Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3223   3224   3225   3226   3227   3228   3229   3230   3231  3232   3233   3234   3235   3236   3237   3238   3239   3240   3241  » »»

является Слово (Логос), которое всех их совмещает в себе. Так же, как  и
они, это  Слово  может  рассматриваться  с  троякой  точки  зрения:  как
бессамостная энергия Божества, как душа и связь мира (стоический логос),
как тварно-личный посредник между Богом и миром.  Оно  определяется  как
разум Божий, идея всех идей,  образ  Божества,  первородный  сын  Божий,
второй бог (JeoV, в отличие от o  JeoV);  оно  есть,  далее,  первообраз
вселенной,  мирозиждительная  сила,  душа,  облекающаяся   телом   мира;
наконец,  оно  -  верховный   архангел,   посредник,   наместник   Бога,
царственный первосвященник.

   В космологии Ф. развивает популярную теодицею стоиков,  в  психологии
следует  платонизирующим  стоикам.  Он  толкует  библейское  сказание  о
грехопадении  в  платоническом  смысле:  души   существуют   до   своего
воплощения, которое рассматривается как падение и  пленение.  Тело  есть
могила, темница души, чувственность - корень греха; откуда  аскетическая
тенденция этики Ф., где он сближается не только  со  стоиками,  но  и  с
современными ему киниками, в стремлении к  умерщвлению  чувственности  и
упрощению  жизни.  Мораль  Филона  выходит,  однако,  за  пределы   всей
греческой философии, получая новую, религиозную окраску. Она  проникнута
сознанием греховности человека, неспособного  побороть  чувственность  и
спастись собственными силами;  единственным  источником  добра  является
Бог. Добродетели суть Его "насаждения", дары Его благодати;  ему  одному
принадлежит хвала за них. Путь к добру есть послушание Богу,  подражание
Богу, отречение от всего  конечного,  самоотречение;  высшая  цель  есть
мистическое, непосредственное соединение с Богом в блаженстве экстаза.

   Литература.  Главнейшие  издания  Филона:   Margey   (1742),   Aucher
(1822-26: соч., coхранившиеся в армянской  версии),  Cohn  und  Wendland
(полное критическое  издание,  с  1896  г.).  См.  Zeiler,  "Philos.  d.
Griechen", III, 3; Schurer, "Gesch. d. jud.  Volkes  im  Zeitalter  Jesu
Christi" (1898, т. III, 487 и cл.); кн. С. Трубецкой, "Учение о  Логосе"
(1900, 77 сл.); Siegfried, "Philo v. Alexandrien als Ausleger des А. Т."
(1875); Drummond, "Philo Judaeus" (т. I и II, 1888); Myретов, "Философия
Ф. Александрийского в отношении к  учению  Иоанна  Богослова  о  Логосе"
(1885). Кн. С. Н. Трубецкой.
   Финал  -  в  музыке  номер,  служащий  концом  большого  музыкального
сочинения  -  оперы,  оперного  акта,  симфонии,  сонаты   и   пр.;   но
преимущественно принято называть Ф. заключительный  номер  в  опере.  Ф.
состоит из  различных  вокальных  и  инструментальных  пьес,  сольных  и
хоровых, соединенных в одно целое помимо какойлибо установившейся формы,
но в зависимости от сценических требований и текста, на который  пишется
Ф. Очень часто в Ф. входит вокальный ансамбль. Н. С.
   Финиковая пальма (Phoenix L.) - род растений из сем.  пальм,  подсем.
Соrуphinae.   Частью    деревья,    частью    приземистые    кусты,    с
перистораздельными листьями. Растения  двудомные.  Чашечка  кубковидная,
лепестков 2, в мужских цветах 6 тычинок, в  женских  6  стаминодий  и  3
свободные пестика, из которых большею частью только  один  дает  ягодный
плод с одним семенем; на внутренней стороне семени глубокая  борозда,  в
середине находится зародыш; белок роговой. 11 видов в Африке, Аравии,  в
Азии от Евфрата через Индию до Зондских островов и Кохинхины.  Настоящая
финиковая пальма (Phoenix dactylifera L.) - дерево со  стволом  в  10-20
метров.  Родина  ее  Канарские  острова,   оазисы   Сахары,   Аравии   и
юго-западная Азия. Плоды ее -  всем  известные  финики.  Для  достижения
более успешного плодоношения арабы  уже  в  древности  вешали  срезанные
мужские початки на женские  деревья  и  тем  способствовали  опылению  и
оплодотворению.  Листья  Ф.  пальм  в  южной  Европе  употребляются  при
богослужении в вербное воскресение. Из индийской  Ph.  silvestris  Roxb.
приготовляется пальмовое вино "тари".
   Б. Тр. Финский залив -  восточная  часть  Балтийского  моря,  глубоко
вдающаяся  в  материк.  На  С  Ф.  залив  омывает  Финляндию  и  отчасти
С.-Петербургскую губ., с В и Ю - губернии Петербургскую и Эстляндскую. С
З морской границей залива считают линию,  соединяющую  мыс  Гангэудд  на
берегу Финляндии и маяк  Дагерорт  на  острове  Даго.  Длина  залива  от
Невской  губы  до  меридиана  Дагерорта  составляет  240  морских  миль,
наибольшая ширина залива 65 морских миль на меридиане Нарвской губы, к З
от Нарвской губы залив постепенно суживается и перед входом в Балтийское
море ширина его уменьшается до 40 морских миль. Берега. Южный  берег  от
Невской  губы  направляется  к  З  невысокими   и   песчаными   буграми,
переходящими в возвышенности, то круто спускающиеся к морю, то отходящие
от него. Дойдя до так называемой Шепелевой горы, берег заворачивает к  Ю
и образует губу Капорскую, названную по имени области и древнего  замка,
развалины которого расположены вблизи речки Систы, впадающей в названную
губу. За Капорской губой, кончающейся  мысом  Колгания,  берег  образует
новую губу Лугскую, названную по имени реки Луги, впадающей  в  нее.  По
восточному берегу губы тянется хребет довольно  высокой  Сойкиной  горы,
состоящей из  двух  возвышенностей.  За  Лугской  губой  берег  образует
лесистый полуо-в Кургальcкий, а далее Нарвскую губу, принимающую в  себя
реку Нарову. Берег Нарвской губы низменный, песчаный  и  покрыт  хвойным
лесом, несколько далее от берега идут отлогие возвышенности. Направляясь
к З от Нарвской губы, берег сначала делается круче и утесистее, а  затем
становится снова невысоким и образует  целый  ряд  заливов,  из  которых
наиболее значительны:  Кунда,  Кашпервик,  Монвик,  Папонвик,  Колковик,
бухта Ревельская, Рогервик (Балтийский порт) и др. Перед началом  залива
Рогервик, берег образует мыс Пакерорт, отличающийся  своим  неприступным
обрывом  значительной  высоты.  При  выходе  залива  в  море   конечными
границами служат о-ва Вормс и Даго. Северный берег Ф. залива, начиная от
мыса Дубовского (близ Сестрорецка), идет к З, постепенно  возвышаясь,  и
спускается к морю террасой. За мысом Стирсудденом берег направляется  на
NNW к Биэркэ-Зунду,  оставляя  у  воды  низменную  закраину  шириною  от
нескольких сажен до полуверсты и более. Местами берег здесь представляет
не одну, а две или даже три террасы, который  с  моря,  благодаря  лесу,
кажутся одним  сплошным  высоким  берегом.  Лес  здесь  по  преимуществу
некрупный, сосновый, а у Биэркэ - березовый;  часто  прибрежная  полоса,
шириной  до  нескольких  верст,  лишена   сплошного   леса   и   покрыта
кустарниками. Вскоре за мысом  Стирсудденом  начинаются  так  называемые
шхеры, состоящие из многочисленных больших и малых островов, обыкновенно
довольно высоких и покрытых сосновым лесом, частью же имеющих вид  голых
скал из красноватого  гранита.  Между  отдельными  островами  разбросаны
подводные и надводные камни. Проход в шхерах возможен для судов только в
сопровождении опытных лоцманов. Островов в Ф.  заливе  очень  много.  Из

Страницы: «« « 3223   3224   3225   3226   3227   3228   3229   3230   3231  3232   3233   3234   3235   3236   3237   3238   3239   3240   3241  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь