Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2933   2934   2935   2936   2937   2938   2939   2940   2941  2942   2943   2944   2945   2946   2947   2948   2949   2950   2951  » »»

разных памятниках индийской литературы. Внешний вид С. также обличает ее
родство с могильной насыпью. Купол С.  отвечает  самой  насыпи,  решетка
вокруг - загородке или кругу из камней  вокруг  могилы,  верхушка  С.  -
столбу или колонне над могилой. Обычный вид С., какими  они  являются  в
Санчи и Бхархуте- четырехугольное  или  круглое  основание,  с  решеткой
вокруг или без нее. На  этом  основании  возвышается  купол,  увенчанный
ступенчатой  опрокинутой  пирамидой,  которая  соединяется   с   куполом
короткой шейкой. Все это покрыто навесом или  двумя  навесами  один  над
другим, увешанными гирляндами и флагами. Дагоб в пещерном  храме  Карли,
С. на острове Цейлоне и древнейшие чайтья в Непале имеют такой  же  вид.
Немногие сингалезские дагобы имеют купол в виде колокола;  самая  частая
форма - водяного пузыря, прикрытого тремя навесами: один
   - богов, второй - людей, третий -  полного  избавления  или  Нирваны.
Буддисты придают символическое значение С. и ее частям. Два, три,  пять,
семь, девять, тринадцать навесов над С. и ступени  опрокинутой  пирамиды
отвечают делениям вселенной. Некоторые С. являются символами горы  Меру.
Наиболее сложный С. (в роде  Боро-Бодур  на  о-ве  Яве  или  Менгьюна  в
Бирме), с их многочисленными террасами, представляют собой, по-видимому,
смешение  дагоба  с  башнями  Прасада  (Prasada),  также   отличающимися
сложностью устройства. Когда Индию посетил китайский путешественник Хуэн
Цзанг (в VII в. по Р. Хр.), он видел в ней множество дагобов  и  С.,  от
которых теперь остались только развалины. Уже в его время многие из этих
святынь начинали приходить в упадок. Так огромная ступа в Пешауре трижды
уже была попорчена пожаром до приезда Цзанга в Индию.  Эта  С.  и  С.  в
Маникиале (Manikiala)  относятся  к  эпохе  царя  Канишки.  Древнее,  по
преданию, С., воздвигнутые близ Пушкалавати и  приписываемые  Ашоке.  По
преданию, общему обоим делениям буддийской церкви, Ашока выстроил  84000
С. или вигар по всей Индии. С. посвящались не только памяти людей, но  и
священным книгам: в Матхуре есть С., посвященные Винае-питакам,  Сутрам,
Абхидхарме и т. д. Самая древняя и знаменитая С. на Цейлоне -  Магатхупа
(Mahathupa),  выстроенная  над  отпечатком  ступни  Будды,   к   С.   от
Анурадхапуры, и имевшая, по словам китайского путешественника Фа Хьяна,.
300 локтей выш. Ср. "Manual of indian buddhism" Керна в III т. (вып.  8)
Бюлеровского "Grundriss der indo-arischen Philologie" (Страсбург. 1896);
Fergusson, "History of Indian Architectore" (Л.,  1876);  Fergusson  and
Burgess, "Cave temples of India" (Л., 1880); Burgess,  "Buddhist  Stupas
of Amaravati and Jaggayyapeta" ("Archeological Survey  of  India",  ј3);
Smither,    "Architectural    Remains,     Anuradhapura";     Grunwedel,
"Buddhistische Kunst in Indien" (Б., 1893).
   С. Б-ч.
   Ступор (stupor) или оцепенение - представляет  задержку  двигательной
иннервации  психического  происхождения,  и  принадлежит  к  проявлениям
помешательства.  При  этом  больной   малоподвижен   или   даже   совсем
неподвижен, как бы  застывая  в  принятом  случайно  положении.  Болевые
раздражения не производят впечатления на больного, по  крайней  мере  не
вызывают   никакой   реакции.   Естественные   отправления   совершаются
неправильно. Голод и жажда так же  не  удовлетворяются  по  собственному
почину, но при искусственном  кормлении  сопротивления  не  встречается.
Больные не говорят и не отвечают на  вопросы,  вообще,  по-видимому,  не
обращают внимания на то, что  кругом  делается;  выражение  лица  тупое,
взгляд  устремлен  в  пространство.   Подобные   ступорозные   состояния
наблюдаются  при  разнообразных  формах  душевного   расстройства-   при
меланхолии, при остром  галлюцинаторном  помешательстве,  при  истощении
после тифа, при помрачении сознания после угара или после самоповешения,
после испуга и др. Благодаря сочетанию с другими симптомами,  смотря  по
условиям развития, картина не всегда одинакова, и вообще  это  состояние
не  выделяется  в  самостоятельную  форму  болезни.  Оно  длится  иногда
несколько часов или дней, иногда недели подряд.  Сознание  во  время  С.
бывает ослаблено, но не совсем  потеряно,  и  больные  иногда  сохраняют
воспоминание о том, что они испытывали.
   П. Р.
   Стюарты -  старинный  шотландский  дом,  из  которого  произошел  ряд
шотландских и английских королей.  Название  С.  (англ.  Steward,  шотл.
Stuart)   принадлежало   потомкам   Вальтера,   достигшего   при   дворе
шотландского короля Малькольма III, в  XI  в.  "звания  майордома.  Граф
Вальтер С. женился в 1315 г.  на  Майории,  дочери  шотландского  короля
Роберта I Брюса, и был отцом Роберта II С.,  управлявшего  Шотландией  с
1370 до 1390 г. Вся история дома  С.  -  неустанная  борьба  королевской
власти с феодальным дворянством, борьба, гибельная для королей. Преемник
Роберта II Роберт III (1340 -  1406),  вследствие  слабости  здоровья  и
неспособности и управлению, передал власть своему младшему брату герцогу
Альбани, Александру. Двое старших сыновей Роберта  III  умерли  (из  них
Давид - голодной смертью в тюрьме), а после смерти Роберта (4 апр.  1406
г.)  регентом  сделался  Мердох,  сын  Александра,  герцог   Альбанский.
Маленький Иаков I попал в плен к королю английскому  Генриху  IV,  но  в
1424 г. был освобожден и вступил на престол Шотландии (1424 - 1437). Его
правление - одно из лучших  в  Шотландии;  но  он  был  зверски  зарезан
шотландскими баронами. Преемник его, Иаков  II  (1437-1460),  боровшийся
всю жизнь с гордыми вассалами, приверженцами дома Дугласов, был убит при
разрыве пушки. Его сын и  преемник,  Иаков  III  (1460-1488),  продолжая
борьбу с восставшими баронами,  погиб  во  время  битвы  при  Стирлинге,
заколотый неизвестной рукой, Иаков IV (1488-1513) женился на  Маргарите,
дочери английского  короля  Генриха  VII;  был  одним  из  популярнейших
королей Шотландии; пал в битве с англичанами,  при  Флоддене.  Несчастия
преследовали и его сына, Иакова V (15131542), упорного и энергичного,  в
котором дворяне по прежнему видели своего опасного врага. Обуздав их, он
пытался осуществить традиционную политику Шотландии относительно Англии:
поддерживая союз с Францией, Иаков V  женился  на  дочери  Франциска  I,
Магдалине Валуа,  а  после  ее  смерти  вступил  в  брак  с  французской
принцессой Марией Гиз. Покинутый баронами в решительную минуту, во время
нападения на Англию, потеряв обоих сыновей,  он  сошел  с  ума  и  умер,
оставив родившуюся за  несколько  дней  до  его  смерти  дочь  Марию  С.
(1542-87),  низложенную  с  престола  и  казненную  в  Англии  королевой
Елизаветой. Ее сын Иаков VI или I-й (для  Англии)  был  королем  Англии,
Шотландии и Ирландии (1603-1625). Царствование С. в Англии было  тяжелым
временем для страны. Они принесли с  собой  свою  шотландскую  политику,
стремясь   установить   королевский   абсолютизм,   что    противоречило
политическим традициям Англии. Для осуществления своих абсолютистических
теорий С. соединились с  "высокой  церковью",  поддерживали  англиканизм
против пуританства, боролись, как и в Шотландии, против  аристократии  и

Страницы: «« « 2933   2934   2935   2936   2937   2938   2939   2940   2941  2942   2943   2944   2945   2946   2947   2948   2949   2950   2951  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь