эпоху Р. можно разделить на три периода. Первый из
них, период так наз. "Раннего Возрождения", обнимает собой в Италии
время с 1420 по 1500 г. В течете этих восьмидесяти лет искусство еще не
вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать
к ним элементы, заимствованные из классической древности, и старается
примирить между собою те и другие. Лишь впоследствии, и только
мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий
жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и
смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции
своих произведений, так и в их деталях. Церковное зодчество остается еще
верным типу базилик с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в
обработке частностей, в расстановке колонн и столбов, в их отделке, в
распределении арок и архитравов, в обработке окон и порталов, подражает
грекоримским памятникам, причем стремится - по крайней мере в Италии - к
образованию обширных, свободных пространств внутри зданий. Особенно
излюбленным становится коринфский орден, капители которого подвергаются
разнообразным видоизменениям, подчас весьма остроумным и красивым. Еще
более, чем в храмоздательство, новизна проникает в гражданскую
архитектуру, произведения которой, главным образом дворцы владетельных
особ, городских властей и знатных людей, хотя и удерживают в себе нечто
средневековое, но изменяют свой прежний крепостной, угрюмый характеры на
более приветливый и нарядный, становятся столь же не похожими на прежние
замки, как новая, более безопасная жизнь не похожа на тревожное
существование предшествовавшего времени. Важную роль в этих постройках
играют просторные, красивые внутренние дворы, обнесенные в нижнем и в
верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются либо
колоннами, либо пилястрами античной формы и с античными капителями.
Повсюду в зданиях видно стремление их соорудителей соблюсти
симметричность и гармонию пропорций; фасад обыкновенно расчленяется в
горизонтальном направлении посредством изящных карнизов и увенчивается
вверху особенно роскошным главным карнизом, образующим сильный выступ
под крышею. Замечательнейшие из итальянских архитектурных памятников
раннего Р. мы находим во Флоренции; это - купол тамошнего собора и
палаццо Питти (создания Ф. Брунеллески), дворцы Риккарди (построенный
Микелоццо Микелоцци), Строци (Бенедетто да Майяно и С. Кронака), Гонди
(Джульяно да Сан Галло), Руччеллаи (Л. Б. Альберта) и нек. др.; кроме
того, любопытны относящиеся к рассматриваемому периоду малый и большой
венецианские дворцы в Риме (Бернардо ди Лоренцо), Чертоза в Павии (Амбр.
Боргоньоне), палаццо Вендрамин Калерджи (П. Ломбарде), Корнер Спинелли,
Тревизан, Кантарини и, наконец, дворец дожей, в Венеции. Тогда как
искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической
древности, в других странах оно долго держалось традиций готического
стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только
в конце XV ст., и его ранний период длится, приблизительно, до половины
следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно
замечательного. Второй период Возрождения - время самого пышного
развития его стиля - принято называть "Высоким Р." (Hochrenaissance); он
простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 г. В это время
центр тяжести итальянского искусства, которое возделывалось дотоле,
главным образом, во Флоренции, перемещается в Рим; благодаря вступлению
на папский престол Юлия II, человека честолюбивого; смелого и
предприимчивого, привлекшего к своему двору лучших артистов Италии,
занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собою
другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших
преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времен Перикла: в нем
созидается множество монументальных зданий, исполняются великолепные
скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор
Страницы: «« « 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 2583 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |