Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2906   2907   2908   2909   2910   2911   2912   2913   2914  2915   2916   2917   2918   2919   2920   2921   2922   2923   2924  » »»

до церковных обычаев. С. весьма часто отожествляется с понятием раскола,
между тем как это понятия  существенно  различные.  Хотя  старые  обряды
церкви,  как  двуперстное  сложение  для  крестного  знамения,   сугубая
аллилуия, посолонное  хождение,  седмипросфорие,  чтение  "обрадованная"
вместо "благодатная", употребление лестовок и подручников  и  т.  д.,  и
являются  достоянием  раскола,  но  существенным  признаком  его  служит
противление, нарушение церковного мира и  единения  из-за  вопросов,  не
входящих в область веры. С церковной точки зрения, С. само  по  себе  не
есть раскол: церковный взгляд на обряд таков, что  последний,  как  вещь
средняя, до существа веры не относящаяся, сам по себе  ни  свят,  ни  не
свят, не ведет ни к спасению,  ни  к  гибели;  в  этой  области  церковь
допускает  разнообразие,  возможность   и   законность   изменений   или
исправлений при отсутствии "всякого зазора"  и  при  взаимном  согласии.
Некоторые видят в С. верность русской старине и протест против увлечения
новшествами; утверждают, что старые обряды  суть  обряды  народные,  что
народ  является  их  исконным  охранителем  и  что   они   должны   быть
неприкосновенны,    как    народная    святыня;    вытекающая     отсюда
неприкосновенность  обрядов  как  бы  отодвигает  церковную  власть,   с
присущими ей правами, на второй план. Другие, исходя из  той  же  ней  о
народности обрядов, видят  в  этом  недостаток  и  считают  обязанностью
церковной власти устранение С. и замену его обрядами вселенской  церкви.
Оба  взгляда  эти  не  соответствуют  учению  церкви.   Тем   не   менее
приверженность к старым церковным обрядам сама по себе не  есть  раскол:
так  наприм.,  единоверие  "составляет  единую  с  православною   святую
соборную  апостольскую  церковь",  как   это   установлено   на   съезде
архипастырей в Казани в 1885 г. и подтверждено св. синодом. Ср. проф. Н.
Ивановский, "С. и раскол" ("Странник", 1892, ј 5).
   Стасов (Василий Петрович)- архитектор (1769-1848).  Получив  домашнее
образование, начал  службу  в  1783  г.  архитекторским  помощником  при
московск.  управе  благочиния,  в  1794  г.  поступил  унтер-офицером  в
Преображенский полк, в 1795 г. выпущен  из  него  с  чином  поручика  на
гражданскую службу. В 1802 г. был отправлен на казенный счет во Францию,
Англию и Италию для усовершенствования в архитектуре. В 1807 г., получил
титул профессора академии св. Луки в Риме. Возвратившись в отечество,  в
1808 г. определен на службу в собственный Его Имп. Вел. Кабинет. В  1811
г., за планы и фасады памятника  русским  воинам,  павшим  в  битве  под
Полтавой, удостоен имп. академией худ. звания академика,  а  в  1827  г.
признан ее почетн. вольн. общником". Главные его  работы:  постройка  по
собственным проектам здания Имп. лицея при  бол.  Царскосельском  дворце
(1811), казарм л.-гв. Павловского полка, что на Царицыном  лугу  (1817),
зданий и  церкви  придворного  конюшенного  ведомства  (1817),  Нарвских
триумфальных ворот (1827), собора Спаса Преображения  (1829),  Троицкого
собора в Измайловском полку (1835) и  Московских  триумфальных  ворот  в
СПб.; возведение китайской  деревни  в  Царскосельском  дворцовом  парке
(1818),  переделка  некоторых  частей  Зимнего  и  Таврического  дворцов
(1819), возобновление Царскосельск. больш. дворца после  пожара  (1820),
окончание  постройки  Собора  всех   учебных   заведений,   остававшейся
недовершенною после Растрелли  (1835)  и  возобновление  одной  половины
Зимнего дворца, пострадавшей от пожара (1839).
   Статус(Status) (лат.) - положение, состояние; S. quo -  положение,  в
котором лицо или предмет находится или находилось; S. quo ante  (bellum)
- положение государств, предшествовавшее началу войны. В  римском  праве
S. обозначало также три главных признака  лица  (persona):  свободу  (S.
libertatis), римское гражданство (S. civitatis) и семейное положение (S.
familiae); изменение такого S. влекло за собоq capitis deminutio.
   Статут (лат.) - положение, закон; в средние века  в  Западной  Европе
так назывались городские привилегии, а  также  фамильные  законы  высшей
аристократии.  В  Германии  С.  называются   уставы   различных   общин,
корпораций  и  акционерных  обществ.  В  Англии  С.  (Statute)  означает
законодательный  акт,  изданный  с  согласия  парламента  и  короны,   в
противоположность указу (Ordinance), для которого не требуется  согласия
обеих палат.
   Стафилококк (Staphylococcus Ogston) или гроздекокк - так названы были
те микрококки, которые  в  препаратах  имеют  вид  кокков,  собранных  в
небольшие кучки и этим  отличаются  от  цепочковидных  стрептококков.  С
ботанической точки зрения С. особого рода бактерий не представляют,  так
как при известных условиях все микрококки обладают  способностью  давать
формы,  подобные  С.  С   медицинской   точки   зрении   С.   называются
микроорганизмы, принадлежащие к гноеродным микрококкам. Известнейшие  из
них: S. pyogenes aureus (Rosenbach), S. p. citreus (Passet), S. p. albus
(Rosenbach) -  гроздекокки  золотистый,  лимонный  и  белый.  С.  весьма
распространены в природе - в воздухе, пыли и  на  поверхности  различных
предметов, они встречаются как на теле человека, так и  в  полости  рта,
кишечника  и  во  влагалище.  Живя  сапрофитами,  они  приобретают,  при
известных условиях, вирулентность и вызывают тогда нагноение  и  явления
воспаления.   Фурункул,   карбункул,   везикулезные   воспаления   кожи,
остеомиелит, а равно и амилоидное перерождение печени, селезенки и почек
- вызываются С. В культурах С. развиваются на различных средах. Пигменты
С. образуются только при доступе кислорода воздуха, сами  же  они  могут
слабо развиваться и в условиях анаэробиоза.  Фильтрованные  культуры  С.
содержат токсины.
   Б. И.
   Стебель (caulis) - осевой орган растений, растущий  неограниченно  на
своей верхушке и производящий в акропетальной последовательности боковые
органы  -  листья.   Верхушка   С.   большей   частью   коническая   или
полусферическая и в противоположность верхушке  корня,  другого  осевого
органа растении, голая, т. е.  она  не  одета  особой  защитной  тканью,
подобной корневому  чехлику,  так  как  она,  будучи  прикрыта  молодыми
листьями, густо и плотно налегающими один на другой, достаточно защищена
ими от  всяких  внешних  неблагоприятных  условий.  По  мере  нарастания
стеблевой верхушки в длину возникают  новые  листья,  а  старые,  раньше
образовавшиеся, мало помалу, разрастаясь, расходятся  один  от  другого,
отклоняются в  сторону  и  принимают  нормальное  для  данного  растения
положение. Такое расхождение листьев в значительной степени  зависит  от
того,  что  участки  стеблевой   верхушки,   находящиеся   между   двумя
последовательными   листьями,   вытягиваются    в    длину,    благодаря
происходящему в них вставочному (интеркалярному)  росту;  под  конец  на
участке С., прекратившему свой рост в длину, листья находятся иногда  на
довольно значительном расстоянии один от другого, и С. становится  тогда
явственно расчлененным на узлы и междоузлия, т. е. С., по мере удлинения

Страницы: «« « 2906   2907   2908   2909   2910   2911   2912   2913   2914  2915   2916   2917   2918   2919   2920   2921   2922   2923   2924  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь