Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2897 2898 2899 2900 2901 2902 2903 2904 2905 2906 2907 2908 2909 2910 2911 2912 2913 2914 2915 » »» составила подробный отчет о своих заседаниях и достигнутых результатах и напечатала его в газете "Голос". Заключение отчета сводилось к тому, что С. есть суеверие. Занятия комиссии, видимо, оказали влияние на русское общество. Увлечение спиритическими явлениями постепенно стало ослабевать, и спиритические опыты были заброшены. В 1891 г. Н. П. Вагнер сделал попытку оживить в русском обществе интерес к спиритическим явлениям. По его инициативе было образовано при спб. унив. русское общество экспериментальной психологии. Но это общество не привлекает к себе внимания. Спиритические явления объясняются различно. Спириты видят в них обнаружение душ умерших людей. Но весьма большое количество явлений, который первоначально считались действием духов, оказались поддельными. Известен целый ряд медиумов, уличенных в обмане. Очень живое и интересное описание спиритических сеансов, завершившихся блестящим изобличением медиума Бастиана, дано австрийским эрцгерцогом Иоанном в его брошюре "Einblicke in den Spiritismus". В 1880-х годах был устроен в Лондоне особый театр, в котором акробаты-фокусники показывали так наз. спиритические явления и разъясняли, как они их производят. А знаменитый медиум Паркер, когда нажил капитал, сам смеялся над спиритизмом. называя его вековой глупостью. Другие спиритические явления, состоящие в автоматических движениях, удовлетворительно объясняются гипотезой полусознательных движений. Когда, напр., к опытам приступают лица с предвзятыми убеждениями и получают ответы, вполне согласные с убеждениями, ничего другого не происходит кроме полусознательного выражения этими лицами своих убеждений в соответствующих движениях. Весьма характерные и в то же время крайне курьезные примеры опытов подобного рода приводит Карпентер в сочинении "Основания физиологии ума" (СПб., 1877, стр. 255 - 258). Некоторые исследователи постулируют для объяснения спиритических явлений особые, до сих пор неизвестные науке, силы природы. Но эти постулаты могут иметь научное значение лишь тогда, когда будут основываться на тщательном анализе фактического материала. Литература С. чрезвычайно обширна. Заслуживают внимания: Capron, "Modern Spiritualism, its Facts etc." (Бостон, 1855); Stefanoni Luigi, "Storia critica della superstizione" (Милан, 1869); "Материалы для суждений о спиритизме", изд. Менделеева (СПб., 1876); А. Аксаков, "Памятник научного предубеждения" (СПб., 1883); его же, "Анализм и спиритизм" (СПб., 1893, 2 т.) и "Спиритизм и наука. Опытное исследование над психической силой" Вильяма Крукса (СПб., 1871); Бутлеров, "Статьи по медиумизму" (СПб., 1889); Карпентер, "Месмеризм, одилизм, столоверчение и спиритизм" (СПб., 1878); Э. Гартман, "Спиритизм" (СПб., 1878). Из периодических изданий первое место занимает журнал Аксакова "Psychische Studien" (Лпц., с 1874 г.). На русском яз. посвящен спиритическим явлениям журнал "Ребус". В. С. Спиритуализм - философское направление, противоположное материализму. (Некоторые отожествляют С. с идеализмом; спириты тоже иногда свое учение называют С.). Как материализм исходит из фактически данной противоположности явлений материального и духовного порядка и сводит вторые к первым, точно также и С. исходит из той же апории, но решает ее в противоположном духе, т. е. сводит явления материального порядка к духовным. Посредине между С. и материализмом стоит дуализм, признающий субстанциальное значение материи и духа; С. гораздо богаче и разнообразнее, чем материализм; слабые стороны материализма являются доводами в пользу С. и наоборот. В С. можно различить следующие направления: дух (а следовательно и душа) может быть понимаем в смысле субстанциальном или же в смысле динамическом), при чем тело может быть рассматриваемо как чистое явление человеч. сознания, или же телу может быть приписана относительная реальность. Абсолютным С. можно назвать то направление, которое душу рассматривает как субстанцию, а тело как чистое представление. Относительным С., приближающимся к дуализму, можно назвать то направление, которое признает за телом самостоятельное существование, но рассматривает тело как продукт душевной деятельности. Остальные формы С., рассматривающие тело как множественность субстанций однородных с душой, или же как средоточие душевной деятельности, - приближаются к монизму, т. е. к признанию единого субстанциального бытия с различными сторонами деятельности, представляющимся познанию противоположными. Примером абсолютного С. может служить учение Беркли. К относительным спиритуалистам следует отнести Аристотеля с его знаменитым определением души как "первой энтелехии физического тела, способного к жизни"; это определение рассматривает отношение души к телу как отношение формы к материи, деятельности к возможности; душа придает форму телу и своею деятельностью создает тело. Формулу Аристотеля повторяет Фома Аквинат (с некоторым, впрочем, приближением к дуализму) и многие из новых психологов, напр. Карус, Шуберт, Бурдах, отчасти Фихте младший и др. Динамическое воззрение на душу выразил Лейбниц, а за ним Гербарт и Лоце. Наконец Фихте старший (и отчасти Шопенгауэр) смотрит на душу как на деятельность, на тело как на представление или явление сознания. Следить за различными формами С. в новой философии значило бы написать целую историю новой философии, ибо вся она более или менее проникнута спиритуалистическими тенденциями, родственными идеализму и враждебными материализму. В пользу С., как тенденции, можно привести много различных доводов, и выгоды теоретическая и практическая С. весьма значительны. Во-первых, анализ познавательных процессов говорит за С. и против материализма; как бы мы не смотрели на знание, т. е. как на процесс, дающий нам лишь представления, или же как на процесс, знакомящий нас с самими предметами, во всяком случае это процесс, всецело принадлежащий душевной сознательной жизни, ни мало не похожий на механические процессы внешнего мира. Но оставив в стороне гносеологию и становясь на почву самых фактов, придется сказать, что и тут недостаточность механического мировоззрения понуждает перейти на точку зрения телеологическую, вытекающую из С. Процессы жизненные и сознательные, рассмотренные не с внешней точки зрения, заставляют предположить в теле и вообще в природе деятельное начало, созидающее сообразно идеальным началам, а не по внешним причинам. Множество фактов, относящихся к этому вопросу, собрано у Гартмана в его "Философии бессознательного". Наконец, с точки зрения С. можно защищать свободу, как свойство человеческого духа (не в смысле, конечно, свободы выбора) и таким путем найти доступ к решению практических и религиозных вопросов. Вообще говоря С., как теория более широкая и объемлющая, может признать за механическим воззрением некоторое значение, но не наоборот. В детальном проведении взглядов С. нельзя, однако, не отметить Страницы: «« « 2897 2898 2899 2900 2901 2902 2903 2904 2905 2906 2907 2908 2909 2910 2911 2912 2913 2914 2915 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |