Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2899   2900   2901   2902   2903   2904   2905   2906   2907  2908   2909   2910   2911   2912   2913   2914   2915   2916   2917  » »»

оставаться несколько недель или даже месяцев в состоянии покоя, и  тогда
уже прорастают. Большинство С.  прорастает  довольно  легко  в  воде,  в
влажном воздухе или в соответствующих питательных средах; в простой воде
С. дает только короткий росток и вскоре погибает; грибница же образуется
только в определенных средах и в искусственных  культурах.  Брефельду  и
другим ученым удалось получить от С. полный цикл развития гриба,  вплоть
до образовании плодов и новых С. Есть впрочем С., прорастание которых до
сих пор никак не удавалось наблюдать (многие гименомицеты, между  прочим
белый гриб,  березовый,  подосинник,  гастромицеты,  трюфели,  некоторые
навозные грибы  как  Sordaria).  Для  получения  прорастания  необходимы
особые условия, вероятно, предварительное пребывание  в  пищеварительных
органах травоядных или насекомых. С. сохраняют свою живучесть в  течение
определенного времени, весьма различного, смотря по видам и  по  внешним
условиям. Тогда как некоторые С. теряют способность прорастать уже через
сутки (Phytophthora), для многих других срок  живучести  определяется  в
один (Mucor  Coprinus,  Aspergillus)  год  или  даже  два  (Реnicillium,
Botrytis). Форма,  размеры,  окраска  С.  играют  очень  важную  роль  в
систематике грибов. Саккардо например основал на этих признаках всю свою
систему. Ср. De Bary, "Vergleichende Morphologie und Biologie der Pilze"
(Лпц., 1884); Tavel, "Vergleichende Morphologie der Pilze" (Иена, 1892).
   А. Ячевский.
   Справедливость  -  является  одним  из  высших   принципов   взаимных
отношений между людьми.  В  идее  С.  Спенсер  различает  два  элемента.
Положительный элемент ее заключается в  признании  за  каждым  человеком
права на беспрепятственную деятельность и на пользование  теми  благами,
которые она приносит; а так как люди одарены различно, то и в результате
их  действий  неизбежно  неравенство.  Отрицательный  элемент  идеи   С.
заключается в сознании того,  что  существуют  пределы,  обусловливаемые
наличностью других людей, имеющих одинаковые права, уважение  к  которым
является необходимейшим условием общественной жизни; в  мысли  о  сферах
действия,   взаимно   ограниченных,   заключается   понятие   равенства.
Неуравновешенная оценка этих двух элементов ведет, но мнению Спенсера, к
расходящимся  нравственным  и  социальным  теориям.  Так,  в  идее   С.,
выработанной греческой философиею, преобладает  элемент  неравенства.  В
диалогах  Платона  справедливым  признается  "правило   о   том,   чтобы
индивидуумы не  брали  принадлежащего  другому,  и  в  свою  очередь  не
лишались принадлежащего им самим"; С. состоит, поэтому,  в  том,  "чтобы
каждый человек имел и делал  то,  что  ему  принадлежит";  несправедливо
браться за занятие другого человека и "пробивать себе  путь"  из  одного
класса в другой. Наоборот, в  системах  утилитаризма  (правило  Бентама:
"каждый должен считаться за одного, никто но должен считаться более, чем
за одного") и коммунизма элемент  неравенства  совершенно  исчезает:  С.
означает  равное  распределение  материальных  и  нематериальных   благ,
достигаемых  человеческою   деятельностью,   при   чем   совершенно   не
допускается,  чтобы  доли  счастья,  достающегося  людям,   представляли
неравенства, сообразно с  их  способностями  или  характерами.  Истинное
понятие  о  С.  получается,  по  мнению   Спенсера,   путем   надлежащей
координации  двух  указанных  элементов,  при  чем  идеи   равенства   и
неравенства применяются одновременно: первая -  к  границам,  вторая-  к
результатам  человеческой  деятельности.   В   действительности   теория
Спенсера соответствует лишь мировоззрению  капиталистического  общества,
как  оно  выразилось  в  девизе  laisser  faire,  ограничивающем  задачи
государства одной лишь охраной права. Между  тем,  требования  С.,  имея
неизменную сообразно  нуждам  времени  и  места.  Эта  неизменна  основа
выраже6на еще в формуле Гиллеля (VIII,671): "не делай другим того,  чего
не желаешь себе"- формуле,  сводящейся  к  принципу  равноценности  всех
людей, что далеко не равночуще признанию равенства относительно пределов
человеческой деятельности. Об отношении формулы Гиллеля  к  христианской
заповеди любви и совершенства ср.  ст.  Влад.  Соловьева:  "Спор  о  С."
("Вестник Европы", 1894, јј4 и 7). См. Спенсер, "С." (Спб.,  1897).  Как
основной элемент правосознания, С. должна найти выражение в  юридических
нормах;  но  положительное  право  всегда  отстает  от  жизни.  Способом
приближения  первого   к   последней   служит   казуальное   юридическое
творчество,  которое  ставит  себе   задачей   восполнять   и   изменять
действующее право сообразно особенностям отдельных случаев,  а  исходным
моментом своим и руководящим началом объявляет С. Отсюда  дуализм  между
правом легальным и судебной практикой, проводящей начала С. Так  было  в
древнем   Риме   (XXVI,796),   где   строгому   праву   (strictum   jus)
противополагалось преторское право, исходившее из начал "справедливости"
(aequitas), которая понималась в самом  широком  значении  и  синонимами
которой у юристов классической эпохи служили "добрая совесть" (X,  815),
"добрые нравы" (boni mores),  "честность"  (honestas)  и  др.  выражения
(pietas, verecundia и т. п.). С. требовала толкования актов по их смыслу
и действительным  намерениям  сторон;  она  требовала  также  возмещения
всякого  неправомерного  ущерба,  уполномочивала  судью  на   разрешение
всякого спора по совести и по внутреннему убеждению. В задачи С. входила
также  защита  родства  по  крови,  в  противоположность  агнатству.  С.
положена была  и  в  основу  понятия  об  обмане,  явившегося  одним  из
крупнейших орудий преторского права. Ссылка на обман, в виде иска (actio
de dolo) или возражения (excepto doli), допускалась как  вспомогательное
средство, коль скоро обычай добропорядочных  и  честных  людей  требовал
судебного преследования или судебной защиты, хотя  бы  в  силу  строгого
права они были неосуществимы. Если претор  включал  в  судебную  формулу
оговорку  об  обмане,  то  такая  формула   обязывала   судбю-присяжного
разбирать все дело по "совести" (bona fide) и С. Особая система права С.
сохранилась и в Англии, где проводником С. (equity)  служит  канцлерский
суд (XIV,346). В России попытку введения  такого  суда  С.  представляли
собой  совестные  суды  Спрос  и  предложение  -  два  главные  фактора,
определяющие цены  на  рынке.  Под  С.  разумеется  количество  товаров,
которое желают купить на рынке лица, обладающие нужными для этой покупки
средствами. Предложением называется количество  товаров,  представленное
на рынок для продажи. С. и предложение  играют  роль  в  теории  меновой
ценности, так как от взаимного их отношения зависят рыночные цены.  Если
С. и предложение равны между собой, цена товара  равняется  его  меновой
ценности, определяемой количеством труда,  общественно-необходимого  для
производства. Если С. окажется выше предложения, то рыночная цена  будет
подниматься  и  останется  на  повышенном  уровне  до  тех   пор,   пока
предложение не придет в соответствие со С.  При  превышении  предложения
над С. происходит обратное - понижение цены  ниже  нормальной  ценности,
опять таки на время, пока с предложением  не  сравняется  С.  Существует

Страницы: «« « 2899   2900   2901   2902   2903   2904   2905   2906   2907  2908   2909   2910   2911   2912   2913   2914   2915   2916   2917  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь