Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»

к югу от А., лежит Тадж-Магал, знаменитый мавзолей, сооруженный  великим
Моголом шахом Джеганом (1628 - 58) для его супруги  Бану,  по  прозванию
Мумтаци-Магал, впоследствии послуживший  местом  упокоения  и  для  него
самого.  Этот  мавзолей,  вполне  сохранившийся   до   сих   пор,   есть
прекраснейшее произведение зодчества во всей Азии. Он сделан  из  белого
мрамора и  возвышается  внутри  сада,  окруженный  высокими  кипарисами,
мраморными бассейнами, фонтанами,  цветниками  и  фруктовыми  деревьями.
Главное здание имеет в вышину 61  м.  и  окружено  четырьмя  постройками
меньшего размера. Внутренность, снизу до купола  включительно,  украшена
мозаичными работами из агата, яшмы,  лапис-лазури,  цветных  мраморов  и
проч., представляющими собою цветочные гирлянды, куски плодов и  надписи
из черного мрамора.  Могила  шаха  Джегана  несколько  выше  могилы  его
супруги, но не так богато украшена. Рисунок здания сделан, как  говорят,
самим  шахом  Джеганом,  а   строительные   работы   производились   под
руководством одного итальянца. По другому сказанию, строителем был  один
магометанин  из  Сахары,  под  руководством  которого  трудились  разные
зодчие, стекавшиеся со всех концов Индии, из Персии, Кабула  и  даже  из
Турции (или Рума, как она  называется  в  Индии).  Стоимость  сооружения
простиралась до 8 милл. рублей.  Английское  правительство  заботится  о
сохранении этого памятника. В провинции А., разделенной на 6 округов, на
пространстве 26324 квадр. км. (1881) 4834,064  жит.,  по  большей  части
индусов.
   Агрикола (Георг),  собственно  Бауэр  ,  немецкий  ученый,  оказавший
большие услуги минералогии и науке горного дела, род. 24  марта  1490  в
Глаухау, в 1518 - 22 был уже ректором школы в  Цвикау,  затем  изучал  в
Лейпциге и Италии медицину и в 1527 поселился, в качестве  практического
врача, в Иоахимстале в Богемии. Переселившись в 1531 в Хемниц, он вполне
посвятил себя науке горного дела, получил от  курфюрста  Морица  годовое
содержание и готовую квартиру, а  впоследствии  занял  в  Хемнице  место
городского врача и был бургомистром. В этом  же  городе  он  и  умер  21
ноября 1555. А.  был  первым  систематическим  минералогом  в  Германии.
Принимая во внимание морфологические признаки  ископаемых,  он  различал
простые и слоеные минералы и разделял первые на земли, конкреции камни и
металлы. Эта система легла в основание всех дальнейших  минералогических
работ  до  XVIII  столет.  включительно.  Вот  важнейшие  из   сочинений
Агриколы: "De ortu el causis subterraneorum" (Баз., 1546 и 1558), "De re
metallica"   (Баз.,   1530;   Лейпц.,   1546;   в   немецком    переводе
"Bergwerksbuch" Баз., 1621) и "De mensuris et  ponderibus  Romanorum  et
Graecorum"  (Баз.,  1533  и  1550).  Его  "Mineralog.  Schriften"   были
переведены Леманом (4 ч., Фрейберг, 1806 - 13), а его  "Bergmannus"  или
разговоры о горном производстве - Шмидтом (Фрейберг, 1806). Ср.  Бехера:
"Agricola und A. G. Wemer" (Фрейберг, 1820).
   Адажио (Adagio, итал.) означает  медленно,  покойно.  Оно  составляет
вторую степень главных музыкальных движений, и обозначает  более  скорое
движение, чем Largo  (самое  медленное),  но  медленнее  andante  (более
подвижное) У Генделя и в музыке его времени Adagio считалось  безусловно
медленнее, чем Largo.
   В  крупных   произведениях   инструментальной   и   камерной   музыки
(симфониях, сонатах,  квартетах),  обыкновенно  встречается  вторая  или
третья  часть  с  таким  обозначением  темпа;  А.   служит   необходимым
контрастом по сравнению с быстрым и  бурным  движением  в  предыдущей  и
последующих частях.
   Размер тактов А. должен быть большой (9/8 - 12/8),  имея  в  виду,  с
одной стороны, широкую, певучую мелодию; с другой же, чтобы  дать  место
вариациям этой мелодии. Верная и прочувствованная передача А. составляет
пробный камень в искусстве исполнения каждого музыканта и певца.  Вместе
с  тем,   А.   является   несомненным   показателем   степени   истинной
талантливости, признаком настоящего таланта композитора, потому что  как
в А. так и в Largo, полных внутренней,  музыкальной  содержательности  и
богатства мысли, и обнаруживается, главным образом, талант и  мастерство
композитора.
   Адам и Ева - прародители  человеческого  рода.  (Адам  по-еврейски  -
человек, Ева - Haviva - земля, как мать всего живущего). В 1-й Моисеевой
книге мы встречаем два указания на сотворение человека. Первое  говорит,
что Бог создал на 6-й день мужчину и женщину, по своему образу и подобию
(1, 26 - 30). Второе, что Бог создал сперва одного человека (по  евр.  -
aclam) из земли (евр. adama)  и  поселил  его  в  прекрасном  саду,  где
находились два заветных дерева: древо жизни и  древо  познания  добра  и
зла. Еву Бог создал позднее, вынув ребро у спящего А. (см. гл. 2  -  3).
Дальнейшее человечество произошло после грехопадения и  изгнания  первых
людей из рая от Каина (гл. 4) и Сифа (гл. 5). По еврейскому сказанию  А.
покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому  сказанию  -  на
Голгофе.
   С библейскими сказаниями о первом человеке сходны сказания Зендавесты
у Персов. Ормузд создал первого человека из огня, воды, воздуха, земли и
вдунул в него бессмертную душу. В саду Эдем растет древо  жизни  -  Нот,
плоды которого дают  бессмертие.  Мстительный  Ариман,  в  образе  змия,
является к прародителям, соблазняет их и  нарушает  счастье  бессмертной
души. По  сказаниям  персов,  грифы  охраняют  золотую  гору.  В  Коране
сказано, что Бог создал тело из  глины,  а  душу  из  огня.  Все  ангелы
признали новое творение, один Эблис отказался и был изгнан из  рая,  где
поселился А. В раю была создана Ева. Эблис  из  мести  соблазнил  первых
людей и они были сброшены на землю. Бог сжалился над раскаявшимся  А.  и
послал архангела Гаврила научить его  заповедям  Божьим,  на  том  самом
месте, где позднее был  воздвигнут  храм  в  Мекке.  А.  свято  исполнял
заповеди, за что через 2000 лет на горе Арарат вновь нашел свою жену. А.
похоронен на г.  Абукаи,  около  Мекки.  Позднейшие  сказания  иудеев  и
мохаммедан собраны Эйзенменгером ("Entdecktes Judentbum,  Франкф.,  1700
г.) и Гербелотом ("Bibliotheque orientale"). В новой священной  истории,
как  и  в  древнем  Моисеевом  сказании,  первый  человек  А.   является
виновником греха и смерти (Рим. 5, 14), ему противопост. Христос, второй
А., виновник жизни и бессмертия. В толковательной  системе  христианских
гностиков  и  манихеев  и  в  откровении  мандеев  А.  считается  первым
безгрешным существом в  Мире  духов.  В  средние  века  А.  и  Е.  часто
изображали на произвед. искусства. Эти фигуры встречались на  серебряных
и цинковых купелях XIV и XV стол.,  в  преддвериях  готических  церквей;
фигуры  изображались  опоясанными  листьями  смоковницы,   подле   древа
познания добра и зла; внутри же одной церкви Е. изображена за прялкой  с
ребенком, а А. - за плугом. В средние века история первых людей  служила
темой для мистерий, напр. во Франции. К древней христианской  литературе

Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь