Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2912   2913   2914   2915   2916   2917   2918   2919   2920  2921   2922   2923   2924   2925   2926   2927   2928   2929   2930  » »»

хода исторической жизни народа, слагаясь  из  изобретаемого  являющимися
среди него талантливыми  художниками  и  из  заимствований  от  соседних
народов. Когда образовавшийся таким  естественным  путем  С.  уже  давно
отжил   свой   век,   позднейшее   художественное   творчество   нередко
возвращается к нему; так, напр., до настоящего времени строятся здания в
греческом и других С. прошедшего  времени,  употребляются  орнаменты  С.
возрождения, рококо и пр., изготовляются предметы комнатного убранства в
С. империи в т. п. В подобных произведениях С. бывает "чистым", когда  в
них нет ничего такого, что не соответствовало бы ему, и все его элементы
являются на своем месте, в неизмененном виде  и  в  должном  соотношении
между собою. Наоборот, С. называется "нечистым", когда  в  него  введены
элементы,  взятые  из  других   стилей,   искаженные   или   произвольно
изобретенные автором произведений. Кроме духа народа и вкуса времени,  в
каждом  художественном  произведении  отражается  индивидуальность   его
исполнителя и притом тем сильные, чем значительные дарование последнего.
Отсюда происходит, что великие и  выдающиеся  художники  создают  каждый
свои особые С., которым обыкновенно подражают  ученики  и  последователи
этих мастеров. Б подобных случаях, вместо слова "С. ", можно употреблять
термин "манера".
   Стихарь - священная одежда, прямая,  длинная,  с  широкими  рукавами.
Наименование свое С. получил от греческого слова sticoV - стих,  строка,
прямая  линия.  В  древности  одежда  эта  известна  была  под   многими
наименованиями,  напр.:  sticarion,  alba,   tunica.   Почти   все   эти
наименования означали обычную нижнюю одежду, которую в древности  носили
мужи и жены. Церковь христианская приняла эту одежду в  число  священных
по образцу ветхозаветной священнической  одежды,  известной  под  именем
хитона или  у  первосвященников  -  подира.  С.  находился  во  всеобщем
употреблении во всех древних церквах. В  древности  С.  изготовлялся  из
льна и был белого цвета, на что указывает одно из его наименований- alba
(белая  одежда).  Этому  цвету   С.,   как   цвету   одежд   ангельских,
соответствует и то таинственное  знаменование,  какое  соединяют  с  ним
учители  церкви.  С.  знаменует  светлую  жизнь  облачающихся  в   него,
напоминает о той чистоте  и  непорочности,  с  которой  служители  Божии
должны проходить свое высокое служение, и выражает их духовную радость о
Господе,  внушаемую  чистотой  жизни.  Это  знаменование  выражается   в
молитве, читаемой при облачении в С.: "возрадуется душа моя  о  Господе,
облече бо мя в ризу спасения и одеждой  веселия  одея  мя".  Эта  одежда
усвоена  всем  трем  степеням  священства,  так  как  от  них  требуется
одинаковая чистота жизни.  В  нее  облачаются  также  иподиаконы  и,  по
благословению епископа, чтецы и  певцы.  У  архиерея  и  священников  С.
делается шире и просторнее дьяконского и называется подризником, так как
находится под другими ризами, ими надеваемыми. Иногда  нашиваются  ленты
на боках и рукавах С., знаменующие собой те  узы,  которыми  был  связан
Спаситель пред Каиафой и  Пилатом,  и  кровь,  истекшую  из  ребра  Его.
Разрезы под  рукавами  С.  напоминают  о  прободенном  ребре  Спасителя.
Оплечья на С., из других материй или других  цветов,  означают  язвы  от
биения на раменах Спасителя. См. В. И. Долоцкий, "О  священных  одеждах"
("Христ. Чтение", 1848, ч. I); архим. Гавриил, "Руководство по литургике
или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886); И. Лебедев, "Наука
о  богослужении  православной  церкви"  (М.,  1890);  Еп.  Нестеровский,
"Литургика или наука о богослужении православной церкви" (Курск, 1895).
   Сто дней  (Les  cent  jours)-так  называется  вторичное  царствование
Наполеона I во Франции. Живя в изгнании на остров, Эльбе, Наполеон зорко
следил за делами Франции, знал о недовольстве, возбужденном в народ и  в
армии реакционной политикой Бурбонов, а  также  о  раздорах  на  венском
конгрессе. Против Людовика XVIII устраивались заговоры; в разных  местах
вспыхивали бунты, 26-го февраля 1815 г., во главе маленькой армии  (1600
чел., с 80 лошадьми  и  несколькими  пушками),  Наполеон  направился  во
Францию и 1 марта высадился на берегу Жуанвильского  залива.  Поход  его
скоро превратился в триумфальное шествие. Принимая городское  начальство
и граждан в Гренобле, Наполеон развернул перед  ними  свою  политическую
программу.  Он  явился  "избавить  Францию  от  оскорблений  со  стороны
возвратившихся дворян,  обеспечить  крестьянам  свободное  обладание  их
землями, отстоять  добытые  революцией  социальные  приобретения  против
меньшинства, стремящегося восстановить сословные привилегии и феодальные
права прошлого века. Бурбонская  монархия  доказала  свою  неспособность
отрешиться от своей худшей опоры, -  духовенства  и  дворян.  Социальное
дело революции может быть упрочено  только  династией,  обязанной  своим
троном революции". Он отказывался от завоевательных планов, обещал  дать
Франции мир извне и свободу внутри, покорно склонялся перед  стремлением
французской нации  к  конституционному  правлению.  Провинция  ликовала;
крестьяне и рабочие переходили на сторону Наполеона, своего "спасителя".
10  марта  Наполеон  был  уже  в  Лионе,  где  формально  принял   титул
императора, а вечером 20 марта прибыл в Тюльери. Король  бежал  в  Гент.
Возвращение  Наполеона  соединило  против  него  всю  Европу.  13  марта
представители держав объявили  Наполеона  вне  закона;  был  возобновлен
шомонский трактат. Курьеры, посланные Наполеоном к  европейским  дворам,
не были приняты. Наполеон принял энергичные меры для защиты: он  призвал
на службу всех состоявших в отпуску  офицеров  и  солдат.  Подготовка  к
войне  велась  параллельно  с  заботами  об  организации  правительства.
Приходилось считаться с  требованиями  либералов,  так  как,  по  словам
Наполеона, "слабое, враждебное  нации  правительство  приучило  народ  к
самозащите".  24  марта  отменена  была  цензура,  после  чего   Францию
наводняли  политические  брошюры;  отовсюду  присылались  проекты  новой
конституции.  Было  образовано  новое   министерство,   среди   которого
выделялись имена Фуше и Карно, явных врагов Наполеона. Министром юстиции
был Камбасерес,  финансов  -  Годен,  канцлером  казначейства-  Моллиен,
военным министром- Даву, морским - Декре, министром иностр. дел - герцог
Бассано. Император приблизил к себе Бенжамена Констана, вождя либералов,
написавшего  против  Наполеона,  перед  самым  его  приездом  в   Париж,
враждебную статью. Наполеон поручил ему составление конституции,  уверяя
его в своих либеральных  взглядах.  Декрет  о  созвании  департаментских
избирательных коллегий был подписан Наполеоном еще в  Лионе,  13  марта.
Составленная Б. Констаном конституция была издана, по желанию Наполеона,
как "дополнительный акт" (acte additionnel) к прежним конституциям VIII,
Х и XII гг., но она не имела с  ними  ничего  общего.  В  сущности,  она
приближалась к хартии 1814 г., утверждая  представительное  правление  и
ответственность  министров,  повторяя  фразы  о  свободе   совести,   об
индивидуальной  свободе.   Проступки   печати   представлялись   ведению
обыкновенного суда присяжных. В общем, новая конституция была  встречена

Страницы: «« « 2912   2913   2914   2915   2916   2917   2918   2919   2920  2921   2922   2923   2924   2925   2926   2927   2928   2929   2930  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь