|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2937 2938 2939 2940 2941 2942 2943 2944 2945 2946 2947 2948 2949 2950 2951 2952 2953 2954 2955 » »» Гогоцкий, "Программа психологии" (Киев, 1880, стр. 32 и след.);
Снегирев, "Психология" (Харьк. 1893, стр. 288-324); Фонсегрив, "Элементы
психологии" (Сергиев Посад, 1900, стр. 204-213); Спенсер, "Основания
психологии" (СПб., 1876. т. 1, стр. 151-168; т. II, стр. 353-368; т. IV,
стр. 152-200); Милль, "Обзор философии сэр Вильяма Гамильтона" (СПб.,
1869, гл. XII); Джемс, "Психология" (СПб., 1896, стр. 132-168); Рибо,
"Болезни личности" (М., 1877); Лопатин "О реальном единстве сознания"
("Вопросы филос. и психол." 1899. кн. 49, стр. 600-623 и кн. 60, стр.
861-880); Козлов, "О множественности состояний сознания" ("Философ.
Трехмесячник", 1886); Серебреников, "Самооткровение духа, как источник
его познания" ("Христ. Чтен.", 1897, ч. 1, стр. 424-439); его же,
"Опытная психология и ее методы" ("Христ. Чтение", 1899, ч. 1, стр.
639-677).
В. С.
Субъективное право, в противоположность объективному или юридическим
нормам, означает право в применении к личности обладателя вытекающих из
него правомочий и обязанностей. Его определяют, как "область
независимого господства частной воли" (Савиньи), "отведенную личности
объективным правом область власти или господства воли" (Виндшейд),
"юридически защищенный интерес" (Иеринг), "долю участия личности в
жизненных благах, достающуюся ей в общественной жизни" (Дернбург),
"признанный и защищенный правом круг интересов и власти"
(Регельсбергер), "совокупность правомочий и притязаний, принадлежащих
личности на основании норм объективного права" (Бирлинг, Леман и др.),
"власть; которая принадлежит личности над вещами и другими личностями",
"господство воли одного лица над волей другого" (Унгер) и т. д. Эти
определения различаются внутренним, философским смыслом, влагаемым в
понятие С. права, соответственно общим воззрениям на природу права и на
отношение С. права к объективному. Выставляя на первый план момент воли,
юристы подчеркивают этим творческую роль последней в процессе
правообразования и, вместе с тем, как психологическую природу права, так
и логический, если не исторический приоритет С. права сравнительно с
объективным. Поступки лица, направленные к осуществлению предоставленных
ему правомочий, с этой точки зрения представляют собой не только
пользование сообщенным ему извне благом, но по преимуществу проявление
его личной свободы и власти над внешним миром, вытекающих из его
положения, как личности. С. правоне потому право лица, что оно сообщено
ему объективным правом; наоборот, последнее санкционирует лицу
определенную долю свободы и власти потому, что личности эта доля свободы
принадлежит в силу ее внутренних свойств, и без признания ее немыслимо
существование общества. Современное воззрение отличается от точки зрении
естественного права только тем, что не признает неизменных и постоянных
С. прав, а рассматривает последние как необходимую долю свободы лица при
данном строе общественных отношений и высшее или, по крайней мере,
равноценное с другими факторами и явлениями жизни, благо, не подлежащее
ограничению по одним лишь соображениям целесообразности. Противоположная
точка зрения указывает на то, что в человеческом общежитии права
установляются и охраняются на основании отвлеченного представления о
достоинстве личности, а в видах целесообразного, при данных условиях,
распределения между членами общества реальных благ, для производства
которых люди и соединяются в общество. Борьба за право есть прежде всего
борьба за жизненные блага; при установлении права важно не то, какая
доля свободы предоставляется личности, в какой мере С. чувство ее
удовлетворено, а то, какое количество жизненных благ получит личность,
осуществляя свои правомочия или С. права. С. сторона дела безразлична
для права; она отходит в сферу нравов и быта. Процесс правообразования
начинается с господства частной воли и утверждения С. прав энергией
самой личности (Иеринг); но в последующей борьбе за право результаты ее,
т. е. данное распределение С. прав, обусловливаются не признанием за
лицом той или иной доли свободы в силу его внутреннего управомочия, а
фактическим преобладанием одних участников борьбы над другими. Мера C.
права, таким образом, не в личности, а в принципах общественного
распределения благ, и может спуститься до полного отрицания личности (в
рабстве и крепостничестве). И формально, при определении С. прав в
каждом данном случае, мы обращаемся прежде всего не к анализу свойств
человеческого духа, а к так наз. источникам права, т. е. общественному
проявлению прав в обычае и законе. В современном правовом государстве,
где закон стремится охватить общими нормами все проявления человеческой
жизни и сообщить личности правовую мощь и в тех сферах, которые до сих
пор оставались свободными от государственного вмешательства,-
преобладание объективного права над С. выражается особенно ясно. При
дальнейшем росте населения и обостряющейся борьбе за существование
распределение жизненных благ по внутреннему уполномочию субъектов будет,
конечно, встречать все большие препятствия. Весьма трудно, впрочем,
провести резкую разницу в мнениях об отношении С. права к объективному у
писателей обеих школ, идеалистической и реалистической, Значение
объективного права при установлении С. признает огромное большинство
идеалистов; некоторые из них утверждают и логический приоритет
объективного права (Тон). Наоборот, некоторые писатели, дающие
реалистическое определение С. права, указывают на приоритет С. права.
В составе С. права различают субъект и объект права. Под субъектом
права разумеют непосредственного носителя права, представителя
защищаемого им интереса или блага, но не непременно его распорядителя:
малолетний есть субъект имущественного права, но распорядителем
последнего является опекун. Права существуют для разграничении интересов
людей, живущих в обществе. Субъектом права является, поэтому, прежде
всего человек, член данного гражданского общества. Чтобы быть носителем
прав, человек должен обладать определенными качествами. Блага,
охраняемые правом, и правомочия для их защиты могут быть распределены в
индивидуальное обладание человека, но могут быть и достоянием
совокупности лиц, пользующихся и защищающих их совместно. В качестве
субъекта прав выступает тогда лицо юридическое. Некоторые юристы говорят
о "С. правах без субъекта" для обозначения комплекса фактов и отношений,
с которыми закон связывает юридическую защиту, но которые в данный
момент не имеют представителя и распорядителя. Таким бессубъектным
правом является наследство после смерти наследодателя до принятия его
наследником (hereditas jacens). Эта конструкция является продуктом уже
не философского, а технико-юридического воззрения на природу С. права.
Под объектом C. права разумеют обыкновенно те предметы, на которые
непосредственно воздействует воля личности и простирается власть,
Страницы: «« « 2937 2938 2939 2940 2941 2942 2943 2944 2945 2946 2947 2948 2949 2950 2951 2952 2953 2954 2955 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |