|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2903 2904 2905 2906 2907 2908 2909 2910 2911 2912 2913 2914 2915 2916 2917 2918 2919 2920 2921 » »» Твоему, с миром, ибо очи мои видели спасение Твое, которое Ты уготовал
пред лицем всех людей, свет во откровение народам и славу Израиля" (Лук.
II, 22-31). Праздник отнесен на 2 февраля, потому что второе февраля
есть сороковой день после 25 декабря. В православной церкви этот
праздник принадлежит к числу двунадесятых Господних праздников, хотя
особые песнопения и молитвы, составленные на этот праздник, чествуют
более Пресв. Деву Богородицу, а также и св. Симеона и Анну пророчицу.
Словами Симеона: "свет во откровение всем людям и в славу Израиля",
объясняется тот факт, что католическая церковь праздник Сретения
Господня с незапамятного времени называет Chandeleur, т. е. светильник,
а также праздником Симеона. Установление праздника восходит к глубокой
древности; о нем ясно упоминают отцы III и IV веков, особенно св.
Григорий Нисский (беседы на Сретение Господне). От V века церковь имеет
некоторые песнопения на день С., составленные Анатолием, патриархом
константинопольским. Собственно торжественное празднование его началось
в церкви западной и восточной не в одно время и по разным поводам.
Западные писатели приписывают установление празднества папе Геласию (496
г.) или св. Григорию Великому (600 г.), или полагают, что этим путем
названные папы имели в виду уничтожить языческий праздник люперкалий,
который падал на месяц февраль и в ту эпоху был везде в силе между
римлянами. В церкви восточной начало торжественного чествования
праздника относится ко времени имп. Юстиниана. В конце 541 г. в
Константинополя и его окрестностях появилась сильная моровая язва,
продолжавшаяся три месяца. К этому бедствию скоро присоединилось новое -
землетрясение в Антиохии, разрушившее много зданий и погубившее много
народа. По поводу этих бедствий в праздник С. в Константинополя было
совершено всенародное торжественное моление об избавлении от зол - и
бедствия прекратились. В благодарное воспоминание о том церковью
установлено было совершать в этот праздник перед литургией литию в
монастырях (вне обителей). В VII в. Андрей Критский, в VIII в. Кузьма
Маиумский, св. Иоанн Дамаскин и Герман, патриарх константинопольский, в
IX в. Иосиф Студит и другие посвятили празднику С. священные песнопения,
и ныне возносимые церковью. В настоящее время праздник С. Господня с
предпразднством и попразднством продолжается 9 дней, с 1 по 9 февраля,
если не сократит этого срока пост. В последнем случае он празднуется
столько дней, сколько остается до поста. Если праздник придется в первую
седмицу великого поста, то он совершается в день воскресный,
предшествующий четыредесятнице. Лютер занес в свой календарь день
принесения Иисуса Христа в храм, но в настоящее время у протестантов
этот день не празднуется. См. прот. К. Т. Никольский, "Пособие к
изучению устава богослужения правосл. церкви" (5 изд., 1898); П.
Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (ч. II, М., 1890);
прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной каолической
восточной церкви" (т. 1, СПб., 1882).
Стабат Матер(Stabat Mater) - духовный католический гимн в честь
Божией Матери, скорбящей у креста Распятого; он начинается этими словами
и возник в XIV стол. Текст S. Mater вдохновлял композиторов как
старинных, так и новейших: Палестрину, Перголезе, Гайдна, Россини,
которого S. Маter до сих пор пользуется особой популярностью. Из русских
композиторов А. Н. Серов написал музыку на S. Mater, а А. Ф. Львов
переложил на оркестр и хор знаменитый двухголосный S. Mater Перголезе.
Н. С.
Ставрида (Caranx trachurus) - рыба из см. Carangidae, близкого к
макрелевым (Scombridae). По бокам лежат по ряду килеватых чешуйчатых
щитков каждый с шипом. Два спинных плавника хорошо развиты, придаточных
плавников нет, перед заднепроходным 2 свободных шипа, грудные плавники
длинные, чешуйки кроме боковых щитков мелки. Цвет сверху
голубовато-серый, снизу серебристый, плавники сыроватые. Длина до 30 см.
Водится в Средиземном, Черном и Немецком морях, редко заходит в
Балтийское. Иногда появляется у берегов громадными стаями. Мясо хуже,
чем у макрели, и ценится низко.
Н. Кн.
Ставропигиальные монастыри - так называются русские монастыри, бывшие
некогда под непосредственным управлением самих патриархов и доселе
пользующиеся многими правами давних времен. Название ставропигиальный -
греческое по происхождению (от слов stauroV - крест и phgnumi или phgnuw
- утверждаю, вбиваю); это указывает, что в С. монастырях крест
водружался патриархами собственноручно. Таких монастырей в России в
настоящее время семь: Соловецкий, Ново Спасский, Воскресенский ("Новый
Иерусалим"), Симонов, Донской, Спасояковлевский и Заиконоспасский.
Сохраняя некоторые давние права, эти монастыри подведомственны
московской синодальной конторе или самому святейшему синоду, но ни один
из них не зависит от епархиального начальства.
И. В-в.
Ставрополь Кавказский - губ. г., на верховьях рч. Ташлы, на высоте
около 2000 ф., на сильно пересеченной местности. В окрестностях довольно
много лесов. Питьевой водой город снабжается из родника посредством
водопровода, проведенного в бассейны. Площадь, занимаемая С. вместе с
предместьями, равна 25 кв. в., в том числе под поселением города 2514
дес., под общественными садами и бульварами 496 дес. Городской земли
17766 дес., в том числе под пашнями и сенокосом 11414 дес. и под
городскими лесами 1493 дес. Жнт. 44679 (22951 мжч. и 21728 жнщ.). Дворов
4293. Главный контингент населения, преимущественно православного,
составляют русские, затем следуют армяне, евреи, поляки, немцы и пр.
Мещанского сословия 9100 сем., почетных граждан 47, купцов 71, дворянск.
фамилий 60. Главное занятие мещан - хлебопашество и огородничество.
Заводов 63, с 329 рабочими и с производством на 874895 р.; всего более
развито мукомольное производство. Торговых и промышленных заведений 597.
Городск. общ. банк, отд. банков госуд., азов.-донск. ком. и харьк. зем.,
банк. контора, общ. взаим. кред. Церквей 17, монастырь жен.
Иоанно-Мариинский. Учебных завед. 55, с 5596 учащ. Муж. гимназия с
реальн. отделением (808 ученик.), 2 жен. гимназии (775 уч.), училища
город. 6классное (363 уч.), ремесленное (58 уч.), общ. 2-х клас. (69
мальч., 20 дев.). город, одноклассных 10 (297 мальч., 158 дев.),
благотворительных 2 (41 мальч., 42 дев.), лютер. 1 (26 мальч.), католич.
1 (11 мальч., 9 дев.), частных учебных завед. 6 (96 мальч., 48 дев.),
воскресная школа, вечерних и повторительных курсов для взрослых 11 (359
мжч., 449 жнщ). Духовные учебн. зав.: семинария (293 чел.), училища
епарх. женск. (448 чел.) и духовное (303 чел.), образцовых школ 2 (71
мальч., 53 дев.), црк.-прих. шк. 13 (456 мальч. и 343 дев.). Два
Страницы: «« « 2903 2904 2905 2906 2907 2908 2909 2910 2911 2912 2913 2914 2915 2916 2917 2918 2919 2920 2921 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |