Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2934   2935   2936   2937   2938   2939   2940   2941   2942  2943   2944   2945   2946   2947   2948   2949   2950   2951   2952  » »»

народа за права короны. Ослабив тайный совет,  С.  усилили  деятельность
зв„здной палаты и верховной комиссии. Покушение их  на  старинные  права
Англии  и  ее  законное  государственное  устройство   вызвало   сложную
оппозицию, которая разразилась при  втором  С.  Карле  I  (1625-1649)  и
привела короля к эшафоту.  Дочь  Иакова  I  Елизавета  (1596-1662)  была
замужем  за  богемским  королем  Фридрихом  V  Пфальцским  и  всю  жизнь
скиталась в изгнании. Сын Карла I, Карл II  (1630-1685),  после  тяжелых
испытаний  и  разнообразных   приключений,   возобновил   борьбу   между
королевской властью и парламентом и был совершенно чужд Англии.  Союз  с
высокой церковью при нем стал еще крепче. Законных детей он не имел  (из
побочных известен в истории герцог Монмут) и престол перешел ко  второму
сыну  Карла  I,  Иакову  II  (1685  -  1688),  фанатическому   католику,
последнему королю из дома С. У него были  две  дочери:  Мария,  вышедшая
замуж за своего двоюродного брата  Вильгельма  III  Оранского,  и  Анна,
бывшая замужем за Георгом Датским. Когда распространился слух о рождении
у Иакова сына, произошла  вторая  революция;  Иаков  был  изгнан,  и  на
престол была возведена Мария (1662-1695) с Вильгельмом  III.  Преемницей
Вильгельма  III  была  Анна  (1702-1714).  Якобиты  мечтали,  однако,  о
восстановлении изгнанной династии. Сын Иакова II был  признан  Францией,
Испанией и папой королем Англии, под именем Иакова III (1688-1766), а  в
Англии его объявили государственным  изменником.  Его  попытка  овладеть
престолом в 1715 г. окончилась неудачей. Женившись на  Марии  Собесской,
он имел сына Карла Эдуарда (1720-1788), так назыв.  "юного  претендента"
на английский престол,  неудачно  пытавшегося  вернуть  престол  сначала
отцу,  потом  себе   (1746).   Он   был   женат   на   принцессе   Луизе
Штольберг-Альбани, которая его бросила; брак их  был  бездетен.  Дом  С.
прекратился в 1807 г., со смертью внука Иакова  II,  Генриха  Бенедикта,
умершего в сане кардинала. Ср. Baughan, "Memorials of  the  S.  dynasty"
(Л., 1831); Campana de Cavalli, "Les  derniers  S.  е  Saint-Germain  en
Laye" (П., 1871).
   П. К-ий.
   Су - французская монета, чеканившаяся из меди (и даже железа) до 1793
г.; потом обращена в 5-сантимную монету,  которая  и  поныне,  составляя
1/20  франка,  часто  называется  С.  Чеканился  также  серебряный   С.,
данностью в 2-15 С. до революции, в 15 и 30 С. - во время революции.
   Суарец (Франциск Suarez, 1548-1617)- испанский философ и политический
мыслитель. Принадлежал к знатной  семье;  в  саламанкском  унив.  изучал
юридические науки, затем вступил в орден иезуитов и был проф. богословия
в Сеговии, Алкале, Саламанке и Риме. Его ученость  была  необъятна;  его
память поражала всех;  его  диалектика,  казалось,  воскрешала  цветущую
эпоху схоластической философии.  Все  эти  качества  создали  ему  славу
первого философа эпохи, и эта слава  держалась,  судя  по  автобиографии
Вико, вплоть до начала XVIII в. По предложению папы Павла V, он издал  в
1614  г.  политический  памфлеты  "Defensio  fidei   catholicae   contra
anglicanae sectae errores", направленный  против  политики  Иакова  I  и
сожженный рукой  палача  не  только  в  Лондоне,  но  и  в  Париже.  Его
сочинения, издание которых было закончено в 1630 г., обнимают 23 тома in
folio (Майнц и Лион). Извлечение из них сделано  П.  Ноэлем  в  1732  г.
(Женева). С. не без основания называют последним из схоластиков.  Он  не
был расположен к тем новым приемам мышления, которые создавались  в  его
эпоху.  Силлогизм  и  ссылка  на  авторитеты  -   вот   его   аргументы;
единственное, что у него более или  менее  оригинально  -  это  то,  что
авторитет  Аристотеля  отступает  на  задний  план   перед   авторитетом
классиков схоластики. Главное произведение С. - трактат "De legibus",  в
котором он близко  следует  Фоме  Аквинату.  Это  -  целая  энциклопедия
схоластической философии, дающая всестороннее знакомство со всем  строем
средневековой католической  мысли,  с  ее  воззрениями  на  все  области
человеческого знании. По мнению  С.,  есть  два  рода  законов  -  закон
естественный и закон положительный; вопрос об основах первого составляет
главную проблему морали, вопрос об основах последнего - главную проблему
политики. Схоластики различали  два  рода  естественных  законов:  закон
указующий (lex indicativa) и закон предписывающий (praeceptiva);  первый
ограничивается  разъяснением  того,  что  хорошо  и  что  дурно,  второй
повелевает делать или не делать то или иное.  Схоластические  авторитеты
делятся в этом отношении на два лагеря: одни признают естественный закон
исключительно индикативным,  другие  -  исключительно  прецептивным.  С.
пытается примирить оба крайние решения. По его  мнению,  в  естественном
законе находятся на лицо оба свойства: он и разъясняет, и  повелевает  в
одно и то же время. Такой  ответ  на  основную  проблему  заставляет  С.
искать выхода из другой  схоластической  антиномии,  тесно  связанной  с
предыдущею. На чем покоится естественный закон: на природе вещей или  на
божественном  велении?  С.  одинаково  чужд  как  рационализма,  так   и
провиденциализма в их чистом виде и принимает  в  качестве  генетических
моментов естественного закона как человечески разум, так и  божественную
волю. На этих  основах  покоится  и  политика  С.  Так  как  общество  -
естественное состояние человека, вне которого он не может жить,  то  тем
самым оно является учреждением божественным;  но  так  как  общество  не
может существовать без законов, а законы не могут явиться без власти  их
издающей,  т.  е.  без  правительства,  то  и  правительство-   институт
божественный. Божественность верховной властиисключительно результат  ее
естественного происхождения; слова апостола  Павла:  "Всякая  власть  от
Бога" надо понимать именно в этом смысле, а не так, что в  возникновении
верховной власти кроется непостижимая  человеческому  разуму  делегация,
непосредственное  происхождение  от  Бога.  Так  как  власть   порождена
естественным законом, то она  и  подчиняется  ему;  возникшая  для  нужд
общества,  она  покоится  на  акте  делегации  от  общества-  реального,
исторического общества. Словом, верховная власть принадлежит народу и им
делегируется   правительству;   но   такая   делегация   не   составляет
необходимости: общество (народ) может сохранить власть за собой,  и  это
решение будет столь же законно, как и решение делегировать власть одному
лицу  или  нескольким  лицам,  на  время  или   навсегда.   Не   отрицая
принципиально ни одной из возможных форм правления, С.,  из  соображений
практических, склоняется на сторону  монархи.  Но  так  как  монарх-  не
представитель Бога, а лишь делегат народа, то он должен сообразоваться с
народной волей; согласие монарха и народа- единственный источник  власти
первого;  наследственность  трона  обусловливается   сохранением   этого
согласия.  Как  только  оно  прекращается,  верховный  суверен-   народ-
вступает в свои права; а права у него, по  С.,  в  данном  случае  очень
широки. Законному монарху он может оказать лишь пассивное сопротивление,
но по отношению к узурпатору, тирану в античном смысле слова,  дозволены

Страницы: «« « 2934   2935   2936   2937   2938   2939   2940   2941   2942  2943   2944   2945   2946   2947   2948   2949   2950   2951   2952  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь