Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2903   2904   2905   2906   2907   2908   2909   2910   2911  2912   2913   2914   2915   2916   2917   2918   2919   2920   2921  » »»

Твоему, с миром, ибо очи мои видели спасение Твое, которое  Ты  уготовал
пред лицем всех людей, свет во откровение народам и славу Израиля" (Лук.
II, 22-31). Праздник отнесен на 2 февраля,  потому  что  второе  февраля
есть сороковой  день  после  25  декабря.  В  православной  церкви  этот
праздник принадлежит к числу  двунадесятых  Господних  праздников,  хотя
особые песнопения и молитвы, составленные  на  этот  праздник,  чествуют
более Пресв. Деву Богородицу, а также и св. Симеона  и  Анну  пророчицу.
Словами Симеона: "свет во откровение всем  людям  и  в  славу  Израиля",
объясняется  тот  факт,  что  католическая  церковь  праздник   Сретения
Господня с незапамятного времени называет Chandeleur, т. е.  светильник,
а также праздником Симеона. Установление праздника восходит  к  глубокой
древности; о нем ясно упоминают  отцы  III  и  IV  веков,  особенно  св.
Григорий Нисский (беседы на Сретение Господне). От V века церковь  имеет
некоторые песнопения на  день  С.,  составленные  Анатолием,  патриархом
константинопольским. Собственно торжественное празднование его  началось
в церкви западной и восточной не в  одно  время  и  по  разным  поводам.
Западные писатели приписывают установление празднества папе Геласию (496
г.) или св. Григорию Великому (600 г.), или  полагают,  что  этим  путем
названные папы имели в виду уничтожить  языческий  праздник  люперкалий,
который падал на месяц февраль и в ту  эпоху  был  везде  в  силе  между
римлянами.  В  церкви  восточной   начало   торжественного   чествования
праздника относится  ко  времени  имп.  Юстиниана.  В  конце  541  г.  в
Константинополя и  его  окрестностях  появилась  сильная  моровая  язва,
продолжавшаяся три месяца. К этому бедствию скоро присоединилось новое -
землетрясение в Антиохии, разрушившее много зданий  и  погубившее  много
народа. По поводу этих бедствий в праздник  С.  в  Константинополя  было
совершено всенародное торжественное моление об избавлении  от  зол  -  и
бедствия  прекратились.  В  благодарное  воспоминание  о  том   церковью
установлено было совершать в  этот  праздник  перед  литургией  литию  в
монастырях (вне обителей). В VII в. Андрей Критский, в  VIII  в.  Кузьма
Маиумский, св. Иоанн Дамаскин и Герман, патриарх константинопольский,  в
IX в. Иосиф Студит и другие посвятили празднику С. священные песнопения,
и ныне возносимые церковью. В настоящее время  праздник  С.  Господня  с
предпразднством и попразднством продолжается 9 дней, с 1 по  9  февраля,
если не сократит этого срока пост. В  последнем  случае  он  празднуется
столько дней, сколько остается до поста. Если праздник придется в первую
седмицу  великого  поста,  то  он   совершается   в   день   воскресный,
предшествующий  четыредесятнице.  Лютер  занес  в  свой  календарь  день
принесения Иисуса Христа в храм, но в  настоящее  время  у  протестантов
этот день не  празднуется.  См.  прот.  К.  Т.  Никольский,  "Пособие  к
изучению  устава  богослужения  правосл.  церкви"  (5  изд.,  1898);  П.
Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (ч. II,  М.,  1890);
прот. Г.  С.  Дебольский,  "Дни  богослужения  православной  каолической
восточной церкви" (т. 1, СПб., 1882).
   Стабат Матер(Stabat Mater)  -  духовный  католический  гимн  в  честь
Божией Матери, скорбящей у креста Распятого; он начинается этими словами
и возник  в  XIV  стол.  Текст  S.  Mater  вдохновлял  композиторов  как
старинных, так  и  новейших:  Палестрину,  Перголезе,  Гайдна,  Россини,
которого S. Маter до сих пор пользуется особой популярностью. Из русских
композиторов А. Н. Серов написал музыку на  S.  Mater,  а  А.  Ф.  Львов
переложил на оркестр и хор знаменитый двухголосный S. Mater Перголезе.
   Н. С.
   Ставрида (Caranx trachurus) - рыба  из  см.  Carangidae,  близкого  к
макрелевым (Scombridae). По бокам лежат  по  ряду  килеватых  чешуйчатых
щитков каждый с шипом. Два спинных плавника хорошо развиты,  придаточных
плавников нет, перед заднепроходным 2 свободных шипа,  грудные  плавники
длинные,   чешуйки   кроме   боковых   щитков   мелки.    Цвет    сверху
голубовато-серый, снизу серебристый, плавники сыроватые. Длина до 30 см.
Водится  в  Средиземном,  Черном  и  Немецком  морях,  редко  заходит  в
Балтийское. Иногда появляется у берегов громадными  стаями.  Мясо  хуже,
чем у макрели, и ценится низко.
   Н. Кн.
   Ставропигиальные монастыри - так называются русские монастыри, бывшие
некогда под  непосредственным  управлением  самих  патриархов  и  доселе
пользующиеся многими правами давних времен. Название ставропигиальный  -
греческое по происхождению (от слов stauroV - крест и phgnumi или phgnuw
-  утверждаю,  вбиваю);  это  указывает,  что  в  С.  монастырях   крест
водружался патриархами собственноручно.  Таких  монастырей  в  России  в
настоящее время семь: Соловецкий, Ново Спасский,  Воскресенский  ("Новый
Иерусалим"),  Симонов,  Донской,  Спасояковлевский  и   Заиконоспасский.
Сохраняя  некоторые  давние   права,   эти   монастыри   подведомственны
московской синодальной конторе или самому святейшему синоду, но ни  один
из них не зависит от епархиального начальства.
   И. В-в.
   Ставрополь Кавказский - губ. г., на верховьях рч.  Ташлы,  на  высоте
около 2000 ф., на сильно пересеченной местности. В окрестностях довольно
много лесов. Питьевой водой  город  снабжается  из  родника  посредством
водопровода, проведенного в бассейны. Площадь, занимаемая  С.  вместе  с
предместьями, равна 25 кв. в., в том числе под  поселением  города  2514
дес., под общественными садами и бульварами  496  дес.  Городской  земли
17766 дес., в том числе  под  пашнями  и  сенокосом  11414  дес.  и  под
городскими лесами 1493 дес. Жнт. 44679 (22951 мжч. и 21728 жнщ.). Дворов
4293.  Главный  контингент  населения,  преимущественно   православного,
составляют русские, затем следуют армяне, евреи,  поляки,  немцы  и  пр.
Мещанского сословия 9100 сем., почетных граждан 47, купцов 71, дворянск.
фамилий 60. Главное занятие  мещан  -  хлебопашество  и  огородничество.
Заводов 63, с 329 рабочими и с производством на 874895 р.;  всего  более
развито мукомольное производство. Торговых и промышленных заведений 597.
Городск. общ. банк, отд. банков госуд., азов.-донск. ком. и харьк. зем.,
банк.  контора,  общ.  взаим.   кред.   Церквей   17,   монастырь   жен.
Иоанно-Мариинский. Учебных завед. 55,  с  5596  учащ.  Муж.  гимназия  с
реальн. отделением (808 ученик.), 2 жен.  гимназии  (775  уч.),  училища
город. 6классное (363 уч.), ремесленное (58 уч.),  общ.  2-х  клас.  (69
мальч., 20  дев.).  город,  одноклассных  10  (297  мальч.,  158  дев.),
благотворительных 2 (41 мальч., 42 дев.), лютер. 1 (26 мальч.), католич.
1 (11 мальч., 9 дев.), частных учебных завед. 6 (96  мальч.,  48  дев.),
воскресная школа, вечерних и повторительных курсов для взрослых 11  (359
мжч., 449 жнщ). Духовные учебн.  зав.:  семинария  (293  чел.),  училища
епарх. женск. (448 чел.) и духовное (303 чел.), образцовых  школ  2  (71
мальч., 53 дев.), црк.-прих.  шк.  13  (456  мальч.  и  343  дев.).  Два

Страницы: «« « 2903   2904   2905   2906   2907   2908   2909   2910   2911  2912   2913   2914   2915   2916   2917   2918   2919   2920   2921  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь