|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3429 3430 3431 3432 3433 3434 3435 3436 3437 3438 3439 3440 3441 3442 3443 3444 3445 3446 3447 » »» рождение, как на "эдукт", а на эпигенезис - как на "продукт", т. е.
рассматривает рождение как простое выведение, и потому, по мнению Канта,
правильнее было бы называть его теорией инволюции
(Einschachtelungstheorie). Симпатии Канта на стороне эпигенезиса. Из
сказанного видно, что термин Э. у Канта имеет еще совершенно иное
значение, чем то, которое ей придается теперь. У последователей Канта -
Фихте, в особенности Шеллинга и Гегеля - теория развития получает вполне
отчетливое и полное обоснование. Шеллинг и его последователи применяли
эту теорию к явлениям внешнего мира не всегда удачно, вследствие чего
так назыв. "натурфилософия" стала предметом насмешек; Гегель применял
теорию Э. главным образом к явлениям духовного мира, и его влияние на
исторические науки было чрезвычайно велико. Современная эволюционная
теория, развившаяся на почве естественных наук, отчасти в прямой
противоположности к идеям натурфилософии и философии Гегеля, в идейном
своем содержании вряд ли содержит в себе нечто большее и лучшее, чем
идеализм последователей Канта, который погрешал не столько по существу,
сколько по своему методу (диалектическому) и по недостаточному вниманию
к эмпирическому знанию. Ср. Дж. Кроль, "Философская основа Э." (Харьков,
1898); Г. Друммонд, "Прогресс и Э. человека" (М., 1896); Ф. Хеттон,
"Чтения об Э. " (СПб., 1893). Э. Радлов.
Эгейское море или море Архипелаг. - Так называется северо-восточная
часть Средиземного моря. Южную границу Э. моря представляет цепь
островов, из которых наибольшие Кандия или Крит и Родос. Восточной
границей служит берег Малой Азии, западной - берег Греции, на севере -
берег Турции. В сев. западной части Э. моря находится пролив Дарданеллы,
соединяющий это море с Мраморным. Отличительной чертой Э. моря является
обилие островов, из которых наиболее замечательны: Кандия, Евбея, группа
Цикладских о-вов (Парос, Милос, Андрос, Наксос и др.), ова: Атос,
Лимнос, Тазос, Митилены (Лесбос), Хиос, Самос, Икария, Родос и др.
Благодаря этому обилию островов часто употребляемое название Э. моря,
Архипелаг, сделалось нарицательным для обозначения группы островов.
Большая часть о-вов Э. моря вулканического происхождения, причем
некоторые из них (напр., группа о-вов Санторин) образовались в
историческое время. Нередки в Э. море землетрясения, который иногда
бывают очень опустошительны. Из полуостровов Э. моря особенно интересен
по своей форме Халкидский полуостров; последний глубоко вдается в море и
оканчивается тремя отдельными длинными полуостровами, разделенными
заливами. На восточном полуострове находится знаменитая св. гора Афон,
где расположен целый ряд монастырей, отличающихся строгостью уставов и
привлекающих массу богомольцев. Рельеф дна. Наиболее глубокие места Э.
моря расположены к СЗ от острова Самоса (наибольшая глубина 1260 м.), к
С от Халкидского полуострова (глубина 600 - 1000 м.) и к ЮЗ от острова
Псара, лежащего несколько западнее острова Хиоса (глубина 1040 м.). У
северных и отчасти восточных берегов, а также у некоторых островов
Цикладской группы глубина на довольно большое пространство не
превосходит 100 м. В центральной части моря глубина от 200 до 600 м.
Температура воды на поверхности колеблется в течение года от 27 Ц. до
12ё (11ё в северной части Э. моря). Придонные температуры 11ё - 12ё.
Содержание солей меньшее. чем в остальных частях Средиземного моря; на
поверхности несколько ниже 36%, у дна 38,3 % (взято у Шотта
("Wissenschaftliche Ergebnisse der Deut. Tiefsee Expedition auf dem
Dampfer "Valdivia" (1902)). Плавание по Э. морю, лежащему на пути судов,
идущих из Черного и Мраморного морей, в общем весьма приятно, благодаря
хорошей, ясной погоде, но осенью и ранней весной нередки штормы,
приносимые циклонами, идущими от сев. Атлантического океана через Европу
в Малую Азию. Жители островов прекрасные моряки. С.
Эгида (AigiV) - в греч. мифологии атрибут Зевса, Афины и Аполлона,
как божеств грозных атмосферных явлений, символизирующий грозовую тучу.
В "Илиаде" она называется то "блестящей", то "темной"; она наводит ужас
и даже молния не в силах одолеть е„. Наряду с этим представлением,
сохраняющим следы первоначальной природной символики, Э. считается
произведением Гефеста. В руках "эгидодержавного" Зевса Э. - не
оборонительное и не наступательное оружие, а символ ужаса, который бог
наводит на своих врагов. Позднее видели в Э. "козью" шкуру,
принадлежавшую козе Амальтее - оружие Зевса в борьбе его с титанами. В
произведениях искусства Э. изображалась как кожаный щит с узорами,
напоминающими металлические украшения, и змеями. Э. Афины также имела
космическое значение, поскольку названная богиня считалась
олицетворением небесной атмосферы и ее грозных явлений. Э. Афины
снабжалась головой Горгоны.
Эгоизм - этот термин может иметь два не вполне совпадающие значения:
1) эгоизм в смысле теоретическом - точка зрения, признающая реальность
сознания других людей, помимо сознания познающего субъекта, или
несуществующей, или научно недоказуемой. Есть догматический и
критический солипсизм. Начало догматическому солипсизму положил Декарт
("Princ. phil.", I, 4; "Medit.", I). Такие же мысли встречаются у
Мальбранша и Фенелона. Последний говорит: "Не только все эти тела,
которые, как мне кажется, я воспринимаю, но сверх того и все духи,
которые, как мне кажется, находятся в общении со мною... могут вовсе не
быть реальными, быть чистейшею иллюзией, которая всецело совершается
лишь во мне; быть может, я единственное существо в мире ("De l'exist. de
Dieu", стр. 119). Термин "эгоист", в смысле теоретического солипсиста,
впервые, по-видимому, употреблен Вольфом. В философии XIX в. термин
"эгоизм" в смысле теоретическом заменяется словом "солипсизм", слову же
"эгоист" придается исключительно моральное значение. Начало критическому
солипсизму положено Кантом. В его "Метафизике" есть следующее
замечательное место: "Тот, кто утверждает, что нет никакого существа,
кроме него, есть метафизический эгоист, эгоиста такого рода нельзя
опровергнуть доказательством на том основании, что он не позволяет
заключать от действия к причине. Феномены могут даже иметь в основании
многие другие причины, которые производят подобные действия. Возможность
двух причин, вызывающих то же действие, препятствует доказать
метафизическим эгоистам, чтобы что-нибудь существовало, кроме них. Кант
хочет этим сказать, что проявления чужой одушевленности могут без
логического противоречия быть истолковываемы эгоистом как закономерный
результат движений, выполняемых мертвым автоматом природы. К
теоретическому солипсизму в ХIХ в. близко подходят Фихте и Шопенгауэр,
хотя последний и замечает что эта точка зрения принимается всерьез
"только в сумасшедшем доме". В новейшее время критический солипсизм
признается неопровержимым, с научной точки зрения, многими (Вундт,
Страницы: «« « 3429 3430 3431 3432 3433 3434 3435 3436 3437 3438 3439 3440 3441 3442 3443 3444 3445 3446 3447 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |