Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3220   3221   3222   3223   3224   3225   3226   3227   3228  3229   3230   3231   3232   3233   3234   3235   3236   3237   3238  » »»

библ.  Fulistieim;  классич.  Palaistinoi  Suroi;  народная   этимология
allojuloi =: "иноплеменницы" перевода LXX)  -  народ,  давший  свое  имя
Палестине. Источники для знакомства с его историей скудны. Он несомненно
обладал письменностью  и  архивами,  но  пока  мы  не  располагаем  этим
материалом, так как в стране почти не было  производимо  систематических
раскопок.  Приходится  довольствоваться  сведениями,   почерпаемыми   из
Ветхого Завета  (книги  Судей,  Царств,  Пророков),  египетских  текстов
(Рамсеса III), ассирийских летописей и классических писателей  (Юстин  и
др.).

   История. Ф.  не  принадлежали  к  семитическому  племени  и  не  были
туземцами в Сирии. Библия называет их выходцами из Кафтора (Второз.  II,
23; Иep. XLVII, 4; Амоса  IX,  7),  который  некоторые  считают  Критом,
основываясь на "Kretim" (1 Цар. XXX, 14), имени южной части области  Ф.;
в книге прор. Исаии (IX, II)  имя  Ф.  переведено  даже  "EllhneV;.  Имя
Кафтор недавно найдено в одном весьма позднем египетском  географическом
списке, без всяких дальнейших  пояснений.  Во  всяком  случае  северное,
островное или малоазиатское происхождение Ф. несомненно;  возможно,  что
они принадлежали к расе, населявшей берега и острова Эгейского  моря  до
греков, и были арийского племени. На их появление в Сирии проливают свет
памятники фараона Рамсеса III. В надписях на стенах храма Мединет-Абу  и
в своем завещании (Раруr. Harris) царь говорит о счастливом  исходе  его
войны с вторгнувшимися с суши  и  с  моря  племенами  пуласти;  цаккара,
шакруша, данона и вашаша. Они явились с севера,  некоторые  с  островов,
шли чрез царство Хеттов, которое  разгромили,  и  расположились  в  сев.
Палестине, где и были разбиты. Дело идет о морском  нашествии,  подобное
которому Египет испытал при Меренпта , когда  на  него  нападали,  между
прочим,  шакруша,  теперь  показавший  филистимлянам  дорогу  в  богатый
Египет. Фараону удалось не допустить их  в  страну,  но  выгнать  их  из
Палестины он не мог и должен был, вероятно, удовольствоваться формальным
признанием своего верховенства. Ф. осели на берегу к Ю от Кармила, заняв
пятиградие: Газу, Аскалон, Азот (Ашдод), Гее и Экрон (Аккарон), а  также
Иоппию и Дору. В области  последней  поселились  цаккарэ.  Скоро  у  них
образовались отдельные  царства;  постоянно  прибывавшие  с  моря  толпы
земляков дали возможность не обращать внимания на вассальные отношения к
слабому при Рамессидах Египту. Временно им удалось даже покорить Фининию
и разрушить Сидон. Сведения об этом периоде  истории  Ф.  дает  папирус,
приобретенный В. С. Голенищевым и рассказывающий о приключениях в  Сирии
египтянина Уну-Амона, посланного при Гиргоре и Смеядесе от храма Амона в
Фивах для закупки леса. В Доре он нашел  вполне  организованное  царство
цаккара, обладавшее даже государственным архивом. Царь Бадир  не  был  к
нему  предупредителен,  открыто  настаивал  на  своей  равноправности  с
фараоном и едва не задержал посла, подобно тому, как сделал это раньше с
другими египетскими послами, могилы которых он показывал. При дворе  его
были египетские рабы и египетские певицы. Отправление нагруженного лесом
корабля с  туземными  матросами  возбудило  мятеж,  и  царь  в  народном
собрании принужден был давать  объяснения.  Владения  Ф.  в  этой  части
побережья не удержались. В Библии мы уже не встречаем цаккара, хотя  еще
застаем Ф. в сев. Палестине. 0сев  в  плодородной  равнине,  в  торговых
приморских городах, давно обогатившихся от арабской караванной торговли,
Ф. пришли в враждебное столкновение с евреями, занимавшими торговые пути
и также стремившимися к распространению на запад  (Иис.  Нав.  XV,  45).
Время судей и первых царей было эпохой кровопролитных войн двух народов.
Самгар (Суд. III, 31) и особенно Самсон прославлены как  народные  герои
евреев в этой борьбе. В  конце  периода  Судей  могущество  Ф.  достигло
апогея. Их завоевания распространились вглубь настолько, что только горы
Иудова и Ефремова колена оставались во власти евреев (Суд.  XIV  и  XV),
попавших в зависимость от Ф. Попытка восстания при первосвященнике  Илии
не удалась; даже Ковчег завета был захвачен Ф. Пророку  Самуилу  удалось
сплотить угнетенный народ и ослабить Ф.; из наиболее страдавшего от  них
Вениаминова колена вышел первый еврейский царь Саул, борьба  которого  с
Ф. велась с переменным счастьем, но кончилась страшной  катастрофой  при
Гельвуе (1 Цар. XXVIII - XXXI). Ф.  снова  подчинили  всю  Палестину;  в
отдельных  городах  сидели  их  губернаторы  ("нециб";  1  Цар.  X,  5).
Окончательно сломить Ф. удалось - вероятно, не без египетской помощи,  -
только Давиду, сначала бывшему вассалом у Анхуса (Ахиша),  царя  филист.
города Гефа. Вероятно, в это время Ф. перестали  подкрепляться  притоком
свежих сил с моря; к  тому  же  экспедиции  Шешонка  могли  иметь  целью
напоминание им об египетском верховенстве.  Северная  часть  их  прежних
владений,  с  Дорой  и  Иоппией,  опять  сделалась  финикийской.  Отдача
Соломону фараоном  важного  пункта  Гезера  указывает,  может  быть,  на
действительное значение египетской власти и на желание ее  установить  в
Палестине равновесие, ослабив Ф. в пользу более слабых евреев.  Войны  с
последними не прекращались. При  Иocaфате  Ф.  платили  дань  Иудеям  (2
Паралип. XVII, II), но при Иораме восстали и, в союзе  с  арабами,  даже
взяли Иерусалим (ib. XXI, 16;  Иоиля  IV,  4).  Озия  снова  смирил  их,
разрушив Геф и Азот (ib.  XXVI,  6);  потом  Геф  попал  в  руки  Азаида
дамасского и исчез из истории (2 Цар. XII, 18). При Ахазе Ф.  оправились
(2 Пар. ХХУШ, 18), но Езекия "поразил Ф. до Газы" (2 Цар. XVIII,  8).  У
Ф., как и у всех сирийцев, появился в то время более страшный  противник
- accирияне. Еще Рамман - Нирари III (812 - 783) говорит, что  он  между
прочим покорил "Паласту до великого моря Запада". В 734 г. Ганнуну, царь
Газы, пытался сопротивляться  Тиглатпалассару  III,  но  был  прогнан  в
Аравию. Вернувшись, он в 720 г. участвовал в коалиции против  Саргона  ,
разбитой при Рафии. Царь Аскалона Митинти был вассалом  Тиглатпалассара,
но участвовал в коалиции  Рецина  сирийского.  При  Саргоне  царь  Азота
Азурие держась Египта, восстал против Ассирии, но был низложен и заменен
братом Алимити, который был  устранен  египетской  партией,  выдвинувшей
Ямани, не из царского рода. К нему примкнули Иудеи, моавитяне и  идумеи.
Саргон покорил Азот. При Синахерибе в сирийских городах были движения  в
пользу или Египта, или Ассирии. Езекия иудейский  был  центром  коалиции
против последней; цари  Ф.  держались  Ассирии,  но  граждане  тянули  к
Египту. Пади экронский  был  ими  низложен  и  выдан  Езекии,  Шарлудари
аскалонский был прогнан Цидкой, примкнувшим к коалиции;  только  ЦильБел
газский и Митинти азотский остались верными вассалами Ассирии. Битва при
Эльтеке (701)  разрушила  коалицию.  Экрон  был  взят,  Пади  освобожден
Езекией и возвращен на царство; он, равно как верные Ассирии цари Газы и
Азота, были награждены частями Иудейского царства,  отнятыми  у  Езекии.
При Ассаргаддоне и Ассурбанипале  Ф.  были  спокойны;  упоминаются  цари
Митинти  аскалонский,  Ахимелек  азотский,  Икаусу  (Анхус?)  экренский.

Страницы: «« « 3220   3221   3222   3223   3224   3225   3226   3227   3228  3229   3230   3231   3232   3233   3234   3235   3236   3237   3238  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь