|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2914 2915 2916 2917 2918 2919 2920 2921 2922 2923 2924 2925 2926 2927 2928 2929 2930 2931 2932 » »» по самовластию, прежние узаконения оказались нарушенными, божественные
заповеди оставались в небрежении. В руководство собору царь предложил
сначала 37 вопросов, потом еще 32. Царские вопросы и ответы на них
собора и составляют главное содержание С. Они затрагивают следующие
темы: 1) о церковном богослужении, а именно об уставности и чинности
церковных служб, об исправности богослужебных книг, о правилах
иконописания, о крестном знамении, о пении аллилуия и о некоторых других
церковных обрядах; 2) об упорядочении епархиального управления и суда,
путем учреждения новых органов надзора над духовенством, устранения
светских архиерейских чиновников от вмешательства в сферу чисто
духовного суда и организации контроля над их судебной деятельностью по
другим делам, устранения злоупотреблений при взимании различных пошлин и
поборов с духовенства и мирян; 3) об устранении злоупотреблений при
управлении монастырскими имуществами и доходами и об искоренении разных
пороков монашеской жизни; 4) об улучшении различных сторон мирского быта
(меры против брадобрития в связи с содомским грехом, против волшебства и
колдовства, скоморошества, языческих народных увеселений, игры в зернь и
пр.). Были затронуты на соборе и вопросы общегосударственные: царь
возвещал собору о своих "нужах и земских настроениях". Он предложил
собору рассмотреть судебник и уставные грамоты и, если в них не окажется
ничего несогласного с правилами церкви и прежними законами, утвердить
своими подписями (гл. 4). Сюда же относятся постановления собора о новом
общегосударственном сборе на выкуп пленных (гл. 72); о святительских и
монастырских слободах и отношении их к посадам (гл. 98); о несудимых
грамотах (гл. 67) и пр. Известно также, что царь имел в виду внести на
рассмотрение собора целый ряд весьма важных вопросов: о местничестве, об
организации службы, о поместьях и вотчинах, о корчмах, мытах и т. д. -
но эти вопросы в С. не включены, так что нельзя сказать, обсуждались они
на соборе или нет. Несмотря на такое обилие и разнообразие поставленных
вопросов собор дал свои ответы в сравнительно короткое время: заседания,
открытые 23 февр., закончились к началу мая, так как до 11 мая соборные
постановления сообщены были на просмотр в Троицкий монастырь и
возвращены оттуда. Постановления С. представляют богатейший материал для
изучения культурного быта московского общества половины XVI в. и до сих
пор имеют важное практическое значение, так как служат для старообрядцев
одним из главных опорных пунктов в их полемике с представителями
господствующей церкви. Самым важным, но и наиболее спорным является
вопрос: был ли С. официальным памятником, имел ли он каноническое
значение в том виде, как сохранился до наших дней, или нет? Решение
этого вопроса затрудняется тем, что до нас не дошло почти никаких,
известий о порядке заседаний собора и выработки его постановлений.
Сохранилось лишь известие, что собору должны были быть представлены
дьяками доклады об указах прежних князей; в самом С. сказано, что все
царские предложения и вопросы и ответы на них "писанию преданы" и в
записанном виде посылались в Троицкий Сергиев монастырь на просмотр
бывшему митр. Иоасафу и другим находившимся там духовным лицам, которые,
рассмотрев "царское и святительское уложение", к этому "соборному
уложению" присоединились (гл. 99) и сделали лишь несколько к нему
примечаний, которые также вошли в состав С. (гл. 100). Указания на
запись соборных постановлений и их название подтверждаются целым рядом
официальных документов. Так, в промежуток времени от 17 мая 1551 г. по
1560 г. издано до 12 грамот и актов, которыми проводятся новые меры в
порядки церковного управления и суда по "новому соборному уложению" или
просто "по соборному уложению", иногда именуемому еще соборным уложением
митр. Макария, или соборным уложением царя и митрополита совместно, или
наконец "царским советом и соборным уложением". Один раз предписано
"чинити о всем потому, как в соборном уложении писано". Сверх того
довольно обширные извлечения из соборных постановлений, под именем
наказов или наказных списков, рассылались митрополитом и епископами по
городам и монастырям подчиненных им епархий. До сих пор известны два
типа таких наказов (по три наказа для каждого типа): наказы одного типа
предназначались для руководства епархиальному духовенству; другого - для
монастырей. В грамоте митрополита, при которой послан в июле 1551 г.
наказ в Симонов монастырь, сохранилась припись, из которой видно, что с
такими же грамотами предписано было разослать и по иным монастырям
"поучение, главы из тое же соборные книги выписати". Подобное же
указание на существование соборной книги сохранилось еще в записи деяний
церковного собора 1553 г., на котором царь с митрополитом и со всем
собором рассуждал "о прежнем соборном уложении, о многоразличных делех и
чинех церковных, и по книге соборной чли, которые дела исправилися и
которые еще не исправилися". Наконец известно, что большой московский
собор 1667 г. о соборе стоглавом ("и что писаша о знамении честного
креста, сиречь о сложении двою перстов, и о сугубой аллилуии, и о
прочем, еже писано нерассудно, простотою и невежеством в книге
Стоглаве", и о клятве в соблюдении соборных правил) постановил, что "той
собор не в собор, и клятва не в клятву, и ни во что же вменяем, яко же и
не бысть". Совокупность всех этих официальных свидетельств приводит
некоторых исследователей к убеждению, что постановления собора 1551 г.
получили законодательную силу в кодексе, известном под именем С.
(Голубинский). Не смотря на всю авторитетность защитников этого мнения,
далеко не все в нем является бесспорным. Подлинная соборная книга с
подписями членов собора не сохранилась или до сих пор не разыскана.
Списки С. XVI и XVII вв. значительно между собой различаются; между ними
отмечают три редакции: пространную, среднюю и краткую. Какую же из них
следует считать основной? Лишь относительно средней установилось
согласное мнение, что она возникла в XVII в. Относительно двух остальных
мнения расходятся: одни, в том числе и защитники официальности С.,
считают основной краткую редакцию; другие убедительно доказывают
неосновательность этой точки зрения и признают подлинными пространные
списки. и эти списки, однако, оказываются не тожественными. Не говоря
уже о часто встречающихся небольших, а иногда и немаловажных вариантах,
недавно стал известен список С. 1595 г. с иным распределением материала
по главам; кроме того здесь недостает некоторых статей, напр. о
брадобритии, но зато имеются новые вставки в текст. Самое разделение
сборника на 100 глав скорее обнаруживает работу частного описателя, так
как по главам распределены не только вопросы царя и постановления
собора, но и запись о составе собора, предисловие, речи царя к собору,
посылка постановлений собора на просмотр бывшего митр. Иоасафа и пр.
Само число глав указывает на неудачное подражание Судебнику,
разделенному на 100 статей. Распределение материала по главам также
Страницы: «« « 2914 2915 2916 2917 2918 2919 2920 2921 2922 2923 2924 2925 2926 2927 2928 2929 2930 2931 2932 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |