Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3426   3427   3428   3429   3430   3431   3432   3433   3434  3435   3436   3437   3438   3439   3440   3441   3442   3443   3444  » »»

   Эбеновое дерево (Diospyros Decalh.) - родовое  название  растений  из
сем.  Ebenaсеае.  Это  -  деревья  или  кустарники,  большей  частью   с
попеременными,  редко  почти  с  супротивными  листьями  и  с  пазушными
соцветиями, иногда низведенными до одного цветка. Цветки двудомные, реже
полигамные. Чашечка мягковолосистая, разрастающаяся после цветения, о  4
- 5 (3 - 7) лопастях.  Венчик  тарельчатый,  трубчато-колокольчатый  или
кружковидный, снаружи более или менее шелковистоволосистый, о 4 - 5 - (3
- 7) лопастях. В мужском  цветке  4  или  много  тычинок  (чаще  16),  с
свободными или сросшимися нитями. В женском цветке 4  -  8  стаминодиев;
пестик с конической или шарообразной завязью о 8 - 6 - 4 -  16  гнездах;
плод - шарообразная или яйцевидная ягода. Всех видов рода  насчитывается
до 180, дико растущих в тропических и подтропических странах.  Древесина
многих видов, под именем Э. дерева идет на столярные изделия в  торговле
различают следующие сорта Э. дерева. I. Черное. Э. дерево; 1) из  Lagos,
Gabun, Olb-Calabar (из Камеруна) - доставляет D. Dendo; 2)  занзибарское
Э. дерево - древесина D. mespiliformis, растущего в тропической  Африке;
3)  мадагаскарское  Э.  дерево  -  древесина   D.   haplostylis   и   D.
microrhonchus; 4) Э. дерево мауриция - D. tesselaria;  5)  индийское  Э.
дерево, из Бомбея,  Цейлона,  Сиама  -  D.  Рurpu,  D.  melanoxylon,  D.
silvatica, D.  Ebenum,  D.  montana,  D.  ramiflora,  D.  Ebenaster,  D.
peregrina; 6) манильское Э. дерево - D. Ebenaster и D. philippensis;  7)
Э. дерево - Acapulco и Cuernavaca - D. Ebenaster. II. Белое Э. дерево  -
древесина D. melanida  и  D.  chrysophyllos,  растущих  на  Маскаренских
о-вах; - D. Malacapai,
   - на Филиппинских о-вах (отчасти), III.  Жилистое  Э.  дерево,  иначе
коромандельское или каламандерское Э. дерево  -  древесина  D.  hirsuta;
часто смешиваемый с этим сортом - камагукское и филиппинское Э. дерево -
D. multiflora IV. Красное Э. дерево - древесина D. rubra,  растущего  на
о-ве  Мавриции.  V.  Зеленое  Э.  дешево  -  древесина  D.  chloroxylon,
растущего  в  Передней  Индии.  Кроме  того,  под  именем  зеленого  или
коричневого  Э.  дерева  в   торговле   встречается   древесина   Pecoma
leucoxylon, растения из сем. Bignoniaceae, растущего в Вестиндии. Это  -
высокое дерево, с пальчатыми листьями и розовыми  или  белыми  цветками,
собранными в кисти. С. Р.
   Эвглена  (Euglena)  -  род  семейства  эвглен  (Euglenina)  подотряда
эвгленовых (Englenoidina), отряда Flagellata или Autofiagellata,  класса
биченосцев или Mastigophora. Э. одноклеточные животные  микроскопической
величины  (0,03  -  0,2мм.),  встречаются  как  в  пресных   водах   (по
преимуществу в лужах, канавках, болотах и др. стоячих водах),  так  и  в
морях. Тело  продолговатое,  веретенообразное,  или  цилиндрическое  или
лентовидное, тупо срезанное на переднем и заостренное на  заднем  конце.
Жгутик прикрепляется в углублении на  переднем  конце  тела.  Эктоплазма
тонкая, у некоторых видов снабжена спирально расположенными  утолщениями
или полосками. Хроматофоров обыкновенно несколько (разнообразной  формы)
или один (лентовидный или разрезной); одно ядро;  пиреноиды  у  немногих
видов; на переднем конце тела глазок (stigma) и несколько сократительных
вакуолей, открывающихся в резервуар с выводным каналом (рот и глотка  по
прежнему  обозначению).  Тело   метаболично.   Размножаются   продольным
делением; инцистируются легко. Различают ок. 12 видов, найденных во всех
частях света. В. Ш.
   Эвдаймонизм или эвдемонизм (от  Eudaimonia  -  счастье)  -  этическое
направление,  полагающее  своим  принципом  или  целью  жизни   счастье.
Греческое слово  eudaimonia,  подобно  русскому  "счастье",  обозначает,
во-первых,  субъективное  состояние   удовлетворенности,   во-вторых   -
объективный условия, так называемые внешние блага, вызывающие  состояние
удовлетворенности  (здоровье,  богатство  etc.).  Хотя   оба   элемента,
субъективный и объективный, обыкновенно тесно связаны, однако возможно и
полное  их  расхождение,  т.  е.  человек  может  быть  несчастным   при
наличности всех объективных данных, обусловливающих счастье, и наоборот.
Второе хорошо иллюстрируется индийской сказкой о  том,  как  искали,  по
приказанию  царя,  рубашку  счастливого  человека,  и  во  всей  империи
счастливым оказался один нищий, рубашки не имевший.  Сообразно  различию
указанных элементов счастья и виды Э. оказываются различными, смотря  по
моменту,  которому  придается  решающее  значение.  Родовое  понятие  Э.
распадается на два главных вида:  гедонизма,  усматривающего  счастье  в
индивидуальном наслаждении,  и  утилитаризме  усматривающего  счастье  в
возможном  благополучии  большинства   людей,   причем   центр   тяжести
естественно  передвигается  от  индивидуума  в  социальную  сферу  и  от
субъективизма  -  в  область  объективных  условий   благополучия.   Вся
древнегреческая  этика  носит  на  себе   характер   более   или   менее
эвдаймонистический,  причем  чистый  гедонизм  (киренаиков)   постепенно
заменяется "моралью расчета" и допускает, наряду с  своей  эгоистической
основой, мотивы альтруистического характера. Так например, этика Платона
и  Аристотеля  далеко  отошла  от  эгоистического  гедонизма  Аристиппа;
однако, основа этических воззрений обоих гениальных мыслителей  остается
эвдаймонистической. Платон (в  "Филебе")  и  Аристотель  в  "Никомаховой
этике" нисколько не сомневаются  в  том,  что  eudaimonia  есть  принцип
этики, и расходятся с киренаиками лишь относительно  средств  достижения
счастья. Оба мыслителя сознают слабость эгоизма, как  основы  морали:  в
изречении  Платона,  которое  он  охотно  повторяет  -  "лучше   терпеть
несправедливость, чем быть несправедливым", -  яснее  всего  чувствуется
стремление к освобождению этики из оков эгоизма и Э. Христианская мораль
представляет собой разрыв с античной, узко-национальной и индивидуальной
нравственностью. Нравственность греков, сколько бы они  не  заблуждались
относительно принципов е„, может быть названа автономной, ибо понятие  о
счастье ставится  в  прямую  зависимость  от  человеческого  творчества;
христианскую мораль следует назвать гетерономной в том  смысле,  что  е„
этические нормы и понятия о счастье стоят в зависимости  от  религиозных
представлений, данных  Откровением  и  поэтому  независимых  от  разума.
Христианство изменило воззрение на формальную сторону этических  норм  и
на их происхождение, но в содержании удержало эвдаймонистический момент,
сделав его трансцендентным. Счастье, как цель, определяющая человеческую
нравственность, достигается в ином мире, в котором нет разногласия между
нравственным достоинством и его естественным результатом - счастьем. Но,
сделав эвдаймонию трансцендентной, христианство,  вместе  с  тем  должно
было  признать  негодность  эгоистической  и  гедонистической  морали  в
пределах мира явлений.  Действительно,  ежели  нравственные  нормы  суть
веления  Бога,  проистекающие  из  Его  природы,  то  они  должны  иметь
абсолютное  значение  и  тем  самым  исключать  принципы,  с   ними   не
согласимые. Таким образом, гедонизм  и  более  утонченная  его  форма  -

Страницы: «« « 3426   3427   3428   3429   3430   3431   3432   3433   3434  3435   3436   3437   3438   3439   3440   3441   3442   3443   3444  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь