|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2933 2934 2935 2936 2937 2938 2939 2940 2941 2942 2943 2944 2945 2946 2947 2948 2949 2950 2951 » »» разных памятниках индийской литературы. Внешний вид С. также обличает ее
родство с могильной насыпью. Купол С. отвечает самой насыпи, решетка
вокруг - загородке или кругу из камней вокруг могилы, верхушка С. -
столбу или колонне над могилой. Обычный вид С., какими они являются в
Санчи и Бхархуте- четырехугольное или круглое основание, с решеткой
вокруг или без нее. На этом основании возвышается купол, увенчанный
ступенчатой опрокинутой пирамидой, которая соединяется с куполом
короткой шейкой. Все это покрыто навесом или двумя навесами один над
другим, увешанными гирляндами и флагами. Дагоб в пещерном храме Карли,
С. на острове Цейлоне и древнейшие чайтья в Непале имеют такой же вид.
Немногие сингалезские дагобы имеют купол в виде колокола; самая частая
форма - водяного пузыря, прикрытого тремя навесами: один
- богов, второй - людей, третий - полного избавления или Нирваны.
Буддисты придают символическое значение С. и ее частям. Два, три, пять,
семь, девять, тринадцать навесов над С. и ступени опрокинутой пирамиды
отвечают делениям вселенной. Некоторые С. являются символами горы Меру.
Наиболее сложный С. (в роде Боро-Бодур на о-ве Яве или Менгьюна в
Бирме), с их многочисленными террасами, представляют собой, по-видимому,
смешение дагоба с башнями Прасада (Prasada), также отличающимися
сложностью устройства. Когда Индию посетил китайский путешественник Хуэн
Цзанг (в VII в. по Р. Хр.), он видел в ней множество дагобов и С., от
которых теперь остались только развалины. Уже в его время многие из этих
святынь начинали приходить в упадок. Так огромная ступа в Пешауре трижды
уже была попорчена пожаром до приезда Цзанга в Индию. Эта С. и С. в
Маникиале (Manikiala) относятся к эпохе царя Канишки. Древнее, по
преданию, С., воздвигнутые близ Пушкалавати и приписываемые Ашоке. По
преданию, общему обоим делениям буддийской церкви, Ашока выстроил 84000
С. или вигар по всей Индии. С. посвящались не только памяти людей, но и
священным книгам: в Матхуре есть С., посвященные Винае-питакам, Сутрам,
Абхидхарме и т. д. Самая древняя и знаменитая С. на Цейлоне - Магатхупа
(Mahathupa), выстроенная над отпечатком ступни Будды, к С. от
Анурадхапуры, и имевшая, по словам китайского путешественника Фа Хьяна,.
300 локтей выш. Ср. "Manual of indian buddhism" Керна в III т. (вып. 8)
Бюлеровского "Grundriss der indo-arischen Philologie" (Страсбург. 1896);
Fergusson, "History of Indian Architectore" (Л., 1876); Fergusson and
Burgess, "Cave temples of India" (Л., 1880); Burgess, "Buddhist Stupas
of Amaravati and Jaggayyapeta" ("Archeological Survey of India", ј3);
Smither, "Architectural Remains, Anuradhapura"; Grunwedel,
"Buddhistische Kunst in Indien" (Б., 1893).
С. Б-ч.
Ступор (stupor) или оцепенение - представляет задержку двигательной
иннервации психического происхождения, и принадлежит к проявлениям
помешательства. При этом больной малоподвижен или даже совсем
неподвижен, как бы застывая в принятом случайно положении. Болевые
раздражения не производят впечатления на больного, по крайней мере не
вызывают никакой реакции. Естественные отправления совершаются
неправильно. Голод и жажда так же не удовлетворяются по собственному
почину, но при искусственном кормлении сопротивления не встречается.
Больные не говорят и не отвечают на вопросы, вообще, по-видимому, не
обращают внимания на то, что кругом делается; выражение лица тупое,
взгляд устремлен в пространство. Подобные ступорозные состояния
наблюдаются при разнообразных формах душевного расстройства- при
меланхолии, при остром галлюцинаторном помешательстве, при истощении
после тифа, при помрачении сознания после угара или после самоповешения,
после испуга и др. Благодаря сочетанию с другими симптомами, смотря по
условиям развития, картина не всегда одинакова, и вообще это состояние
не выделяется в самостоятельную форму болезни. Оно длится иногда
несколько часов или дней, иногда недели подряд. Сознание во время С.
бывает ослаблено, но не совсем потеряно, и больные иногда сохраняют
воспоминание о том, что они испытывали.
П. Р.
Стюарты - старинный шотландский дом, из которого произошел ряд
шотландских и английских королей. Название С. (англ. Steward, шотл.
Stuart) принадлежало потомкам Вальтера, достигшего при дворе
шотландского короля Малькольма III, в XI в. "звания майордома. Граф
Вальтер С. женился в 1315 г. на Майории, дочери шотландского короля
Роберта I Брюса, и был отцом Роберта II С., управлявшего Шотландией с
1370 до 1390 г. Вся история дома С. - неустанная борьба королевской
власти с феодальным дворянством, борьба, гибельная для королей. Преемник
Роберта II Роберт III (1340 - 1406), вследствие слабости здоровья и
неспособности и управлению, передал власть своему младшему брату герцогу
Альбани, Александру. Двое старших сыновей Роберта III умерли (из них
Давид - голодной смертью в тюрьме), а после смерти Роберта (4 апр. 1406
г.) регентом сделался Мердох, сын Александра, герцог Альбанский.
Маленький Иаков I попал в плен к королю английскому Генриху IV, но в
1424 г. был освобожден и вступил на престол Шотландии (1424 - 1437). Его
правление - одно из лучших в Шотландии; но он был зверски зарезан
шотландскими баронами. Преемник его, Иаков II (1437-1460), боровшийся
всю жизнь с гордыми вассалами, приверженцами дома Дугласов, был убит при
разрыве пушки. Его сын и преемник, Иаков III (1460-1488), продолжая
борьбу с восставшими баронами, погиб во время битвы при Стирлинге,
заколотый неизвестной рукой, Иаков IV (1488-1513) женился на Маргарите,
дочери английского короля Генриха VII; был одним из популярнейших
королей Шотландии; пал в битве с англичанами, при Флоддене. Несчастия
преследовали и его сына, Иакова V (15131542), упорного и энергичного, в
котором дворяне по прежнему видели своего опасного врага. Обуздав их, он
пытался осуществить традиционную политику Шотландии относительно Англии:
поддерживая союз с Францией, Иаков V женился на дочери Франциска I,
Магдалине Валуа, а после ее смерти вступил в брак с французской
принцессой Марией Гиз. Покинутый баронами в решительную минуту, во время
нападения на Англию, потеряв обоих сыновей, он сошел с ума и умер,
оставив родившуюся за несколько дней до его смерти дочь Марию С.
(1542-87), низложенную с престола и казненную в Англии королевой
Елизаветой. Ее сын Иаков VI или I-й (для Англии) был королем Англии,
Шотландии и Ирландии (1603-1625). Царствование С. в Англии было тяжелым
временем для страны. Они принесли с собой свою шотландскую политику,
стремясь установить королевский абсолютизм, что противоречило
политическим традициям Англии. Для осуществления своих абсолютистических
теорий С. соединились с "высокой церковью", поддерживали англиканизм
против пуританства, боролись, как и в Шотландии, против аристократии и
Страницы: «« « 2933 2934 2935 2936 2937 2938 2939 2940 2941 2942 2943 2944 2945 2946 2947 2948 2949 2950 2951 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |