Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572   2573  2574   2575   2576   2577   2578   2579   2580   2581   2582   2583  » »»

1883, ј4), частью в виде сборников ("Исторические очерки",  под  редакц.
В. Чуйко, СПб., 1886; "Сборник мелких статей и речей", перев. В. Штейна,
СПб.,  1895),  а  также  некоторые  его  рассказы  ("Бретонка"  в  "Сев.
Вестнике", 1890, ј7; "Трепальщик льна", в "Русск. Обозрении", 1893,  ј5;
"Эмма Козилис", ib.,  ј6).  Литература  о  Р.:  Desportes  et  Bournand,
"Ernest Renan, sa vie et son ceuvre" (П., 1892): E. Grant Duff,  "Ernest
R., in memoriam" (Л., 1893); Seailles, "Ernest R., essai  de  biographie
psychologique" (П., 1894); G. Monod, "Les  maitres  de  l'histoire:  R.,
Taine, Michelet" (П., 1894); Zeiler, "Strauss und R."  (в  его  "Histor.
Vortrage und Abhandlungen", т. I); Allier, "La philosophie d'Ernest  R."
(П., 1895); кн. С. Н. Трубецкой, "Р. и его философия"  ("Русск.  Мысль",
1898, ј 3); ст. Н. Страхова (в  его  "Борьбе  с  Западом"),  А.  Волкова
("Правосл. Собеседник", 1877, ј4), С-на ("Рус. Обозрение", 1892, ј  9  и
10), Л. Слонимского ("Вестн. Европы", 1892, ј 11 и  12);  характеристики
Э. Зола ("Вестник Европы", 1878, ј 5), Брандеса (перев. в "Деле",  1882,
ј3),  Леметра  (пер.  в  "Русск.  Мысли",  1888,  ј4);  Л.   Слонимский,
"Философские драмы Р." ("Вестн. Европы", 1893, ј1); ст. К.  Арсеньева  о
"Калибане" ("Вестн. Европы", 1879, ј1), об "Антихристе" (1875,  ј12),  о
"Souv. d'enf. et de jeun." (1883, ј9) и об "Истории Израильского народа"
(1888, ј6  и  1891,  ј5);  Ю.  Николаев,  "Р.,  как  беллетрист"  ("Рус.
Обозрение", 1893, ј6); абб.  Гетэ,  "Опровержение  на  выдуманную  жизнь
Иисуса Христа, соч. Э. Ренана" (пер,  с  франц.,  СПб.,  1865);  Берсье,
"Царское достоинство Иисуса Христа,  ответ  Э.  Ренану  и  Л.  Толстому"
("Правосл.   Обозрение",   1889,   ј4);   И.   Яхонтов,   "Изложение   и
историко-критический  разбор  мнения  Р.  о   происхождении   еврейского
единобожия" ("Прибавления к Творениям св. отцов", 1884, ч.  XXXIII).  С.
Годлевский, "P., как человек и писатель" (СПб., 1895).
   Ренегат (новолат.) - лицо, отрекшееся от своей  веры,  в  особенности
перешедшее из христианства в ислам.
   Ренессанс (итал. Rinascimento. франц.  Renaissans  =  Возрождение)  -
общепринятое название эпохи, следовавшей в  истории  западноевропейского
искусства за готической и продолжавшейся со средины  XV  до  начала  XVI
стол. Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре
к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства, а  в
живописи и ваянии, кроме того
   - сближением художников  с  природой,  ближайшим  вникновением  их  в
законы анатомии,  перспективы,  действия  света  и  других  естественных
явлений. Движение в этом направлении возникло прежде всего в Италии, где
первые его признаки были заметны еще в XIII и XIV  вв.  (в  деятельности
семейства Низано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твердо установилось
только с 20-х годов XV  в.  Во  Франции,  Германии  и  др.  странах  это
движение началось значительно позже; несмотря на это, его свойства и ход
развития, особенно в том, что касается до архитектуры, были везде  почти
одинаковы. Вообще эпоху Р. можно разделить на  три  периода.  Первый  из
них, период так наз. "Раннего  Возрождения",  обнимает  собой  в  Италии
время с 1420 по 1500 г. В течете этих восьмидесяти лет искусство еще  не
вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать
к ним элементы, заимствованные из классической  древности,  и  старается
примирить  между  собою  те  и  другие.  Лишь  впоследствии,  и   только
мало-помалу, под влиянием все сильнее  и  сильнее  изменяющихся  условий
жизни и культуры, художники совершенно бросают  средневековые  основы  и
смело пользуются образцами античного искусства  как  в  общей  концепции
своих произведений, так и в их деталях. Церковное зодчество остается еще
верным типу базилик с плоским потолком или с крестовыми  сводами,  но  в
обработке частностей, в расстановке колонн и столбов, в  их  отделке,  в
распределении арок и архитравов, в обработке окон и порталов,  подражает
грекоримским памятникам, причем стремится - по крайней мере в Италии - к
образованию обширных,  свободных  пространств  внутри  зданий.  Особенно
излюбленным становится коринфский орден, капители которого  подвергаются
разнообразным видоизменениям, подчас весьма остроумным и  красивым.  Еще
более,  чем  в  храмоздательство,  новизна   проникает   в   гражданскую
архитектуру, произведения которой, главным образом  дворцы  владетельных
особ, городских властей и знатных людей, хотя и удерживают в себе  нечто
средневековое, но изменяют свой прежний крепостной, угрюмый характеры на
более приветливый и нарядный, становятся столь же не похожими на прежние
замки,  как  новая,  более  безопасная  жизнь  не  похожа  на  тревожное
существование предшествовавшего времени. Важную роль в  этих  постройках
играют просторные, красивые внутренние дворы, обнесенные в  нижнем  и  в
верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые  поддерживаются  либо
колоннами, либо пилястрами античной  формы  и  с  античными  капителями.
Повсюду  в   зданиях   видно   стремление   их   соорудителей   соблюсти
симметричность и гармонию пропорций; фасад  обыкновенно  расчленяется  в
горизонтальном направлении посредством изящных карнизов  и  увенчивается
вверху особенно роскошным главным карнизом,  образующим  сильный  выступ
под крышею. Замечательнейшие  из  итальянских  архитектурных  памятников
раннего Р. мы находим во Флоренции;  это  -  купол  тамошнего  собора  и
палаццо Питти (создания Ф. Брунеллески),  дворцы  Риккарди  (построенный
Микелоццо Микелоцци), Строци (Бенедетто да Майяно и С.  Кронака),  Гонди
(Джульяно да Сан Галло), Руччеллаи (Л. Б. Альберта) и  нек.  др.;  кроме
того, любопытны относящиеся к рассматриваемому периоду малый  и  большой
венецианские дворцы в Риме (Бернардо ди Лоренцо), Чертоза в Павии (Амбр.
Боргоньоне), палаццо Вендрамин Калерджи (П. Ломбарде), Корнер  Спинелли,
Тревизан, Кантарини и, наконец,  дворец  дожей,  в  Венеции.  Тогда  как
искусство в Италии уже решительно шло по  пути  подражания  классической
древности, в других странах оно  долго  держалось  традиций  готического
стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только
в конце XV ст., и его ранний период длится, приблизительно, до  половины
следующего   столетия,   не   производя,   впрочем,   ничего    особенно
замечательного.  Второй  период  Возрождения  -  время  самого   пышного
развития его стиля - принято называть "Высоким Р." (Hochrenaissance); он
простирается в Италии приблизительно от 1500 по  1580  г.  В  это  время
центр тяжести  итальянского  искусства,  которое  возделывалось  дотоле,
главным образом, во Флоренции, перемещается в Рим; благодаря  вступлению
на  папский  престол  Юлия  II,  человека   честолюбивого;   смелого   и
предприимчивого, привлекшего к  своему  двору  лучших  артистов  Италии,
занимавшего их многочисленными и  важными  работами  и  дававшего  собою
другим пример любви  к  художествам.  При  этом  папе  и  его  ближайших
преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времен Перикла:  в  нем
созидается множество  монументальных  зданий,  исполняются  великолепные
скульптурные  произведения,  пишутся  фрески  и  картины,  до  сих   пор

Страницы: «« « 2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572   2573  2574   2575   2576   2577   2578   2579   2580   2581   2582   2583  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь