Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2903 2904 2905 2906 2907 2908 2909 2910 2911 2912 2913 2914 2915 2916 2917 2918 2919 2920 2921 » »» Твоему, с миром, ибо очи мои видели спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение народам и славу Израиля" (Лук. II, 22-31). Праздник отнесен на 2 февраля, потому что второе февраля есть сороковой день после 25 декабря. В православной церкви этот праздник принадлежит к числу двунадесятых Господних праздников, хотя особые песнопения и молитвы, составленные на этот праздник, чествуют более Пресв. Деву Богородицу, а также и св. Симеона и Анну пророчицу. Словами Симеона: "свет во откровение всем людям и в славу Израиля", объясняется тот факт, что католическая церковь праздник Сретения Господня с незапамятного времени называет Chandeleur, т. е. светильник, а также праздником Симеона. Установление праздника восходит к глубокой древности; о нем ясно упоминают отцы III и IV веков, особенно св. Григорий Нисский (беседы на Сретение Господне). От V века церковь имеет некоторые песнопения на день С., составленные Анатолием, патриархом константинопольским. Собственно торжественное празднование его началось в церкви западной и восточной не в одно время и по разным поводам. Западные писатели приписывают установление празднества папе Геласию (496 г.) или св. Григорию Великому (600 г.), или полагают, что этим путем названные папы имели в виду уничтожить языческий праздник люперкалий, который падал на месяц февраль и в ту эпоху был везде в силе между римлянами. В церкви восточной начало торжественного чествования праздника относится ко времени имп. Юстиниана. В конце 541 г. в Константинополя и его окрестностях появилась сильная моровая язва, продолжавшаяся три месяца. К этому бедствию скоро присоединилось новое - землетрясение в Антиохии, разрушившее много зданий и погубившее много народа. По поводу этих бедствий в праздник С. в Константинополя было совершено всенародное торжественное моление об избавлении от зол - и бедствия прекратились. В благодарное воспоминание о том церковью установлено было совершать в этот праздник перед литургией литию в монастырях (вне обителей). В VII в. Андрей Критский, в VIII в. Кузьма Маиумский, св. Иоанн Дамаскин и Герман, патриарх константинопольский, в IX в. Иосиф Студит и другие посвятили празднику С. священные песнопения, и ныне возносимые церковью. В настоящее время праздник С. Господня с предпразднством и попразднством продолжается 9 дней, с 1 по 9 февраля, если не сократит этого срока пост. В последнем случае он празднуется столько дней, сколько остается до поста. Если праздник придется в первую седмицу великого поста, то он совершается в день воскресный, предшествующий четыредесятнице. Лютер занес в свой календарь день принесения Иисуса Христа в храм, но в настоящее время у протестантов этот день не празднуется. См. прот. К. Т. Никольский, "Пособие к изучению устава богослужения правосл. церкви" (5 изд., 1898); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (ч. II, М., 1890); прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной каолической восточной церкви" (т. 1, СПб., 1882). Стабат Матер(Stabat Mater) - духовный католический гимн в честь Божией Матери, скорбящей у креста Распятого; он начинается этими словами и возник в XIV стол. Текст S. Mater вдохновлял композиторов как старинных, так и новейших: Палестрину, Перголезе, Гайдна, Россини, которого S. Маter до сих пор пользуется особой популярностью. Из русских композиторов А. Н. Серов написал музыку на S. Mater, а А. Ф. Львов переложил на оркестр и хор знаменитый двухголосный S. Mater Перголезе. Н. С. Ставрида (Caranx trachurus) - рыба из см. Carangidae, близкого к макрелевым (Scombridae). По бокам лежат по ряду килеватых чешуйчатых щитков каждый с шипом. Два спинных плавника хорошо развиты, придаточных плавников нет, перед заднепроходным 2 свободных шипа, грудные плавники длинные, чешуйки кроме боковых щитков мелки. Цвет сверху голубовато-серый, снизу серебристый, плавники сыроватые. Длина до 30 см. Водится в Средиземном, Черном и Немецком морях, редко заходит в Балтийское. Иногда появляется у берегов громадными стаями. Мясо хуже, чем у макрели, и ценится низко. Н. Кн. Ставропигиальные монастыри - так называются русские монастыри, бывшие некогда под непосредственным управлением самих патриархов и доселе пользующиеся многими правами давних времен. Название ставропигиальный - греческое по происхождению (от слов stauroV - крест и phgnumi или phgnuw - утверждаю, вбиваю); это указывает, что в С. монастырях крест водружался патриархами собственноручно. Таких монастырей в России в настоящее время семь: Соловецкий, Ново Спасский, Воскресенский ("Новый Иерусалим"), Симонов, Донской, Спасояковлевский и Заиконоспасский. Сохраняя некоторые давние права, эти монастыри подведомственны московской синодальной конторе или самому святейшему синоду, но ни один из них не зависит от епархиального начальства. И. В-в. Ставрополь Кавказский - губ. г., на верховьях рч. Ташлы, на высоте около 2000 ф., на сильно пересеченной местности. В окрестностях довольно много лесов. Питьевой водой город снабжается из родника посредством водопровода, проведенного в бассейны. Площадь, занимаемая С. вместе с предместьями, равна 25 кв. в., в том числе под поселением города 2514 дес., под общественными садами и бульварами 496 дес. Городской земли 17766 дес., в том числе под пашнями и сенокосом 11414 дес. и под городскими лесами 1493 дес. Жнт. 44679 (22951 мжч. и 21728 жнщ.). Дворов 4293. Главный контингент населения, преимущественно православного, составляют русские, затем следуют армяне, евреи, поляки, немцы и пр. Мещанского сословия 9100 сем., почетных граждан 47, купцов 71, дворянск. фамилий 60. Главное занятие мещан - хлебопашество и огородничество. Заводов 63, с 329 рабочими и с производством на 874895 р.; всего более развито мукомольное производство. Торговых и промышленных заведений 597. Городск. общ. банк, отд. банков госуд., азов.-донск. ком. и харьк. зем., банк. контора, общ. взаим. кред. Церквей 17, монастырь жен. Иоанно-Мариинский. Учебных завед. 55, с 5596 учащ. Муж. гимназия с реальн. отделением (808 ученик.), 2 жен. гимназии (775 уч.), училища город. 6классное (363 уч.), ремесленное (58 уч.), общ. 2-х клас. (69 мальч., 20 дев.). город, одноклассных 10 (297 мальч., 158 дев.), благотворительных 2 (41 мальч., 42 дев.), лютер. 1 (26 мальч.), католич. 1 (11 мальч., 9 дев.), частных учебных завед. 6 (96 мальч., 48 дев.), воскресная школа, вечерних и повторительных курсов для взрослых 11 (359 мжч., 449 жнщ). Духовные учебн. зав.: семинария (293 чел.), училища епарх. женск. (448 чел.) и духовное (303 чел.), образцовых школ 2 (71 мальч., 53 дев.), црк.-прих. шк. 13 (456 мальч. и 343 дев.). Два Страницы: «« « 2903 2904 2905 2906 2907 2908 2909 2910 2911 2912 2913 2914 2915 2916 2917 2918 2919 2920 2921 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |