Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2937 2938 2939 2940 2941 2942 2943 2944 2945 2946 2947 2948 2949 2950 2951 2952 2953 2954 2955 » »» Гогоцкий, "Программа психологии" (Киев, 1880, стр. 32 и след.); Снегирев, "Психология" (Харьк. 1893, стр. 288-324); Фонсегрив, "Элементы психологии" (Сергиев Посад, 1900, стр. 204-213); Спенсер, "Основания психологии" (СПб., 1876. т. 1, стр. 151-168; т. II, стр. 353-368; т. IV, стр. 152-200); Милль, "Обзор философии сэр Вильяма Гамильтона" (СПб., 1869, гл. XII); Джемс, "Психология" (СПб., 1896, стр. 132-168); Рибо, "Болезни личности" (М., 1877); Лопатин "О реальном единстве сознания" ("Вопросы филос. и психол." 1899. кн. 49, стр. 600-623 и кн. 60, стр. 861-880); Козлов, "О множественности состояний сознания" ("Философ. Трехмесячник", 1886); Серебреников, "Самооткровение духа, как источник его познания" ("Христ. Чтен.", 1897, ч. 1, стр. 424-439); его же, "Опытная психология и ее методы" ("Христ. Чтение", 1899, ч. 1, стр. 639-677). В. С. Субъективное право, в противоположность объективному или юридическим нормам, означает право в применении к личности обладателя вытекающих из него правомочий и обязанностей. Его определяют, как "область независимого господства частной воли" (Савиньи), "отведенную личности объективным правом область власти или господства воли" (Виндшейд), "юридически защищенный интерес" (Иеринг), "долю участия личности в жизненных благах, достающуюся ей в общественной жизни" (Дернбург), "признанный и защищенный правом круг интересов и власти" (Регельсбергер), "совокупность правомочий и притязаний, принадлежащих личности на основании норм объективного права" (Бирлинг, Леман и др.), "власть; которая принадлежит личности над вещами и другими личностями", "господство воли одного лица над волей другого" (Унгер) и т. д. Эти определения различаются внутренним, философским смыслом, влагаемым в понятие С. права, соответственно общим воззрениям на природу права и на отношение С. права к объективному. Выставляя на первый план момент воли, юристы подчеркивают этим творческую роль последней в процессе правообразования и, вместе с тем, как психологическую природу права, так и логический, если не исторический приоритет С. права сравнительно с объективным. Поступки лица, направленные к осуществлению предоставленных ему правомочий, с этой точки зрения представляют собой не только пользование сообщенным ему извне благом, но по преимуществу проявление его личной свободы и власти над внешним миром, вытекающих из его положения, как личности. С. правоне потому право лица, что оно сообщено ему объективным правом; наоборот, последнее санкционирует лицу определенную долю свободы и власти потому, что личности эта доля свободы принадлежит в силу ее внутренних свойств, и без признания ее немыслимо существование общества. Современное воззрение отличается от точки зрении естественного права только тем, что не признает неизменных и постоянных С. прав, а рассматривает последние как необходимую долю свободы лица при данном строе общественных отношений и высшее или, по крайней мере, равноценное с другими факторами и явлениями жизни, благо, не подлежащее ограничению по одним лишь соображениям целесообразности. Противоположная точка зрения указывает на то, что в человеческом общежитии права установляются и охраняются на основании отвлеченного представления о достоинстве личности, а в видах целесообразного, при данных условиях, распределения между членами общества реальных благ, для производства которых люди и соединяются в общество. Борьба за право есть прежде всего борьба за жизненные блага; при установлении права важно не то, какая доля свободы предоставляется личности, в какой мере С. чувство ее удовлетворено, а то, какое количество жизненных благ получит личность, осуществляя свои правомочия или С. права. С. сторона дела безразлична для права; она отходит в сферу нравов и быта. Процесс правообразования начинается с господства частной воли и утверждения С. прав энергией самой личности (Иеринг); но в последующей борьбе за право результаты ее, т. е. данное распределение С. прав, обусловливаются не признанием за лицом той или иной доли свободы в силу его внутреннего управомочия, а фактическим преобладанием одних участников борьбы над другими. Мера C. права, таким образом, не в личности, а в принципах общественного распределения благ, и может спуститься до полного отрицания личности (в рабстве и крепостничестве). И формально, при определении С. прав в каждом данном случае, мы обращаемся прежде всего не к анализу свойств человеческого духа, а к так наз. источникам права, т. е. общественному проявлению прав в обычае и законе. В современном правовом государстве, где закон стремится охватить общими нормами все проявления человеческой жизни и сообщить личности правовую мощь и в тех сферах, которые до сих пор оставались свободными от государственного вмешательства,- преобладание объективного права над С. выражается особенно ясно. При дальнейшем росте населения и обостряющейся борьбе за существование распределение жизненных благ по внутреннему уполномочию субъектов будет, конечно, встречать все большие препятствия. Весьма трудно, впрочем, провести резкую разницу в мнениях об отношении С. права к объективному у писателей обеих школ, идеалистической и реалистической, Значение объективного права при установлении С. признает огромное большинство идеалистов; некоторые из них утверждают и логический приоритет объективного права (Тон). Наоборот, некоторые писатели, дающие реалистическое определение С. права, указывают на приоритет С. права. В составе С. права различают субъект и объект права. Под субъектом права разумеют непосредственного носителя права, представителя защищаемого им интереса или блага, но не непременно его распорядителя: малолетний есть субъект имущественного права, но распорядителем последнего является опекун. Права существуют для разграничении интересов людей, живущих в обществе. Субъектом права является, поэтому, прежде всего человек, член данного гражданского общества. Чтобы быть носителем прав, человек должен обладать определенными качествами. Блага, охраняемые правом, и правомочия для их защиты могут быть распределены в индивидуальное обладание человека, но могут быть и достоянием совокупности лиц, пользующихся и защищающих их совместно. В качестве субъекта прав выступает тогда лицо юридическое. Некоторые юристы говорят о "С. правах без субъекта" для обозначения комплекса фактов и отношений, с которыми закон связывает юридическую защиту, но которые в данный момент не имеют представителя и распорядителя. Таким бессубъектным правом является наследство после смерти наследодателя до принятия его наследником (hereditas jacens). Эта конструкция является продуктом уже не философского, а технико-юридического воззрения на природу С. права. Под объектом C. права разумеют обыкновенно те предметы, на которые непосредственно воздействует воля личности и простирается власть, Страницы: «« « 2937 2938 2939 2940 2941 2942 2943 2944 2945 2946 2947 2948 2949 2950 2951 2952 2953 2954 2955 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |