Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2931   2932   2933   2934   2935   2936   2937   2938   2939  2940   2941   2942   2943   2944   2945   2946   2947   2948   2949  » »»

растворе серно-аммиачной соли. Известны также кислая  соль  Sr(HSO4)2  и
Sr(НSO4)2.Н2O  и  пиросоль  Sr2S2O7.  Из  остальных  солей  кислот  серы
приведем:  SrSO3-  безводна,  плохо  растворима  в  воде:   SrS2O3.5Н2O,
SrS2O6.4H2O, SrS4O6.6H2O -  легко  растворимы.  Азотно-стронциевая  соль
Sr(NO3)2.4H2O  теряет   воду   при   100ё   и   из   горячих   растворов
кристаллизуется в безводном состоянии; 100 ч. воды растворяют  безводной
Sr(NO3)2:  при  20ё-70,8  ч.;  при  100ё-101,1  ч.;  едва  растворима  в
абсолютном спирте (1:8500) и еще  менее  в  смеси  спирта  с  эфиром,  В
технике она готовится обменным разложением SrCl2 и NaNO3 и употребляется
для красных бенгальских огней и фейерверков. Углестронциевая соль  SrCO3
встречается в  природе  в  виде  стронцианита,  нерастворима  в  воде  и
осаждается поэтому из растворов солей  С.  углещелочными  солями.  Может
быть также получена из SrSO4  (и  целестина)  обработкой  их  растворами
K2CO3,  Na2CO3  и  угле-аммиачной  соли.  При  прокаливании  теряет  СО2
оставляя SrO. С углеродом С. дает карбид SrC2. который, подобно  карбиду
кальция, дает с водой ацетилен. Известны также соединения  С.  с  азотом
Sr3N2 и с водородом SrH;  последнее  в  чистом  виде  еще  не  получено.
Средняя фосфорно-стронциевая соль  Sr3(PO4)2  осаждается  из  аммиачного
раствора SrCl2 с помощью Na2HPO3; разлагается  кипячением  с  водой.  Из
нейтрального раствора SrCl2 фосфорно-натровая соль осаждает кислую  соль
состава SrHPO4, легко растворимую в  разбавленных  кислотах  и  в  солях
аммония;  при  прокаливании  дает  Sr2P2O7  Соль  метафосфорной  кислоты
Sr(PO3)2   и   фосфористой   SrНРО3.Н2O-   трудно    растворимы;    соль
фосфорноватистой  кислоты  Sr(H2PO2)  -  легко  растворима.  Силикат  С.
известен в минерале брьюстерите,  содержащем  Al2O3.3SiO2+SrO.3SiO2+5H2O
вместе с силикатом бария. Кремнефтористо-водородная  соль,  SrSiF6.2H2O,
растворима в воде (отличие от бария) и  может  быть  получена  действием
кремнефтористо-водородной кислоты, H2SiF6 на SrCO3; 1 ч.  соли  при  15ё
растворяется  в  31  ч.  воды;  несколько  растворима  и  в  спирте.   В
аналитической химии С. помещается в одной группе с  барием,  кальцием  и
магнием. Для отделения от бария этот последней осаждают в виде BaCrO4  в
присутствии уксусной кислоты; С. при этом остается в растворе. Отделение
от  кальция  основано  на  нерастворимости  в  смеси  спирта  с   эфиром
азотно-стронциевой соли и растворимости в  ней  азотно-кальциевой  соли;
можно также воспользоваться различным отношением сернокислых солей SrSO4
и CaSO4 к крепкому раствору серноаммиачной соли:  в  избытке  последнего
CaSO4 растворяется. Количественно С. определяется в  виде  SrCO3  или  в
виде SrSO4. В  технике  соединении  С.  находят  применение  в  сахарном
производстве  [Sr(OH)2],  а  также  для   фейерверков,   бенгальских   и
сигнальных огней [Sr(NO3)2].
   В. Бурдаков.
   Строфа (от греч. strojh - поворот - часть торжественного шествии хора
в греческой  трагедии)  -  определенное  соединение  нескольких  стихов,
повторяющееся в стихотворении.  Латинское  название  стиха  -  versus  -
означает то же понятие  поворота:  и  здесь,  и  там  мы  имеем  дело  с
ритмическим повторением метрических величин - меньшей (стопа), в  стихе,
и большей (стих), в С. Метрическое значение строфы еще больше связано  с
музыкальным источником мерной поэтической речи, чем  ритм  стиха.  В  С.
наглядным  образом  проявляется  характерное  стремление  мелодии  после
различных фаз развития возвращаться к  своей  основной  форме.  Особенно
тесно связана с музыкой С. античного трагического  хора,  откуда  она  и
получила свое название: обходя алтарь  справа  налево,  хор  пел  первую
часть  "периода",  подвигаясь  обратно  -  вторую   часть,   антистрофу,
совершенно сходную с первой, и,  наконец,  остановившись  для  отдыха  -
третью  часть,  эпод.  Стихи  длинной  С.,  самые  разнообразные  и,  за
отсутствием рифмы, ничем между собой не  связанные,  воспроизводились  в
антистрофе точнейшим образом. Схватить элементы единообразия в этих двух
сложных и обширных массах было бы, даже при утонченной чуткости  древних
к размеру, очень трудно, если бы это единообразие не поддерживалось  еще
одним элементом, для нас  утерянным  -  напевом.  От  греческой  хоровой
торжественной песни и ведут  свое  происхождение  традиционные  С.  оды.
Тройное строение, сходное с разделением греческого хора, имела  и  песня
мейстерзингеров, состоявшая из двух одинаковых куплетов -  Stollen  -  и
третьего -  Abgesang.  Уже  из  понятия  С.,  как  ритмического  целого,
следует, что  никакая  совокупность  стихов,  кажущаяся  глазу  читателя
законченным целым, не может считаться С., если она не производит того же
впечатления на ухо слушателя. Строфа  есть  понятие  метрическое,  а  не
типографское;   поэтому,   напр.,   напечатанное   в   виде   трехстиший
стихотворение Некрасова "Нейди просторной дорогой торной" (из  "Кому  на
Руси жить хорошо") - на самом  деле  состоит  из  шестистиший,  так  как
рифмовано по формуле aacbbc. Вообще в  точное  понятие  С.  должны  быть
включены:  определенное  число  стихов,  число  стоп  в  соответственных
стихах, размер, расположение рифм, определенная последовательность  рифм
мужских и женских и, наконец, известная законченность смысла, отсутствие
одного из  этих  условий  делает  С.  отличной  от  других  и  позволяет
соединить  ее  с  другой;  так,  в  "Весне"   Тютчева,   в   "Недоноске"
Баратынского четверостишия  совершенно  правильно  соединены  попарно  в
восьмистишия, так как лишь последние представляют  законченные  периоды.
Эти правила, конечно, не исключают возможности составлять  стихотворения
из С. различного строения, но чередующихся в определенном  порядке,  как
напр.  в  "Песне  о  колоколе")  где  одинаковые  С.  монолога   мастера
прерываются различными  стихами.  Несколько  отличны  те  случаи,  когда
строфа состоит  из  двух  различных  частей,  как  в  "Женихе"  Пушкина.
Составляя одно целое, С. естественным образом сама распадается на части,
разделяемые рифмой, размером, повышением и понижением в развитии смысла.
Разнообразие различных С. бесконечно; но кроме свободных С., создаваемых
поэтом сообразно требованиям выражения и  вдохновения,  есть  в  истории
стихотворной речи ряд  традиционных  форм,  которые  носят  определенные
названия. Эти строфические формы  распадаются  на  три  больших  отдела:
античные С., романские и восточные.  Немецкие  теоретики  уделяют  также
много внимания и различным общепринятым свободным С.,  пытаясь  довольно
субъективно и произвольно охарактеризовать их смысл; так напр., Гейнце и
Гетте находят, что четверостишие из двустопных ямбов "особенно  пригодно
для  картинки  природы  с   настроением,   давая   возможность   создать
поэтическое   выражение   для   свободного   порыва   жизнерадостности";
четверостишие из трехстопных трохеев "дышит проникновенным благоговением
и жаждой покоя". Наоборот, Фигоф  считает  короткие  трохеические  стихи
наиболее  удобными  для  "выражения  решительной  силы,  категорического
приказания, сжатого поучения" и т. п. На античных С.  наиболее  известны
сафическая, состоящая из трех сафических стихов ( - И - И - И И - И - И)

Страницы: «« « 2931   2932   2933   2934   2935   2936   2937   2938   2939  2940   2941   2942   2943   2944   2945   2946   2947   2948   2949  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь