|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 » »» к югу от А., лежит Тадж-Магал, знаменитый мавзолей, сооруженный великим
Моголом шахом Джеганом (1628 - 58) для его супруги Бану, по прозванию
Мумтаци-Магал, впоследствии послуживший местом упокоения и для него
самого. Этот мавзолей, вполне сохранившийся до сих пор, есть
прекраснейшее произведение зодчества во всей Азии. Он сделан из белого
мрамора и возвышается внутри сада, окруженный высокими кипарисами,
мраморными бассейнами, фонтанами, цветниками и фруктовыми деревьями.
Главное здание имеет в вышину 61 м. и окружено четырьмя постройками
меньшего размера. Внутренность, снизу до купола включительно, украшена
мозаичными работами из агата, яшмы, лапис-лазури, цветных мраморов и
проч., представляющими собою цветочные гирлянды, куски плодов и надписи
из черного мрамора. Могила шаха Джегана несколько выше могилы его
супруги, но не так богато украшена. Рисунок здания сделан, как говорят,
самим шахом Джеганом, а строительные работы производились под
руководством одного итальянца. По другому сказанию, строителем был один
магометанин из Сахары, под руководством которого трудились разные
зодчие, стекавшиеся со всех концов Индии, из Персии, Кабула и даже из
Турции (или Рума, как она называется в Индии). Стоимость сооружения
простиралась до 8 милл. рублей. Английское правительство заботится о
сохранении этого памятника. В провинции А., разделенной на 6 округов, на
пространстве 26324 квадр. км. (1881) 4834,064 жит., по большей части
индусов.
Агрикола (Георг), собственно Бауэр , немецкий ученый, оказавший
большие услуги минералогии и науке горного дела, род. 24 марта 1490 в
Глаухау, в 1518 - 22 был уже ректором школы в Цвикау, затем изучал в
Лейпциге и Италии медицину и в 1527 поселился, в качестве практического
врача, в Иоахимстале в Богемии. Переселившись в 1531 в Хемниц, он вполне
посвятил себя науке горного дела, получил от курфюрста Морица годовое
содержание и готовую квартиру, а впоследствии занял в Хемнице место
городского врача и был бургомистром. В этом же городе он и умер 21
ноября 1555. А. был первым систематическим минералогом в Германии.
Принимая во внимание морфологические признаки ископаемых, он различал
простые и слоеные минералы и разделял первые на земли, конкреции камни и
металлы. Эта система легла в основание всех дальнейших минералогических
работ до XVIII столет. включительно. Вот важнейшие из сочинений
Агриколы: "De ortu el causis subterraneorum" (Баз., 1546 и 1558), "De re
metallica" (Баз., 1530; Лейпц., 1546; в немецком переводе
"Bergwerksbuch" Баз., 1621) и "De mensuris et ponderibus Romanorum et
Graecorum" (Баз., 1533 и 1550). Его "Mineralog. Schriften" были
переведены Леманом (4 ч., Фрейберг, 1806 - 13), а его "Bergmannus" или
разговоры о горном производстве - Шмидтом (Фрейберг, 1806). Ср. Бехера:
"Agricola und A. G. Wemer" (Фрейберг, 1820).
Адажио (Adagio, итал.) означает медленно, покойно. Оно составляет
вторую степень главных музыкальных движений, и обозначает более скорое
движение, чем Largo (самое медленное), но медленнее andante (более
подвижное) У Генделя и в музыке его времени Adagio считалось безусловно
медленнее, чем Largo.
В крупных произведениях инструментальной и камерной музыки
(симфониях, сонатах, квартетах), обыкновенно встречается вторая или
третья часть с таким обозначением темпа; А. служит необходимым
контрастом по сравнению с быстрым и бурным движением в предыдущей и
последующих частях.
Размер тактов А. должен быть большой (9/8 - 12/8), имея в виду, с
одной стороны, широкую, певучую мелодию; с другой же, чтобы дать место
вариациям этой мелодии. Верная и прочувствованная передача А. составляет
пробный камень в искусстве исполнения каждого музыканта и певца. Вместе
с тем, А. является несомненным показателем степени истинной
талантливости, признаком настоящего таланта композитора, потому что как
в А. так и в Largo, полных внутренней, музыкальной содержательности и
богатства мысли, и обнаруживается, главным образом, талант и мастерство
композитора.
Адам и Ева - прародители человеческого рода. (Адам по-еврейски -
человек, Ева - Haviva - земля, как мать всего живущего). В 1-й Моисеевой
книге мы встречаем два указания на сотворение человека. Первое говорит,
что Бог создал на 6-й день мужчину и женщину, по своему образу и подобию
(1, 26 - 30). Второе, что Бог создал сперва одного человека (по евр. -
aclam) из земли (евр. adama) и поселил его в прекрасном саду, где
находились два заветных дерева: древо жизни и древо познания добра и
зла. Еву Бог создал позднее, вынув ребро у спящего А. (см. гл. 2 - 3).
Дальнейшее человечество произошло после грехопадения и изгнания первых
людей из рая от Каина (гл. 4) и Сифа (гл. 5). По еврейскому сказанию А.
покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию - на
Голгофе.
С библейскими сказаниями о первом человеке сходны сказания Зендавесты
у Персов. Ормузд создал первого человека из огня, воды, воздуха, земли и
вдунул в него бессмертную душу. В саду Эдем растет древо жизни - Нот,
плоды которого дают бессмертие. Мстительный Ариман, в образе змия,
является к прародителям, соблазняет их и нарушает счастье бессмертной
души. По сказаниям персов, грифы охраняют золотую гору. В Коране
сказано, что Бог создал тело из глины, а душу из огня. Все ангелы
признали новое творение, один Эблис отказался и был изгнан из рая, где
поселился А. В раю была создана Ева. Эблис из мести соблазнил первых
людей и они были сброшены на землю. Бог сжалился над раскаявшимся А. и
послал архангела Гаврила научить его заповедям Божьим, на том самом
месте, где позднее был воздвигнут храм в Мекке. А. свято исполнял
заповеди, за что через 2000 лет на горе Арарат вновь нашел свою жену. А.
похоронен на г. Абукаи, около Мекки. Позднейшие сказания иудеев и
мохаммедан собраны Эйзенменгером ("Entdecktes Judentbum, Франкф., 1700
г.) и Гербелотом ("Bibliotheque orientale"). В новой священной истории,
как и в древнем Моисеевом сказании, первый человек А. является
виновником греха и смерти (Рим. 5, 14), ему противопост. Христос, второй
А., виновник жизни и бессмертия. В толковательной системе христианских
гностиков и манихеев и в откровении мандеев А. считается первым
безгрешным существом в Мире духов. В средние века А. и Е. часто
изображали на произвед. искусства. Эти фигуры встречались на серебряных
и цинковых купелях XIV и XV стол., в преддвериях готических церквей;
фигуры изображались опоясанными листьями смоковницы, подле древа
познания добра и зла; внутри же одной церкви Е. изображена за прялкой с
ребенком, а А. - за плугом. В средние века история первых людей служила
темой для мистерий, напр. во Франции. К древней христианской литературе
Страницы: «« « 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |