Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3413   3414   3415   3416   3417   3418   3419   3420   3421  3422   3423   3424   3425   3426   3427   3428   3429   3430   3431  » »»

свою концертную  скрипичную  симфонию.  Пользовался  большим  успехом  в
Лондоне. Был директором театра во Франкфурте. Как капельмейстер, обладал
большим  знанием  дела  и  умел  вдохновлять  оркестр.  Как   основатель
скрипичной  школы,  Ш.  имеет  большое  значение;  он  образовал   много
известных  скрипачей.  Его  скрипичная  школа:  "Violinschule  in   drei
Abtheilungen" (Вена, 1831) пользуется большим  авторитетом  у  скрипачей
всех стран.  Ш.  написал  восемь  опер,  из  которых  особенно  известны
"Jessonda", считающаяся лучшею и очень популярная в Германии, и "Faust",
затем  четыре  оратории,  мессы,  гимны,   кантаты,   десять   симфоний,
концертные увертюры и массу сочинений, как для скрипки, так и для других
инструментов.  Ш.,  как  оперный  композитор,   причисляется   к   школе
романтиков.
   Н. С.
   Шпрот (Clupea sprattus) или килька - рыба из рода сельдь (Clupea).
   Шрифты  типографские.  -  Полное  собрание  типографских   букв   или
литерслужащих для воспроизведения письменных знаков  какого-либо  языка,
назыв. Ш. Помимо прописным и  строчных  букв  в  состав  Ш.  входят  еще
капительные буквы, знаки препинания, цифры, дефис или знак переноса (  -
), параграф (), звездочка ( ) [ ], нумер (ј) и мертвый  знак  (крестик,  заменяющий  слово  "умер").
Вообще  Ш.  может  быть  столько,  сколько  существует   самостоятельных
алфавитов (немецкий, французский, русский и пр.). Различаются  также  Ш.
по рисунку или начертанию очка буквы, по  величине  кегля,  по  величине
очка, по форме очка.  В  прежнее  время  каждому  Ш.,  составленному  из
однообразных  по  начертанию  или  рисунку  букв,  присваивалось  особое
название (египетский,  древний,  итальянский  и  пр.).  Теперь,  в  виду
громадного разнообразия Ш.,  они  определяются  просто  цифрами,  причем
указываются лишь величина кегля и нумер по каталогу словолитни. Величина
кегля определяется числом пунктов. Самые употребительные  текстовые  Ш.,
по величине кегля, - 6, 7, 8, 10,  11,  12.  Шрифты  на  кегель  4  и  5
употребляются очень редко. Все печатные Ш. на кегель  свыше  11  пунктов
(т. е. 13, 15, 17 и пр. не применяются в России и Германии.  Во  Франции
иногда  пользуются  шрифтами  на   кегль   7   1/2   (Petit-Texte),   13
(ST.-Augutin), 15 (Gros-Romain) и 21 (Gros-Pragnon). В России и Германии
редко применяется также и Ш. на кегель 18. Некоторым Ш. присвоены особые
названия.
   Ш. на 4 пункта - диамант.
   5 пунктов - перл.
   6 пунктов - нонпарейль.
   7 пунктов - миньон.
   8 пунктов - петит.
   9 пунктов - боргес.
   10 пунктов - корпус.
   11 пунктов - цицеро.
   12 пунктов - гробе-цицеро.
   14 пунктов - миттель.
   16 пунктов - терция.
   20 пунктов - текст.
   24 пункта - двойное цицеро.
   28 пунктов - двойной миттель.
   36 пунктов - мелкий канон.
   40 пунктов - крупный канон.
   Названия: "диамант", "перл", "нонпарель" и пр. почти не употребляются
за границей. Название "цицеро" произошло от того, что Ш.  на  кегель  11
впервые были отпечатаны сочинения Цицерона; шрифтом  на  кегель  10  был
отпечатан "Corpus" Юстиниана (отсюда название Ш.  "корпус").  Многие  Ш.
названы по именам знаменитых резчиков  пунсонов  и  типографов.  Таковы:
этьен, эльзевир, сабон, гарамонд. - По величине очка Ш. бывают: крупные,
средние  и  мелкие  (приблизительно  до  9  пунктов).  По   форме   очка
различаются Ш. обыкновенные, плотные, жирные, узкие,  курсивные,  косые,
широкие и  пр.  Буквы  обыкнов.  Ш.  несколько  шире  одноименнных  букв
плотного Ш. В жирных Ш. ширина  вертикальных  штрихов  очка  значительно
превосходит ширину горизонтальных штрихов. Курсивом (изобретен в Венеции
Альдом Мануцеем) назыв. шрифт, которого литеры похожи на рукописные, или
вообще отличаются по рисунку от остальных букв  текста.  Достоинство  Ш.
заключается главным образом в красоте очертаний, в соблюдении  пропорции
букв, в "выдержке линии"  и  в  крепости  металла,  из  которого  отлиты
литеры. Ср. П. Коломнин, "Краткие сведения по типографскому делу" (СПб.,
1899).
   Штосс (Фрейт Stoss) - знаменитый нем. скульптор, род. около 1450 г. В
1477 г. отправился в Краков, где в  1489-97  гг.  неоднократно  значился
цеховым мастером; разбогатев там, в 1496 г. возвратился  в  Нюрнберг.  В
1504  г.,  попавшись  в  подделке  денежного  документа,   был   наказан
наложением клейм на обе щеки, в 15051506 гг. не раз сидел в тюрьме, но в
1507 г. получил от имп. Максимилиана I прощение и восстановление в своих
гражданских правах. Умер  в  1533  г.,  достигнув  глубокой  старости  и
ослепнув  за  несколько  лет  до  смерти.  Прославился   преимущественно
работами,  резанными  из  дерева  и  раскрашеными.  Замечательнейшие  из
сохранившихся его произведений - большой алтарный складень в  Мариинской
црк., в Кракове, с изображением в средней части Успения Богородицы и  ее
небесного  коронования,  а  на  створках  -  эпизодов  из  земной  жизни
Спасителя и жития Пресвятой  Девы  (1477-84),  роскошный  саркофаг  кор.
Казимира I в краковском соборе, вырубленный, против обычая художника, из
красного гранита (1492),  надгробный  памятник  епископа  Олещинского  в
гнезенском соборе, резная икона в  нюрнбергской  церкви  св.  Лаврентия,
изображающая  Благовещение,  окруженное  венком  роз,   среди   которого
представлены в медальонах  "семь  радостей  Богородицы"  и  семь  других
новозаветных сцен (1518),  статуя  Мадонны  (так  назыв.  "Вельсеровский
алтарь") в нюрнбергск. црк. Богородицы, "Се  Человек"  в  гейльсбронской
црк. и "Распятие" в нюрнбергск. црк. св. Себальда.  Все  эти  скульптуры
отличаются, сверх мастерства их технического  исполнения,  благородством
изображенных  фигур  и  искренностью  выраженного  в  них   религиозного
чувства, но драпировки на них походят на густо накрахмаленные и образуют
резкие, угловатые складки. Ш. приписываются седалища в  хоре  краковской
црк. Богородицы и неуцелевшая модель,  по  которой  П.  Фишер  изготовил
знаменитую раку св. Себальда,  находящуюся  в  нюрнбергской  црк.  имени
этого святого. Кроме скульптуры  Ш.  занимался  также  и  гравированием:
известны  девять  его  гравюр  религиозного  содержания  и   два   листа
гравированных орнаментов; как те, так и другие составляют теперь большую
редкость. - Ср. Bergau, "Der Bildschnitzer Veit Stoss und  seine  Werke"

Страницы: «« « 3413   3414   3415   3416   3417   3418   3419   3420   3421  3422   3423   3424   3425   3426   3427   3428   3429   3430   3431  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь