Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2561   2562   2563   2564   2565   2566   2567   2568   2569  2570   2571   2572   2573   2574   2575   2576   2577   2578   2579  » »»

типов Р., изменяется от 119,55 мм. (правительственный тип  221/2  фн.  в
погонном футе) до 127 мм. (напр. 24-фунтовый Р. Китайской Восточной жел.
дор.), ширина пяты измеряется от 100 до 115 мм.;  толщина  края  подошвы
около 8 мм., толщина шейки около 12 мм., ширина головки 53
   - 62 мм., толщина ее 35 - 39 мм. Для приемки Р. установлены правилами
нашего  министерства  путей  сообщения  пробы  на  изгиб  -  посредством
нагрузки и на излом - посредством удара. Для пробы  изгибом,  кусок  Р.,
длиной не менее 5 фт., положенный на двух опорах, взаимно  удаленных  на
31/2 фт., подвергается действию груза от 700 (для  Р.  весом  18  фн.  в
погонном футе) до  1125  пд.  (для  241/2  фунтового  Р.),  приложенного
посредине между опорами. Окончательный постоянный прогиб под этим грузом
не должен превосходить 3/4 мм. По русским правилам приемки Р.  кусок  Р.
не менее 5 фт. подвергается  пробе  при  температуре  не  менее  12ё  по
Реомюру. Такой кусок Р. располагается на опорах, как при описанной  выше
пробе на изгиб, и подвергается двум ударам бабы, весом 30 пд.,  падающей
с высоты от 6,75 фт. (для Р. 18 фунтовых) до  8,75  фт.  (для  Р.  241/2
фунтовых). При этом Р.  может  изгибаться,  но  не  должен  представлять
никаких наружных признаков излома.
   А. Таненбаум.
   Рембрандт  ван  Рейн  (Rembrandt  van  Rijn)  -  великий  голландский
живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер
ван Рейн, род. 15 июля 1606 г. в Лейдене. Во время появления Р. на  свет
дела его отца находились в цветущем положении, что  позволило  ему  дать
своему четвертому сыну  более  тщательное  образование,  чем  то,  какое
получили старине сыновья,  сделавшиеся  ремесленниками.  Р.  поступил  в
латинскую  школу,  с  тем,  чтобы  впоследствии  перейти  в   лейденский
университет. Но школьные занятия не удовлетворяли Р.; он учился плохо, и
в конце концов Гармен ван Рейн должен был уступить желанию  своего  сына
сделаться живописцем. Первым учителем, к которому  отец  отдал  Р.,  был
Якоб ван Сваненбюрх, весьма посредственный живописец, но,  как  человек,
побывавший   и   работавший   в   Италии,   пользовавшийся    у    своих
соотечественников большим уважением. Пробыв в мастерской этого художника
около трех лет, Р. переехал в Амстердам и поступил там в ученье к Питеру
Ластману,  ученику  Адама  Эльсгеймера.  Этот  наставник  оказал  на  Р.
довольно  значительное  влияние  и,  по-видимому,   научил   его   также
гравировальному искусству. В 1623 г. Р. возвратился  на  родину,  и,  по
всей вероятности, в 1628 г.,  был  уже  вполне  готовым  художником;  по
крайней мере известно, что в это время он уже  имел  ученика,  а  именно
знаменитого  впоследствии  Герарда  Доу.  Первые  известные  картины  Р.
относятся к 1627 г. Большое число работ, исполненных им  в  этот  период
его жизни, свидетельствует о  неустанном  труде,  с  каким  старался  он
совершенствоваться. Все окружающее доставляло  ему  модели,  главным  же
образом он пользовался для своих эскизов, картин и гравюр  лицами  своих
близких и своим собственным. К этому  времени  относятся  многочисленные
портреты его самого, матери, отца, а также  изображения  подмеченных  им
уличных типов и сцен. При этом Р. работал также и по заказам посторонних
лиц, что доказывает, между прочим, хранящийся в  кассельской  галерее  и
помеченный 1630 г. портрет мужчины с двойной золотой  цепью  на  шее.  В
1631 г. Р. переселился в Амстердам, и с тех  пор  лишь  изредка  навещал
свой родной город. В Амстердаме  он  очень  быстро  достиг  известности;
однако, несмотря на массу заказов, он не переставал работать единственно
с целью своего усовершенствования, рисуя с натуры и гравируя  интересные
типы, которые попадались на каждом шагу в еврейском квартале  города.  В
эту пору жизни Р. им  были  написаны:  "Урок  Анатомии"  (1632,  нах.  в
Гааге),  портрет  Коппеноля  (нах.  в  Касселе)  и  эрмитажный   портрет
каллиграфа (1631 г. ј808). В 1634 г. Р. женился на Саскии ван  Юленборх,
дочери ученого юриста. Этой женитьбой открывается самая счастливая  пора
его жизни: он пользуется материальным благосостоянием, избытком  заказов
и нужной привязанностью своей молодой супруги. Саския часто фигурирует в
рембрандтовских  произведениях  этого  периода,  причем  черты  ее  лица
встречаются не только в портретах, но и в других  картинах  и  гравюрах.
Среди портретов Саскии наибольшей известностью  пользуются:  -  "портрет
невесты P." (в кассельск. гал.), "Портрет Саскии" (в дрезд. гал.) и  "Р.
с его женою" (там же). Однако,  счастье  и  довольство  выпали  на  долю
гениальному  мастеру  не  надолго.  В  1642  г.  Саския  скончалась;  от
семилетнего брака у нее было четверо детей, из которых только один  сын,
Титюс, пережил свою мать. С этой поры  обстоятельства  Р.  изменяются  к
худшему; хотя он и нашел  себе  подругу  жизни  в  лице  своей  служанки
Гендрикие Ягерс, по прозвищу Стоффельс, от которой родилась у него дочь,
но материальное благосостояние его пошатнулось вследствие овладевшей  им
страсти к коллекционерству  художественных  предметов  и  редкостей.  Он
тратил на них массу денег до такой степени, что в 1656 г.  был  объявлен
несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить  свой  дом  и
переселиться в  гостиницу.  Чтобы  помочь  своему  сожителю,  Гендрикие,
вместе с его сыном основала компанию, для торговли картинами, эстампами,
гравюрами на дереве и всевозможными редкостями. Несмотря на то, дела  Р.
шли все хуже и хуже, особенно после кончины  Гендрикие,  около  1661  г.
Чрез семь  лет  умер  и  сын  художника,  Титюс.  Очутившись  в  тяжелом
материальном положении, Р. не терял, однако, энергии, много  работал,  и
все-таки,  при  всем  своем  трудолюбии,  не  мог  выйти  из  стесненных
обстоятельств. Причиной тому было то, что  вкусы  публики  в  это  время
изменились, и широкое, сочное письмо Р., его прием трактовать освещение,
сосредоточивать освещение в одном пункте  и  оставлять  остальные  части
картины в тени и  полутени,  перестали  нравиться  любителям  искусства,
которые стали увлекаться тщательно исполненной,  светлой  живописью.  Р.
ум.  в  крайней  бедности,  в  первых   числах   октября   1669   г.   В
противоположность близорукому суду современников этого мастера, приговор
потомства поставил его на высокое место в истории искусства. Р. -  самый
характерный представитель голландской школы живописи; в  его  творчество
наиболее  полно  и  всесторонне  отразились  тенденции  этой  школы,   и
благодаря необычайному гению, которым наделила его природа, произведения
его  являются  как  бы  синтезом  всей  северной  живописи.  По   своему
миросозерцанию, Р., прежде всего, глубокий реалист: реализмом проникнуты
все его работы, вне зависимости от того, из какой области он черпает для
них сюжеты.  Даже  в  таких  изображениях,  как  мифологические,  Р.  не
отрешается от действительности,  представляет  себе  греческих  богов  и
богинь в виде современных  ему  голландцев  и  голландок  (как  напр.  в
эрмитажной "Данае"). Еще более  того:  в  некоторых  картинах  подобного
рода, он как бы  старается  отринуть  от  себя  всякое  представление  о
присущей античным богам красоте форм, и умышленно  вдается  в  некоторую

Страницы: «« « 2561   2562   2563   2564   2565   2566   2567   2568   2569  2570   2571   2572   2573   2574   2575   2576   2577   2578   2579  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь