Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 379   380   381   382   383   384   385   386   387  388   389   390   391   392   393   394   395   396   397  » »»

имении" ("Сельск. Хоз. и Лесов. ", 1890, 4).
   В. М.
   Борис (в крещении Роман) Владимирович - любимый  сын  великого  князя
Владимира  Святославича,  Равноапостольного.   По   начальной   Киевской
летописи, он рожден от болгарыни и при втором разделе земель  получил  в
удел Ростов, которым до  того  владел  Ярослав.  Раньше,  как  видно  из
прибавлений к некоторым спискам  летописей,  бывших  в  руках  у  В.  Н.
Татищева, Б. был дан Муром. Второй раздел произошел около 994 - 6 гг.  С
этого времени до 1015 г. в летописях о Б. нет никаких упоминаний. В 1015
г. заболел Владимир, и Б. был призван в Киев.  Вскоре  по  его  прибытии
стало известно о вторжении печенегов, и Владимир посылает его с дружиною
для отражения их.  Борис  нигде  не  встретил  печенегов  и  возвращаясь
обратно остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти Владимира и о
занятии великокняжеского стола Святополком. Дружина предложила ему  идти
на Киев и овладеть  престолом.  Но  Борис  не  хотел  нарушать  святости
родовых отношений и с негодованием отверг  это  предложение,  вследствие
чего дружина Владимира покидает  его  и  он  остается  с  одними  своими
отроками. Между  тем  Святополк,  который  извещая  Б.  о  смерти  отца,
предлагал быть с ним в любви и увеличить  его  удел,  отправил  Путшу  и
вышегородских бояр для yбиения брата: симпатии к Борису народа и дружины
делали его опасным соперником Святополка. Путша с товарищами  пришел  на
Альту, к шатру Борисову,  ночью  на  24  июля;  услыхав  пение  псалмов,
доносившееся из шатра, Путша решился обождать  отправления  Б.  ко  сну.
Едва только последний, вдвойне опечаленный и смертью отца  и  слухами  о
злодейском намерении брата, окончил молитву  и  лег  на  свой  одр,  как
ворвались убийцы и копьями пронзили Б. и его слугу, родом венгра, именем
Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Еще дышавшего
Б. убийцы завернули в шатерное полотно и повезли. Святополк,  узнав  что
он еще жив, послал двух  варягов  прикончить  его,  что  те  и  сделали,
пронзив его мечем в сердце. Тело Б. тайно было привезено  в  Вышгород  и
там погребено в церкви св. Василия. Так погиб Б., любимый сын  Владимира
и известный своею любовью к церковному пению и молитве, жертвою уважения
к родовым понятиям, еще в цветущей юности (около 25 л.). Вскоре  же  пал
от рук убийц, подосланных тем же Святополком, и брат Бориса - Глеб.  Его
тело также было погребено  Ярославом  (уже  в  1019  г.)  в  церкви  св.
Василия. Память обоих страдальцев осталась для России священною. Русские
люди и преимущественно княжеский род видели в них  своих  заступников  и
молитвенников.  Летописи   полны   рассказами   о   чудесах   исцеления,
происходивших у их гроба, о победах,  одержанных  их  именем  и  помощью
(напр. о победе Рюрика Ростиславича над  Кончаком,  Александра  Невского
над немцами),  о  паломничестве  князей  к  их  гробу  (напр.  Владимира
Владимировича,   кн.   галицкого,   Святослава   Всеволодовича   -   кн.
суздальского) и т.д. В 1071 году церковь включила их в число святых и  с
того времени утвердился праздник Бориса и Глеба 2 мая, день  перенесения
их мощей в  новую  церковь,  выстроенную  кн.  Изяславом  Ярославичем  в
Вышгороде. В 1115 г. их  мощи  вновь  торжественно  перенесены  русскими
князьями в построенную  во  имя  Бориса  и  Глеба  каменную  церковь,  в
Вышгороде. Впоследствии в честь них возникло много церквей и обителей  в
разных городах России. До половины XVI ст. летописец приводит  более  20
случаев построения церквей в честь их. Самый  факт  убиения  служит  для
древних летописцев любимою темою  для  отдельных  сказаний,  из  которых
наидревнейшие и наиболее полные приписываются преп. Нестору и черноризцу
Иакову. "Сказание о св. Борисе  и  Глебе",  по  сильвестровскому  списку
издано И. И. Срезненским,  с  предисловием  издателя,  в  1860  году.  В
летописи под 1175 г. упоминается еще о мече Бориса, принадлежавшем в  то
время Андрею Боголюбскому.
   В. Р.
   Борис I, также Богорис или Михаил Борис -  сын  Пресьяма,  болгарский
царь с 852 по 890 г. Он сперва боролся с сербами и франками, по  большей
части неуспешно, и рано  пришел  к  убеждению  о  необходимости  принять
христианство и только некоторое время не решался  -  в  которую  сторону
обратиться: к Цареграду или к Риму. Наконец, вопрос был решен  в  пользу
Цареграда и в 800 г. Б. вместе со всем своим  семейством,  вельможами  и
народом был крещен епископом,  присланным  от  патриарха  Фотия.  Потом,
вследствие  притязаний  Константинопольской  церкви  на   главенство   в
Болгарии,   Б.   снова   обратился   к   папе   с   просьбой   назначить
самостоятельного болгарского патриарха, но и эти переговоры  не  привели
ни к  каким  результатам.  Тогда  болгарское  духовенство  обратилось  в
Цареград и в 870 г. в Константинополе был назначен для  Болгарии  первый
архиепископ Иосиф и 10 епископов. После смерти  Мефодия  (885  г.),  его
ученики,  прогнанные  из  Моравии,  пришли  в  Болгарию  и  окончательно
утвердили здесь христианство. Около 890 г.  Б.  отрекся  от  престола  и
постригся в монахи,  оставив  Болгарию  сыну  Владимиру,  который  очень
недолго был царем, уступив царство знаменитому брату своему - Симеону.
   И. Л.
   Борис Федорович Годунов, царь и  великий  князь  всея  Руси,  родился
около 1551 г., венчался на царство 1 сентября 1598 г.,  умер  13  апреля
1605 г. Род Годуновых  вместе  с  Сабуровыми  и  Вельяминовыми-Зерновыми
происходит от татарского мурзы Чета, в крещении Захарии, который в  1329
г. выехал из Орды к великому князю московскому Ивану Даниловичу Калите и
построил Костромской Ипатьевский монастырь. Старшая линия потомков  Чета
- Сабуровы, в конце XV столетия уже заняла место среди знатнейших  родов
московского  боярства,  тогда  как  младшая  -   Годуновы,   выдвинулась
столетием позже при Грозном, во время Опричнины. Борис начал службу  при
дворе  Грозного:  в  1570  г.  он  упоминается  в  Серпуховском  походе,
состоящим  при  царском  саадоке  (лук  со  стрелами),  т.е.  одним   из
оруженосцев царя. В 1571 г. Борис был дружкой на свадьбе царя  с  Марфой
Васильевной Собакиной. Около 1571 года Б.  упрочил  свое  положение  при
дворе женитьбой на дочери царского любимца известного  опричника  Малюты
Скуратова-Бельского Марье Григорьевне. С 1576  по  1579  г.  Б.  занимал
должность кравчего. В 1580 году Грозный выбрал  сестру  Бориса  Ирину  в
супруги царевичу Феодору; тогда же Б. был пожалован в бояре. В  1581  г.
царь в порыве гнева поразил  смертельным  ударом  своего  старшего  сына
Ивана и Федор сделался наследником престола. Благодаря  своему  уму,  Б.
умел не  только  сохранить  свое  положение,  но  и  приобрести  доверие
Грозного царя, который, умирая (умер 17 марта 1584), назначил  Б.  одним
из опекунов к Федору, так как он, хотя и вступал на  престол  возрастным
(27 лет), был младенец по способностям.  Этими  опекунами,  или  членами
верховной  думы,   долженствовавшей   помогать   Федору   в   управлении
государством были кроме Б.: Никита Романович Юрьев, родной  дядя  Федора

Страницы: «« « 379   380   381   382   383   384   385   386   387  388   389   390   391   392   393   394   395   396   397  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь