Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2923   2924   2925   2926   2927   2928   2929   2930   2931  2932   2933   2934   2935   2936   2937   2938   2939   2940   2941  » »»

еже есть антихристово". Царство антихристово изображается в  целом  ряде
символических эпизодов в отдельных кругах, равно  как  и  другие  четыре
царства представлены под символами зверей и чудовищ.  Название  Римского
царства "антихристовым" свидетельствует  уже  о  разделении  церквей  на
восточную и западную:  оно  стоит  вместе  с  вавилонским,  мидийским  и
персидским  -  представителями  древнего  язычества.  По   гласу   трубы
архангела земля и море, гробы и звери, рыбы  и  птицы  возвращают  назад
тела усопших,- тут же правда кривду стреляет, и кривда пала со  страхом.
Среди восставших виден один  человек  с  распростертыми  руками;  он  не
знает, куда ему идти, к избранным  или  погибшим,  потому  что  половину
своей жизни он провел праведно,  а  потом  грешил.  По  приговору  Судии
влекутся цепью в ад люди разных званий и состояний: игумены и  игуменьи,
старцы и попы, князья, бояре,  судьи  немилостивые  и  неправедные:  все
оборачиваются назад и плачут. "А духовные люди идут  в  ад,  которые  не
радели о своем стаде и о своем спасении.  За  ними  идут  молодые  люди,
которые не соблюдали заповедей Божиих, не почитали отцов и матерей, и до
брачного сочетания блудно жили; сами наги,  связаны  по  ногам".  Сатана
одной рукой держит конец цепи, а другой Иуду с кошельком. Из  пасти  ада
выглядывает Вельзевул; под ним написано:  "сатана  и  диавол,  иже  есть
лживый пророк антихрист, будет свержен в озеро  огненное  и  все  с  ним
творящие волю его". В  самом  низу  образа  адские  муки:  там  повешены
ростовщик  за  алчные  руки,  клеветник  за  злоречивый  язык  и  пр.  В
подлиннике  так  описываются,  следовательно,  так  и  изображались   на
образах, муки на С. суде: "Всем освященным чинам и  старцам  согрешившим
котел кипит; мука клеветникам: за язык повешены, а плясуны за пуп;  муки
татям и разбойникам: за ноги повышены в огнь; мука князьям  и  боярам  и
судьям  несправедливым-  червь  неусыпающий;  мука   лихву   емлющим   и
сребролюбцамбесы им в горло льют растопленное золото и  серебро;  а  они
сидят и не хотят пити, отворачиваются, а бесы шемпами их бьют. А которые
творили блуд с попадьями  и  старицами,  с  просфирнями  и  с  кумами  и
сестрами- повешены в огне за хребет". Из приведенного содержания картины
С. суда мы видим, что  она  обнимает  собою  все  состояние  человека  и
человечества в загробном мире, как по смерти (мытарства), так  на  общем
суде и после суда, даже больше этого: она, изображая царство антихриста,
захватывает и последние дни этого мира. Имея в основании Свящ.  Писание,
она в подробностях своих стоит в самой тесной связи с теми сказаниями  о
С. суде, которые преимущественно были распространены в древней Руси.  Из
сочинений о С. суде особенно распространены были в  древней  Руси  слова
св. Ефрема Сирина, слово Палладия Мниха, житие Василия Нового и "Слово о
небесных силах, чего ради создан человек". Из слов св. Ефрема Сирина три
исключительно посвящены этому предмету: "О всеобщем воскресении и втором
пришествии Господа нашего Иисуса Христа", "На  честный  крест  и  второе
пришествие" и "На  второе  пришествие  Господа  нашего  Иисуса  Христа".
Особенно  подробно   последнее.   Картинность   изображения,   множество
эпизодов,  твердого  основания  для  которых  нет   в   Свящ.   Писании-
отличительные черты этих слов Ефрема Сирина,  которые  именно  потому  и
нравились древнерусским читателям. У наших раскольников слова св. Ефрема
служат  настольными  книгами,  к  которым   они   обращаются   во   всех
сомнительных  пунктах.  Слово  Палладия  Мниха:  "О  втором   пришествии
Христове, о С. суде и будущей  муке"  написано  под  влиянием  слов  св.
Ефрема и в свой  очередь  послужило  источником  для  других  сочинений:
многие черты сходства с этим словом можно найти в  "Хождении  Богородицы
по мукам" и других сказаниях, особенно в картине  С.  суда,  начертанной
Мнихом Григорием в житии Василия Нового. Насколько слово  Палладия  было
распространено в древней Руси, об этом свидетельствует  обилие  духовных
стихов, возникших под его влиянием. В сочинении Мниха Григория изображен
не только суд всеобщий, при конце мира, но  и  суд  частный,  по  смерти
каждого человека. Григорий повествует, как он, при  помощи  св.  Василия
Нового, удостоился в видении узреть С. суд  и  как  потом  исцелился  от
своих гибельных для души сомнений.  К  числу  источников,  под  влиянием
которых сложилось житие Василия Нового, принадлежат также книга Эпоха  и
слова Кирилла Александрийского, и Макария Великого. В древней  Руси  оно
было очень распространено; множество его списков рассеяны по всем концам
России. Не только в XVII, но даже в XVIII и XIX вв. оно переписывалось и
украшалось множеством миниатюр.  Под  его  влиянием  написано  "Слово  о
небесных силах, чего ради создан  человек",  помещенное  Калайдовичем  в
"Памятниках словесности XII века под ј ХII-м. Его  приписывают  Авраамею
Смоленскому, который,  по  свидетельству  его  жизнеописателя,  любил  в
последнее время жизни своей беседовать о  разлучении  души  с  телом,  о
мытарствах, ее ожидающих и т. п. "Слову о небесных силах" обязаны  своим
происхождением   и   многие   духовные   стихи.    См.    В.    Сахаров,
"Эсхатологические сочинения и сказания в  древнерусской  письменности  и
влияние их на народные духовные стихи" (Тула, 1879).
   Действо С. суда в Московской Руси совершалось в неделю  (воскресенье)
Мясопустную архиереем, и потому бывало не во всех городах,  а  только  в
тех,  где  находился  архиерей.  Известно,  что  оно  бывало  в  Москве,
Новгороде,  Вологде.  В  греческой  церкви  чин  действа  С.  суда  стал
совершаться не  ранее  VIII  века.  В  какое  время  и  кем  установлено
совершение его в русской церкви -  с  точностью  неизвестно;  несомненно
лишь, что оно совершалось в первой половине  XVII  стол.  В  Москве  его
совершал  сам  патриарх,  часто  в  присутствии   царя.   Царь   Алексей
Михайлович,  за  исключением  немногих  лет,  постоянно  находился   при
действе. После смерти Алексея Михайловича выход царей  к  действу  бывал
редко. В царствование Петра I совершение действа прекратилось:  патриарх
Адриан отправлял  его  в  последний  раз  в  1697  г.  Действо  С.  суда
совершалось, главным образом,  вне  храма,  за  алтарем  (в  Москве-  за
алтарем Успенского собора, в Новгороде- подле церкви Богоотец Иоакима  и
Анны). Иногда, однако, действо совершалось в Москве в  самом  храме.  Во
всяком случае, для совершения его устраивалось особое место. Ключари  за
два дня посылали сторожей на мастерской плотничий  двор  для  устройства
козла (т. е. рундука, подмостков), а затем на казенный двор, для  обивки
его красным  сукном.  На  приготовленное  место  ключари  Архангельского
собора приносили образ С. суда  и  поставляли  пред  ним  подсвечник.  В
Новгороде выносился образ  видения  пророком  Даниилом  С.  суда.  Затем
приносились  еще   стол,   покрытый   пеленой,   серебряная   чаша   для
водоосвящения,  подсвечники,  большой  налой  с  паволокой   для   иконы
Богородицы и для Евангелия. Сам чин действа  страшного  суда  состоял  в
пении стихир, чтении паремий,  водоосвящении,  чтении  апостола,  чтении
Евангелия, погружении креста в воду патриархом и омытии освященной водой
икон, великой ектении и осенении предстоявших крестом. Главное в действе

Страницы: «« « 2923   2924   2925   2926   2927   2928   2929   2930   2931  2932   2933   2934   2935   2936   2937   2938   2939   2940   2941  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь