Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3095   3096   3097   3098   3099   3100   3101   3102   3103  3104   3105   3106   3107   3108   3109   3110   3111   3112   3113  » »»

зоологической станцией в Sant Andrea;  публичная  библиотека  с  65  000
томов;  Societa  della  Minerva  (для  литературных  занятий),  общество
садоводства и земледелия, Societa medica, Societa adriatica  di  scienze
naturali и т. д. В Т. выходят 34 повременных издания, из которых  29  на
итальянском яз., 2 на словинском, 2 на немецком и  1  на  греческом  яз.
Промышленность  в  Т.  очень  развита.  Всего  важнее  заводы  и   верфи
австро-венгерского Ллойда (1900  рабочих)  и  кораблестроительные  верфи
Stabilimento  tecnico  Triestino  (795  рабочих);  2  машиностроительных
завода, большой  керосиновый  завод  (для  очистки  русского  керосина),
значительные мыловарные и др. заводы. Еще в 1758 г. в Т. было лишь  6424
жит., в 1890 г. в нем было  157466  жителей  (100039  итальянцев,  27725
словинцев, 7107 немцев). Трудно определить более или менее  точно  число
коренного славянского  (словинского)  населения,  но  цифру  27725  чел.
следует считать ниже действительности. Громадное большинство населения -
католики. Православного вероисповедания 1369 чел., евангелического  1302
и иудейского 4708 чел. Своим процветанием Т.  обязан  морской  торговле,
которая в XVIII в. стала расширяться, после того как имп. Карл VI в 1719
г. объявил его порто-франко. Значение Т. как торгового  морского  порта,
основано на его чрезвычайно благоприятном географическом  местоположении
на сев. конце глубоко врезавшегося в материк Адриатического моря, к чему
присоединяется еще и то, что  его  гавань  более  доступна  для  больших
морских судов, чем гавань Венеции. Но есть и  неблагоприятные  для  этой
торговли  обстоятельства:  таковы,   напр.,   недостаточное   количество
жел.-дорожных путей, связывающих гавань с внутренними странами монархии,
высокие   жел.-дорожные   тарифы,   малая    экспортивная    способность
естественных продуктов внутренней страны,  а  также  конкуренция  Фиуме,
поддерживаемого  жел.-дорожной  и   мореходной   политикой   венгерского
правительства, конкуренция северно-германских гаваней  и  др.  Ко  всему
этому присоединилось еще снятие 1 июля 1891  г.  дарованной  в  1719  г.
привилегии, ограничившие область порто-франко  пределами  самой  гавани.
Благодаря этим  неблагоприятным  обстоятельствам,  возрастание  торговых
оборотов и движение судов в гавани Т.  стало  за  последние  десятилетия
сильно замедляться и даже приостанавливаться. Впрочем, в последнее время
приняты меры к поднятию и оживлению торговли Т.: устроена новая  гавань,
построено  множество  складочных  амбаров,  пакгаузов  и  депо,  введены
дифференциальные тарифы (умеренные тарифы для отдельных привозимых морем
товаров), субсидирование новых пароходных рейсов Ллойда (в особенности в
Южную Америку) и т. д. Торговля и судоходство в Т. за 1895  г.:  ввезено
морем на 184,98, сухим путем на 159,19 милл. гульд.; вывезено  морем  на
150,57, сухим путем на 153,77 милл. гульд. Морским путем под австрийским
флагом было ввезено товаров в 1895 г.  на  сумму  122,79  милл.  гульд.,
вывезено - 123,34; под чужими флагами: ввоз 63,19  милл.  гульд.,  вывоз
27,23 милл. гульд. Главными предметами ввоза и вывоза являются: пряжа  и
ткани, кофе, хлопчатая бумага, табак,  фрукты,  сахар,  дерево,  кожи  и
шкуры, вино, индиго, платье и моды, рис, спиртные напитки. В 1896  г.  в
гавань Т. вошли 8728 судов вместимостью в  1780888  тонн  и  вышли  8773
судна в 1785707 тонн, главным образом  австро-венгерских,  английских  и
итальянских. В настоящее время Т. обладает 2 гаванями, старой  и  новой.
Старая или южная гавань представляет собой собственно  открытый  рейд  с
несколькими каменными дамбами,  из  которых,  самая  большая,  Molo  San
Carlo, построена еще в 1751 г. В  1867-68  гг.  начато  было  устройство
превосходной новой гавани обществом Южной жел. дороги (20000000  флор.).
В новейшее время к югу от Т.  заведена  отдельная  гавань  для  судов  с
лесным товаром (Sant-Andrea), а  также  гавань  для  судов  с  керосином
(Santa Sabba). В Т. существует много обществ и учреждений, основанных  с
целью содействия промышленности и  торговле.  Первое  место  среди  этих
учреждений  занимает  субсидируемый  правительством  австрийский  Ллойд,
основанный в 1836 г. Здесь устроены 2 кораблестроительные  верфи,  сухой
док,  машиностроительный  завод  и  много   различных   мастерских.   Т.
пользуется самоуправлением. Его городской голова носит титул  Podesta  и
является в тоже время президентом местного ландтага; а городской  совет,
состоящий из 54 членов, исполняет функции местного ландтага. Окрестности
Т.  изобилуют  живописными  деревнями  и  красивыми  дачными  местами  и
виллами. Высоко над городом, в 4 км.  от  него,  на  почтовой  дороге  в
Любляну (354 м. над морем), словинская дер. Опчина (Opcina, 1602  жит.),
с наблюдательным пунктом и с  величественным  видом  на  город  и  море;
Сервола (2629 жит.) на берегу бухты между Т. и  Муджией,  со  знаменитым
устричным заводом; Prosecco (1168 жит.)  -  известное  еще  в  древности
своим вином; Липица (Lipizza), с императорско-королевским  заводом.  Над
Боскето, на высоте 230 м., на длинном горном хребте  (Cacciatore)  лежит
красивая Villa Ferdinandea с прекрасным видом на окрестности, окруженная
прекрасным парком, за нею другая - Villa  Revoltella.  На  сев.  морском
берегу лежит прибрежное  местечко  Баркола,  с  морскими  купальнями,  и
знаменитый замок Miramare.
   Т., называвшийся первоначально Artemidorus, затем Tergeste,  разделял
в древности политическую судьбу Истрии, к которой он был  присоединен  в
178-177 г. до Р. Хр.; в 130 г. до Р. Хр. вместе с  Истрией  превращен  в
римскую колонию  с  военными  поселенцами,  для  которых  были  устроены
водопровод и амфитеатр. После падения Римской империи  Т.  переходит  из
одних  рук  в  другие,  подчиняясь  византийцам,  готам,  лангобардам  и
франкам. В средние века  Т.  был  епископским  городом  со  значительной
территорией (составляющей отдельную римскую regio).  Итальянский  король
Лотар II в 948 г. отдает г. Т. с областью  триестскому  епископу  Иоанну
III и его преемникам на 300 лет со светскою властью. Император Генрих IV
подчиняет  епископство  триестское  патриарху  аквилейскому.  Tpиестскиe
епископы от  Гебгарда  (1209-1214)  до  Рудольфа  (умер  1304)  чеканили
собственную монету; епископ Антон  де  Негри  (1350-1370)  принял  титул
"графа Триестского", продержавшийся до епископа Инзагия  (1775-1791).  В
1190 г. каноники Т. присвоили себе право  избирать  епископов  из  своей
среды; в начавшейся борьбе с патриархом аквилейским триестцы  обратились
к папе, который  дал  свое  согласие  на  такое  избрание.  В  XIII  ст.
городской общине (коммуне) удалось  частью  ограничить  верховные  права
своих епископов, частью совсем взять их в свои руки. Но в борьбе за свою
независимость Т. приходилось не  раз  становиться  в  очень  рискованное
положение к патриархам аквилейским  как  "маркграфам  Истрии"  и  графам
Горицким (Горица-Goriz). Поэтому после войны с венецианцами 1379-1381 г.
триестцы  в  1382  г.  добровольно  отдались   под   защиту   эрцгерцога
австрийского Леопольда Благочестивого. С этих пор до настоящего  времени
Т. остается под властью Австрии, за  исключением  небольшого  промежутка
1797-1805 гг., когда им владели  французы,  и  1809-1813  г.,  когда  он

Страницы: «« « 3095   3096   3097   3098   3099   3100   3101   3102   3103  3104   3105   3106   3107   3108   3109   3110   3111   3112   3113  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь