Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3417   3418   3419   3420   3421   3422   3423   3424   3425  3426   3427   3428   3429   3430   3431   3432   3433   3434   3435  » »»

сливаясь вполне с текстом, обращая внимание на малейшие его детали.  Он,
так сказать, не перекладывал стихотворения на музыку,  но  воспроизводил
их в звуках. Аккомпанементу Ш. придавал особое значение и ставил  его  в
органическую связь  с  вокальным  текстом:  это  -  скорее  фортепьянная
партия. Для своих романсов и  песней  Ш.  пользовался  стихами  Кернера,
Рюккерта, Гете, Эйхендорфа, Гейбеля, Байрона,  всегда  выказывая  тонкий
вкус в выборе текста. Наиболее близок к лирическому дару Ш.  был  Гейне,
стихотворения которого в особенности вдохновляли Ш. В области  симфонии,
за которую Ш. взялся после романсов, он не  стал  мировым  композитором;
тем не менее его  симфонии  заняли  очень  видное  место  в  музыкальной
литературе,  не  смотря  на  далеко  не  виртуозную,  хотя   местами   и
своеобразную инструментовку,  не  смотря  на  формы,  не  являющиеся,  в
большинстве  случаев,  новым  словом  в  искусстве.  Сила  симфоний   Ш.
заключается в богатстве  и  свежести  музыки,  полной  чудных  картин  и
образов. Среди четырех симфоний, первое место  занимает  третья  es-dur,
так называемая рейнская. Обаятельна симфония b-dur, которую сам Ш. хотел
назвать весеннею симфонией.  Четвертая  симфония,  помимо  своих  высоко
музыкальных  качеств,  выделяется  оригинальностью  формы,  связанной  с
тематизмом. Из  увертюр  крупнейшие  -  к  "Манфреду"  и  "Геновефе".  В
камерной музыке и в концертной Ш. дал замечательные  образцы,  способные
вызывать восторг и достойные глубокого изучения по совершенству фактуры.
Творчество его с особенной силой сказалось в  квартете  и  квинтете  для
фортепьяно и струнных. Оперная форма не  далась  Ш.  вполне:  его  опера
"Геновефа" редко появляется на сцене. Кантата, не требующая  сценических
условных приемов, более подходила в натуре Ш. : его "Рай и Пери" -  одно
из капитальнейших вокальных его произведений. Столь  же  замечательна  и
музыка к "Манфреду" Байрона  и  "Фаусту"  Гете.  В  духовной  музыке  Ш.
(мотет,  месса,  реквием)  скорее  чувствуется  обаятельный  лирик,  чем
истинно  духовный  композитор.  Деятельность  Ш.  охватывает  почти  все
области музыкального искусства. Если вспомнить,  сколько  духовной  силы
вложил Ш. в свои произведения,  сколько  он  перечувствовал,  передумал,
испытал волнений, создавая чудные музыкальные образы, то станет понятным
ранний конец его творчества. Ш. умер  46  лет,  в  том  возрасте,  когда
многие  другие  художники  только  входят  в   более   широкую   область
деятельности.  cm.  Wasielewski,  "Robert  Schumann"  (Бонн,  1880);  A.
Reiszmann, "Robert Schumann, sein Leben und seine Werke" (Б., 1879);  P.
Spitta, "Ein Lebensbild Robert Schumann's" (Лпц.,  1882);  П.  Трифонов,
"Роберт Шуман" (СПб.,  1885);  Амброз,  "Жизнь  и  произведения  Роберта
Шумана" (русский перев. в журн. "искусство", СПб., 1860); А. Волховская,
"Роберт и Клара Шуман" (СПб., 1899). Н. С.
   Шумский (Сергей Васильевич) - талантливейший артист московской сцены.
Род. в семье  московского  мещанина  Чеснокова  в  1821  г.  и  ребенком
поступил в театральное училище, где обратил на себя внимание осмысленной
игрой в роли актера Шумского (водев. Хмельницкого: "Первый дебют актрисы
Троепольской"). Директор Кокошкин оставил за ним эту фамилию. Выпущенный
из училища в 1848 г., Ш. играл незначительные роли, совершенствуясь  под
руководством Щепкина. Недолго пробыв в Одессе,  где  ему  были  поручены
более видные роли, он вернулся в  Москву  и  быстро  выдвинулся  вперед,
заняв, после исполнения в "Женитьбе"  и  "Ревизоре"  ролей  Кочкарева  и
Хлестакова, одно из первых мест в труппе. С каждым годом он  все  больше
имел успех в  ролях  фатов,  повес,  комических  старичков,  водевильных
персонажей  с  переодеваниями,  и  создавал  настоящие  типы  в   пьесах
Тургенева, в "Свадьбе Кречинского", в "Карьере" Королева,  в  "Приемыше"
кн. Кугушева, в драмах и комедиях А. А. Потехина, в  пьесах  Мольера.  В
середине  50-х  годов,  гастролируя  в  Петербурге,  он  занимал  амплуа
Сосницкого, Мартынова, Самойлова и, кроме Мартынова, не  уступал  никому
пальму  первенства.  По  словам  авторитетного  театрала,  "нельзя  себе
представить  ничего  уморительнее  и  оригинальнее  созданного  Ш.  типа
старого пройдохе, гоняющегося за приданным", в  комедии  "Невесте  сорок
лет, приданого сто тысяч". Самыми  оригинальными  "созданиями"  Ш.  были
роли в пьесах Островского: Добротворского ("Бедная невеста"), Обрашеного
("Шутники"), Несчастливцева ("Лес"),  роль  Чацкого  в  "Горе  от  ума",
Скапена в мольеровской комедии. Игра Ш. была  ровная,  тонкая,  умная  с
блестящей отделкой художественных деталей; во всех ролях выливалась  его
художественная натура. Ум. 7 февр. 1878 г.
   П. Быков.
   Шухов (Владимир Григорьевич)  -  инженер  механик.  Род.  в  1854  г.
Окончил курс в Императорском московском техническом училище  (1876).  Ш.
изобрел особый тип форсунок и свою систему водотрубных  паровых  котлов.
Ему  же  принадлежит  составление  формул  расчета  железных   клепанных
резервуаров.  Напечатал:  "Трубопроводы  и  применение  их  к   нефтяной
промышленности" (1895);  "Насосы  прямого  действия  -  теоретические  и
практические  данные  для  расчета  их"  (1897);  "Стропила.   Изыскание
рациональных типов прямолинейных стропильных ферм и теория арочных ферм"
(1897).
   Шу-цзин - одна из китайских  классических  книг,  входящая  в  состав
пятикнижия. Она содержит документы для древнейшей истории Китая (с  2357
по 627 г. до Р. Хр.); редакция ее приписывается Конфуцию, который привел
в  порядок  дошедшие  до   него   документы.   Книга   эта   переполнена
рассуждениями на тему об идеальной системе  управления  государством,  и
потому весьма ценится китайцами. Положительных данных очень мало;  есть,
однако,  указания  на  всемирный  потоп,  происшедший,  будто  бы,   при
императоре Яо (в 2293 г.).
   Шхеры (по-нем.  Scheeren,  по-шведски  Skar,  по-норвежски  и  детски
Skaer, Skjaer) - совокупность островов и скал, как выдающихся над водою,
так и подводных ("слепые шхеры" - blinde Skjaer), образующих  более  или
менее широкий пояс вдоль некоторых высоких скалистых берегов.  Названием
Ш. обозначается также все  пространство,  занятое  Ш.  в  тесном  смысле
слова, для  которого  в  скандинавских  языках  имеются  особые  термины
(skargard по-шведски, skjaergaard по-норвежски и датски). Ш. встречаются
в холодном и умеренном поясе по Пешелю исключительно на широте более 40ё
в обоих полушариях. Часто и особенно сильно Ш.  развиты  вдоль  берегов,
изрезанных фиордами. Наибольшего развития  Ш.  достигают  по  Пешелю  на
тихоокеанском  берегу  британских  и  бывших  русских  владений  в  Сев.
Америке, у западных берегов Патагонии, у берегов Гренландии и Лабрадора,
Норвегии и Шотландии. У нас Ш. сильно развиты  в  Финляндии  и  довольно
хорошо выражены в северо-западной части Белого  моря.  Из  других  стран
следует отметить Ш. Далмации, Ирландии, Северной Шотландии,  Швеции.  По
происхождению  Ш.  должно  считать  результатом   разрушения   материка.
Скалистые берега, окаймленные  Ш.  часто  образуют  хорошие  гавани,  но

Страницы: «« « 3417   3418   3419   3420   3421   3422   3423   3424   3425  3426   3427   3428   3429   3430   3431   3432   3433   3434   3435  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь