Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 17   18   19   20   21   22   23   24   25  26   27   28   29   30   31   32   33   34   35  » »»

относятся  так  называемые  Адамовы  книги,  из  них  наиболее  известны
эфиопские (по  нем.  Дильман,  Г„ттинг.,  1853  г.).  Здесь  фантастично
обрисована жизнь первых людей,  с  примесью  догматических  взглядов  на
первобытное  состояние,  на  грехопадение  и  искупление,   на   котором
построена дальнейшая история людей, до смерти  Ноя;  потом  уже  идет  в
хронологическом порядке до Р. Хр.
   Как евреи, так и персы, можно полагать, заимствовали свои предания  о
первых людях  из  древних  ассирийско-вавилонских  источников,  так  как
тождественные   сказания   находятся   и   в   клинообразных   надписях:
составленных за 2000 лет до Р. Х., т.о. задолго до Моисея и Зороастра, и
открытых в новейшее время в развалинах древней Ниневии. На одной  плитке
из коллекции  плиток,  извлеченных  из  развалин  Сарданапалова  дворца,
хранящихся  в  Британском  музее,  находится   следующая   фрагментарная
надпись: "После того как боги сотворили живых существ, скот и  зверей  и
гадов полевых... бог (Хао) создал двоих...". Здесь очевидно речь идет  о
сотворении  первого  человека  и  ассирийское  предание  таким   образом
согласуется с приведенною нами первою  редакцией  библейского  сказания.
Подобное же совпадение между библейским  и  древневавилонским  преданием
находим и относительно сказания о грехопадении,  которое  в  ассирийских
источниках иллюстрируется  даже  барельефными  изображениями.  Так  один
барельеф на цилиндре, хранящемся  также  в  British  museum,  изображает
мужчину и женщину сидящих у дерева и простирающих  руки  к  его  плодам.
Сзади  женщины  подымается  змея.  Другой  барельеф  представляет  также
покрытое плодами дерево, окруженное крылатыми фигурами. Очевидно, первый
барельеф  изображает  факт  вкушения  запрещенного  плода,  а  второй  -
изгнание из рая и охранение его херувимами. См. Дж. Смит  "The  Chaldean
Account  of  Genesis"  etc.  в  немецком  переводе  Chaldaische  Genesis
(Лейпциг, 1876).
   Адан (Адольф Шарль) - франц. компонист, род. 24-го  июля  1803  г.  в
Париже, в 1814 г. поступил  в  консерваторию  и  был  учеником  Рейха  и
Боальдье. Его  первое  произведение  незначительно  -  одноактная  опера
"Pierre et Catherine" (1829 г.). Лучшее  же  произв.,  его  прославившее
"Postilion de Longjumean", дававшееся в 1836 г.  с  большим  успехом  во
Франции в других государствах. От 1836 - 46 г. он нап.  10  опер,  между
проч. "Le brasseur de Preston" 1838 г. и несколько балетов. В 1847 г. А.
устроил в Пар. 3-й лирический театр, Theatre Nаtional,  предназнач.  для
опер молод. композиторов, но в 1848 г., во время февр. революции,  театр
уничтожен и А. разорился.  Он  получил  место  профессора  композиции  в
консерватории. В 1849 г. поставил комич. оперу  "Тореадор"  и  затем  14
больш. и мал. опер, между проч. в 1850 г. большим  успехом  пользовалась
опера "Griralda ou la nouvelle Psychee". Он умер 3-го мая 1856 г. в Пар.
- Жан-Луи А., отец его, известный учитель музыки, род. 3 дек. 1768 г.  в
Шлетштеде (Эльзас), 18-ти лет приехал в Париж, где 1797  г.  был  сделан
професс. консерв. Из его учеников изв. Калькбреннер, Герольд  и  др.  Он
умер 11-го апреля 1848 г. Из его сочинений изв. "Methode  de  pianoforte
du conservatoire de Paris" (в нем. переводе Черни, Вена 1826 г.).
   Адванта, (advaita, буквально  значить  не  дуализм)  означает  учение
индийской философии об единстве вселенной, т.е. о существовании  мировой
души (brahman), как единственно реального бытия, с которым все отдельные
души составляют одно, причем весь  материальный  мир  представляет  лишь
одно внешнее проявление brahman'a, не имеющего реального бытия.  Зачатки
этого учения, оказавшего  существенное  влияние  на  все  Mиpoсозерцание
индусов, можно проследить еще в эпохе ведских  гимнов,  но  окончательно
это учение было выработано в ведантской системе комментатором последней,
Санкарой  (VIII  в.),   отчего   он   получил   прозвание   Адваитавадин
(возвеститель монизма).
   Адвентисты - секта, основанная в 1833 г. В. Мюлером (род. 1782,  умер
1849),  проповедавшим  в  Нью-Йорке  близость  кончины  Мира.   По   его
вычислениям, основанным на  8  гл.  пророка  Даниила,  светопреставление
должно было произойти в 1843 г., но когда это не случилось,  он  перенес
его на 1847 г. Хотя  предсказание  и  на  этот  раз  не  сбылось,  секта
продолжала распространяться и насчитывает в  настоящее  время  до  80000
последователей, органом которых является "Advent  Herald".  В  последнее
время А. выделили из своей среды новую секту - А. седьмого дня  (seventh
day adventists) или субботников (sabbatarier), которые также ждут скорой
кончины  Мира,  но  не  назначают  для  этого  определенного  дня;   они
настаивают в особенности на соблюдении святости субботнего дня, вместе с
баптистами требуют крещения взрослых и именно посредством  погружения  и
строго осуждают употребление табака и спиртных  напитков;  последователи
их учения обязываются соблюдать строжайшую воздержность. Главарями секты
были Джемс Уайт (умер 1881) и  И.  Андрюс  (умер  1883).  Первая  община
образовалась в Вашингтоне, в 1844 г.; в 1861 г. в Батль-Крике  (Мичиган)
организовалось большое издательское предприятие, издающее па языках всех
цивилизованных народов газеты и брошюры в духе А.; рядом с ним возник  в
1875 г. институт для подготовки проповедников, имеющий в настоящее время
до 100 учеников; в Америке насчитывается 700 общин с  20  т.  членов.  В
последнее время А. пытались  перенести  свою  деятельность  в  Европу  и
открыли в  Базеле  отделение  своего  издательского  предприятия,  но  с
незначительным успехом: по их собственному свидетельству,  они  имеют  в
Европе не более 500 последователей. Их базельский орган  -  "Herold  der
Wahrheit", англ. главн. орган
   - "The Advent review and Sabbath herald".
   Аденоид или аденома (греч.) - железистая опухоль. Под  этим  разумеют
новообразование  железистой   ткани   на   подобие   опухоли,   с   ясно
обозначенными очертаниями. Чаще всего эти опухоли наблюдаются в  грудной
железе,  в  щитовидной  железе,  в  коже  и  на   слизистых   оболочках.
Первоначально все они имеют доброкачественный характер,  но  с  течением
времени некоторые аденомы переходят  в  ракообразные  опухоли  и  тогда,
подобно последним, подлежат удалению ножом.
   Адепт. Так именовался у алхимиков человек, посвященный уже в таинства
науки, обладавший следовательно тайной превращения в золото (философским
камнем),  или  жизненным  эликсиром.  Не  достигшие  еще  этого   знания
именовались алхимиками, ученики - философами. А.  называют  в  настоящее
время вообще людей, посвященных в таинства науки, искусства или секты.
   Административное право (Droit  administratif).  Под  этим  именем  во
Франции  разумеется  политико-юридическая   наука,   изучающая   вопросы
государственного управления, включаемая некоторыми французскими  учеными
прямо в государственное право (droit public); в Германии она  некоторыми
называется Полицейское право (Polizeirecht), другими - право внутреннего
управления (das Recht  der  inneren  Verwaltung).  В  России  эта  наука

Страницы: «« « 17   18   19   20   21   22   23   24   25  26   27   28   29   30   31   32   33   34   35  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь