Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3222   3223   3224   3225   3226   3227   3228   3229   3230  3231   3232   3233   3234   3235   3236   3237   3238   3239   3240  » »»

   Литература о Ф. Старый труд Hitzig'a, "Urgeschichte und Mythologie d.
Philistaer" (Лпц., 1845),  и  в  свое  время  при  пользовании  требовал
осторожности, а теперь совершенно не годится. Сочинение  Stark'a:  "Gaza
und die Philistaische Kuste" (Иена, 1852) до сих пор имеет значение, как
хороший свод классического и библейского материала. Обновить его  новыми
данными ассир. и егип. источниками старались  Winckler,  в  первом  томе
своей "Geschichte Israels", и W. Мах Muller, в V  т.  "Mittheilungen  d.
vorderasiat.   Gesellschaft"   ("Urheimat    d.    Philister.    Papyrus
Golenischeft. Chronologie d. Pilistereiwanderung", Б., 1900) и в  книге:
"Asien u. Europa nach altagyptischen Denkmalern" (Лпц., 1893).  См.  еще
Chassinat, "Un interprete Egyptien pour les pays  Chananeens"  ("Bullet,
de l'Inst. Franc. d'arch.  Orient");  В.  С.  Голенищев,  "Гиератический
папирус о путешествии Уну-Амона" ("Сборник в честь В. Р. Розена"). Ввиду
значительной  населенности  местности  и  в  настоящее  время,  а  также
непрерывности культурной жизни, археологические изыскания в  области  Ф.
затруднительны.  Древниe  памятники  послужили  материалом   для   новых
построек,  а  многочисленные  культурные   наслоения   эллинистического.
христианского и мусульманского времени скрывают древний Ф. слой. До  сих
пор были произведены незначительные раскопки в Аскалоне, в 1815 г., лэди
Stanhope, с  целью  открыть  храм  Деркето,  но  был  найден  лишь  один
мраморный бюст; так же ничтожны были результаты раскопок Ибрагима-паши в
1832 г. Gruerin обследовал развалины  церквей,  театра  и  цистерн.  См.
"Travels of Lady Н. Stanhope" (Л., 1846); Roberts, "Vues et monuments de
la Terre Sainte. Ascalon" (Брюссель.  1845);  Guerin,  "Description  des
ruines d'Ascalon" ("Bullet, de la Soc. d. Geogr.",  1857);  Guthe,  "Die
Ruinen Ascalons" ("Zeitschrift d.  deutschen  Palastina-Vereins",  1879,
где  помещен  план  города,  составленный  Шиком).  В  1898  -  1900  г.
английское "Palestine Exploration Fund"  производило,  под  руководством
Blisse, раскопки в области Гефа. Под холмом Телл-Закария и Телл-эс-София
были  обнаружены  остатки  доеврейских  поселений  и   древнеханаанского
сооружения, может быть  святилища;  в  других  местах  нашли  сооружения
селевкидского и римского времени. Всюду найдено много мелких  древностей
из камня, кости и металла и глиняной посуды всех времен, начиная с самых
древних,  а  также  мелких   египетских   древностей   саисской   эпохи.
Характерных филистимских памятников и на этот раз не  нашли.  Отчеты  об
этих раскопках см. в "Palestine Exploration Fund", 1900; П. К. Коковцев,
в "Сообщ. Правосл. Палест. Общ.", 1901 г. Б. Тураев.
   Филон Александрийский или Ф. иудей (прибл. 20 до Р. Хр.-50 по Р. Хр.)
- выдающийся представитель еврейского эллинизма, центром  которого  была
Александрия,  богослов,  апологет  иудейства  и  религиозный  мыслитель,
оказавший большое влияние на последующее богословие своим эксегетическим
методом и своим учением  о  Логосе.  Как  философ,  он  был  сторонником
эклектического платонизма, сильно окрашенного стоицизмом и процветавшего
в его родном городе. Подобно другим современным ему эклектикам, он видит
в таком учении общую суть всей греческой  философии  и,  вместе  с  тем,
подобно другим иудеям-эллинистам, признает источником греческой мудрости
священное откровение Ветхого Завета, из которого, по его мнению, черпали
древние философы. Книги Моисея, боговдохновенные, по Ф., в каждой  букве
не только подлинника, но и того греческого перевода, которым  пользуется
Ф., заключают в иносказательной форме учение Платона, Пифагора, Зенона и
Клеанфа.  Поэтому  наиболее  значительные  сочинения   Ф.   представляют
комментарий  на  св.  книги  (главным  образом  на  кн.  Бытия),  дающий
истолкование их в смысле популярной греческой  философии  того  времени.
Сверхчувственная   истина,   приспособляясь   к   человеческой   немощи,
облекается в иносказательную форму; все Писание есть аллегория, и задача
толкователя - в том, чтобы раскрыть "духовный"  смысл,  скрытый  в  этой
аллегории. Таким образом Ф.  является  посредником  между  философией  и
откровением - и в этом его значение. Его вера в универсальную разумность
слова Божия, выразившаяся и в его экзегетике , и в его учении о  Логосе,
сделала  его  учителем  и  предшественником  последующих  апологетов   и
богословов,  особенно  александрийской  школы.  Философское  учение   Ф.
сводится  к  богословию.  Божество  познается  путем  отрицания   всяких
частных,  конечных  определений  и;  аргументы  скептиков,  направленные
против  таких  определений,  вполне  основательны.  Оно   выше   всякого
понимания; только тот, кто отрешается от всего конечного,  от  мира,  от
себя самого, от своих чувств и своего разума, находит Божество в  момент
экстаза. Ее имея никаких качественных  определений,  Божество  не  есть,
однако,  бессодержательная   отвлеченность.   Вместе   с   писанием   Ф.
приписывает  Ему  атрибуты  благости,  могущества,  ведения  и   пр.   в
бесконечной степени; только  он  понимает  их  не  как  качества,  общие
Божеству с другими существами, а как свойственные  Ему  силы.  Поскольку
Оно есть существо всереальное, конечные  существа  могут  приобщаться  к
отдельным Его силам и определяться ими, как качествами; само же оно, как
полнота бытия, ничему не причастно, имеет в Себе все  и  всему  дает  от
своей полноты: в этом состоит Его всемогущество. Таким образом,  впервые
в  философии  формулируется   идея   абсолютного   монотеизма.   Однако,
отвлеченность греческой теологии, колебавшейся между пантеизмом  стоиков
и дуализмом платоников, отразилась и на учении Ф., который  посредствует
между ними. Его Бог трансцендентен, безусловно отличен от мира по своему
существу; но вместе с тем Он раскрывается в нем, имманентен, присущ  ему
в своих силах и своем слове.  Поскольку  Божество  трансцендентно  миру,
последний  является  чуждым  и  противоположным  Ему;  он  сотворен   из
предвечной   материи,   бесформенной,   безвидной,    косной,    которая
представляется  как  хаотическая  масса  вещества  и   противополагается
Божеству,  как  пассивное  начало   -   деятельному.   Между   миром   и
трансцендентным  Божеством  посредствуют  силы  Божества,  образующие  и
проникающие мир: Его благость, могущество, справедливость, мудрость  или
слово. В учении об этих силах сказываются и философские , и  религиозные
традиции, монизм и дуализм, платонизм и стоицизм; отсюда  сбивчивость  и
неясность  понятий.  Вопервых,  помянутые  силы,  как   чистые   энергии
Божества, не  имеют  по  отношение  к  Нему  никакой  самостоятельности,
особности,  личности;  во-вторых,  они  относятся  к  миру,  как   силы,
действующие в нем, образующие его материю -  подобно  формам  Аристотеля
или "сперматическим логосам" стоиков; в третьих,  они  отличаются  и  от
Бога, и от мира, являясь как бы тварно-личными посредниками между  Богом
и миром
   - духами, которых сам Ф. сравнивал с  ангелами  иудеев  или  демонами
платоников. Все  антропоморфизмы  Писания,  все  конкретные  образы  Его
относятся к силам Божества, а не к его существу. Верховною из  этих  сил

Страницы: «« « 3222   3223   3224   3225   3226   3227   3228   3229   3230  3231   3232   3233   3234   3235   3236   3237   3238   3239   3240  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь