Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3429   3430   3431   3432   3433   3434   3435   3436   3437  3438   3439   3440   3441   3442   3443   3444   3445   3446   3447  » »»

рождение, как на "эдукт", а на эпигенезис -  как  на  "продукт",  т.  е.
рассматривает рождение как простое выведение, и потому, по мнению Канта,
правильнее    было     бы     называть     его     теорией     инволюции
(Einschachtelungstheorie). Симпатии Канта  на  стороне  эпигенезиса.  Из
сказанного видно, что термин  Э.  у  Канта  имеет  еще  совершенно  иное
значение, чем то, которое ей придается теперь. У последователей Канта  -
Фихте, в особенности Шеллинга и Гегеля - теория развития получает вполне
отчетливое и полное обоснование. Шеллинг и его  последователи  применяли
эту теорию к явлениям внешнего мира не всегда  удачно,  вследствие  чего
так назыв. "натурфилософия" стала предметом  насмешек;  Гегель  применял
теорию Э. главным образом к явлениям духовного мира, и  его  влияние  на
исторические науки было  чрезвычайно  велико.  Современная  эволюционная
теория,  развившаяся  на  почве  естественных  наук,  отчасти  в  прямой
противоположности к идеям натурфилософии и философии Гегеля,  в  идейном
своем содержании вряд ли содержит в себе нечто  большее  и  лучшее,  чем
идеализм последователей Канта, который погрешал не столько по  существу,
сколько по своему методу (диалектическому) и по недостаточному  вниманию
к эмпирическому знанию. Ср. Дж. Кроль, "Философская основа Э." (Харьков,
1898); Г. Друммонд, "Прогресс и Э.  человека"  (М.,  1896);  Ф.  Хеттон,
"Чтения об Э. " (СПб., 1893). Э. Радлов.
   Эгейское море или море Архипелаг. - Так  называется  северо-восточная
часть  Средиземного  моря.  Южную  границу  Э.  моря  представляет  цепь
островов, из которых наибольшие  Кандия  или  Крит  и  Родос.  Восточной
границей служит берег Малой Азии, западной - берег Греции, на  севере  -
берег Турции. В сев. западной части Э. моря находится пролив Дарданеллы,
соединяющий это море с Мраморным. Отличительной чертой Э. моря  является
обилие островов, из которых наиболее замечательны: Кандия, Евбея, группа
Цикладских о-вов (Парос,  Милос,  Андрос,  Наксос  и  др.),  ова:  Атос,
Лимнос, Тазос, Митилены (Лесбос),  Хиос,  Самос,  Икария,  Родос  и  др.
Благодаря этому обилию островов часто употребляемое  название  Э.  моря,
Архипелаг, сделалось  нарицательным  для  обозначения  группы  островов.
Большая  часть  о-вов  Э.  моря  вулканического  происхождения,   причем
некоторые  из  них  (напр.,  группа  о-вов  Санторин)   образовались   в
историческое время. Нередки в  Э.  море  землетрясения,  который  иногда
бывают очень опустошительны. Из полуостровов Э. моря особенно  интересен
по своей форме Халкидский полуостров; последний глубоко вдается в море и
оканчивается  тремя  отдельными  длинными  полуостровами,   разделенными
заливами. На восточном полуострове находится знаменитая св.  гора  Афон,
где расположен целый ряд монастырей, отличающихся строгостью  уставов  и
привлекающих массу богомольцев. Рельеф дна. Наиболее глубокие  места  Э.
моря расположены к СЗ от острова Самоса (наибольшая глубина 1260 м.),  к
С от Халкидского полуострова (глубина 600 - 1000 м.) и к ЮЗ  от  острова
Псара, лежащего несколько западнее острова Хиоса (глубина  1040  м.).  У
северных и отчасти восточных  берегов,  а  также  у  некоторых  островов
Цикладской  группы  глубина  на   довольно   большое   пространство   не
превосходит 100 м. В центральной части моря глубина от  200  до  600  м.
Температура воды на поверхности колеблется в течение года от  27  Ц.  до
12ё (11ё в северной части Э. моря). Придонные  температуры  11ё  -  12ё.
Содержание солей меньшее. чем в остальных частях Средиземного  моря;  на
поверхности  несколько  ниже  36%,  у  дна  38,3  %   (взято   у   Шотта
("Wissenschaftliche Ergebnisse der  Deut.  Tiefsee  Expedition  auf  dem
Dampfer "Valdivia" (1902)). Плавание по Э. морю, лежащему на пути судов,
идущих из Черного и Мраморного морей, в общем весьма приятно,  благодаря
хорошей, ясной  погоде,  но  осенью  и  ранней  весной  нередки  штормы,
приносимые циклонами, идущими от сев. Атлантического океана через Европу
в Малую Азию. Жители островов прекрасные моряки. С.
   Эгида (AigiV) - в греч. мифологии атрибут Зевса,  Афины  и  Аполлона,
как божеств грозных атмосферных явлений, символизирующий грозовую  тучу.
В "Илиаде" она называется то "блестящей", то "темной"; она наводит  ужас
и даже молния не в силах  одолеть  е„.  Наряду  с  этим  представлением,
сохраняющим  следы  первоначальной  природной  символики,  Э.  считается
произведением  Гефеста.  В  руках  "эгидодержавного"  Зевса  Э.   -   не
оборонительное и не наступательное оружие, а символ ужаса,  который  бог
наводит  на  своих  врагов.  Позднее  видели   в   Э.   "козью"   шкуру,
принадлежавшую козе Амальтее - оружие Зевса в борьбе его с  титанами.  В
произведениях искусства Э.  изображалась  как  кожаный  щит  с  узорами,
напоминающими металлические украшения, и змеями. Э.  Афины  также  имела
космическое   значение,    поскольку    названная    богиня    считалась
олицетворением  небесной  атмосферы  и  ее  грозных  явлений.  Э.  Афины
снабжалась головой Горгоны.
   Эгоизм - этот термин может иметь два не вполне совпадающие  значения:
1) эгоизм в смысле теоретическом - точка зрения,  признающая  реальность
сознания  других  людей,  помимо  сознания  познающего   субъекта,   или
несуществующей,  или   научно   недоказуемой.   Есть   догматический   и
критический солипсизм. Начало догматическому солипсизму  положил  Декарт
("Princ. phil.", I, 4;  "Medit.",  I).  Такие  же  мысли  встречаются  у
Мальбранша и Фенелона. Последний  говорит:  "Не  только  все  эти  тела,
которые, как мне кажется, я воспринимаю,  но  сверх  того  и  все  духи,
которые, как мне кажется, находятся в общении со мною... могут вовсе  не
быть реальными, быть чистейшею  иллюзией,  которая  всецело  совершается
лишь во мне; быть может, я единственное существо в мире ("De l'exist. de
Dieu", стр. 119). Термин "эгоист", в смысле  теоретического  солипсиста,
впервые, по-видимому, употреблен Вольфом.  В  философии  XIX  в.  термин
"эгоизм" в смысле теоретическом заменяется словом "солипсизм", слову  же
"эгоист" придается исключительно моральное значение. Начало критическому
солипсизму  положено  Кантом.  В   его   "Метафизике"   есть   следующее
замечательное место: "Тот, кто утверждает, что  нет  никакого  существа,
кроме него, есть  метафизический  эгоист,  эгоиста  такого  рода  нельзя
опровергнуть доказательством на  том  основании,  что  он  не  позволяет
заключать от действия к причине. Феномены могут даже иметь  в  основании
многие другие причины, которые производят подобные действия. Возможность
двух  причин,  вызывающих  то   же   действие,   препятствует   доказать
метафизическим эгоистам, чтобы что-нибудь существовало, кроме них.  Кант
хочет этим  сказать,  что  проявления  чужой  одушевленности  могут  без
логического противоречия быть истолковываемы эгоистом  как  закономерный
результат   движений,   выполняемых   мертвым   автоматом   природы.   К
теоретическому солипсизму в ХIХ в. близко подходят Фихте  и  Шопенгауэр,
хотя последний и замечает  что  эта  точка  зрения  принимается  всерьез
"только в сумасшедшем доме".  В  новейшее  время  критический  солипсизм
признается неопровержимым,  с  научной  точки  зрения,  многими  (Вундт,

Страницы: «« « 3429   3430   3431   3432   3433   3434   3435   3436   3437  3438   3439   3440   3441   3442   3443   3444   3445   3446   3447  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь