|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 » »» имении" ("Сельск. Хоз. и Лесов. ", 1890, 4).
В. М.
Борис (в крещении Роман) Владимирович - любимый сын великого князя
Владимира Святославича, Равноапостольного. По начальной Киевской
летописи, он рожден от болгарыни и при втором разделе земель получил в
удел Ростов, которым до того владел Ярослав. Раньше, как видно из
прибавлений к некоторым спискам летописей, бывших в руках у В. Н.
Татищева, Б. был дан Муром. Второй раздел произошел около 994 - 6 гг. С
этого времени до 1015 г. в летописях о Б. нет никаких упоминаний. В 1015
г. заболел Владимир, и Б. был призван в Киев. Вскоре по его прибытии
стало известно о вторжении печенегов, и Владимир посылает его с дружиною
для отражения их. Борис нигде не встретил печенегов и возвращаясь
обратно остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти Владимира и о
занятии великокняжеского стола Святополком. Дружина предложила ему идти
на Киев и овладеть престолом. Но Борис не хотел нарушать святости
родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие
чего дружина Владимира покидает его и он остается с одними своими
отроками. Между тем Святополк, который извещая Б. о смерти отца,
предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, отправил Путшу и
вышегородских бояр для yбиения брата: симпатии к Борису народа и дружины
делали его опасным соперником Святополка. Путша с товарищами пришел на
Альту, к шатру Борисову, ночью на 24 июля; услыхав пение псалмов,
доносившееся из шатра, Путша решился обождать отправления Б. ко сну.
Едва только последний, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о
злодейском намерении брата, окончил молитву и лег на свой одр, как
ворвались убийцы и копьями пронзили Б. и его слугу, родом венгра, именем
Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Еще дышавшего
Б. убийцы завернули в шатерное полотно и повезли. Святополк, узнав что
он еще жив, послал двух варягов прикончить его, что те и сделали,
пронзив его мечем в сердце. Тело Б. тайно было привезено в Вышгород и
там погребено в церкви св. Василия. Так погиб Б., любимый сын Владимира
и известный своею любовью к церковному пению и молитве, жертвою уважения
к родовым понятиям, еще в цветущей юности (около 25 л.). Вскоре же пал
от рук убийц, подосланных тем же Святополком, и брат Бориса - Глеб. Его
тело также было погребено Ярославом (уже в 1019 г.) в церкви св.
Василия. Память обоих страдальцев осталась для России священною. Русские
люди и преимущественно княжеский род видели в них своих заступников и
молитвенников. Летописи полны рассказами о чудесах исцеления,
происходивших у их гроба, о победах, одержанных их именем и помощью
(напр. о победе Рюрика Ростиславича над Кончаком, Александра Невского
над немцами), о паломничестве князей к их гробу (напр. Владимира
Владимировича, кн. галицкого, Святослава Всеволодовича - кн.
суздальского) и т.д. В 1071 году церковь включила их в число святых и с
того времени утвердился праздник Бориса и Глеба 2 мая, день перенесения
их мощей в новую церковь, выстроенную кн. Изяславом Ярославичем в
Вышгороде. В 1115 г. их мощи вновь торжественно перенесены русскими
князьями в построенную во имя Бориса и Глеба каменную церковь, в
Вышгороде. Впоследствии в честь них возникло много церквей и обителей в
разных городах России. До половины XVI ст. летописец приводит более 20
случаев построения церквей в честь их. Самый факт убиения служит для
древних летописцев любимою темою для отдельных сказаний, из которых
наидревнейшие и наиболее полные приписываются преп. Нестору и черноризцу
Иакову. "Сказание о св. Борисе и Глебе", по сильвестровскому списку
издано И. И. Срезненским, с предисловием издателя, в 1860 году. В
летописи под 1175 г. упоминается еще о мече Бориса, принадлежавшем в то
время Андрею Боголюбскому.
В. Р.
Борис I, также Богорис или Михаил Борис - сын Пресьяма, болгарский
царь с 852 по 890 г. Он сперва боролся с сербами и франками, по большей
части неуспешно, и рано пришел к убеждению о необходимости принять
христианство и только некоторое время не решался - в которую сторону
обратиться: к Цареграду или к Риму. Наконец, вопрос был решен в пользу
Цареграда и в 800 г. Б. вместе со всем своим семейством, вельможами и
народом был крещен епископом, присланным от патриарха Фотия. Потом,
вследствие притязаний Константинопольской церкви на главенство в
Болгарии, Б. снова обратился к папе с просьбой назначить
самостоятельного болгарского патриарха, но и эти переговоры не привели
ни к каким результатам. Тогда болгарское духовенство обратилось в
Цареград и в 870 г. в Константинополе был назначен для Болгарии первый
архиепископ Иосиф и 10 епископов. После смерти Мефодия (885 г.), его
ученики, прогнанные из Моравии, пришли в Болгарию и окончательно
утвердили здесь христианство. Около 890 г. Б. отрекся от престола и
постригся в монахи, оставив Болгарию сыну Владимиру, который очень
недолго был царем, уступив царство знаменитому брату своему - Симеону.
И. Л.
Борис Федорович Годунов, царь и великий князь всея Руси, родился
около 1551 г., венчался на царство 1 сентября 1598 г., умер 13 апреля
1605 г. Род Годуновых вместе с Сабуровыми и Вельяминовыми-Зерновыми
происходит от татарского мурзы Чета, в крещении Захарии, который в 1329
г. выехал из Орды к великому князю московскому Ивану Даниловичу Калите и
построил Костромской Ипатьевский монастырь. Старшая линия потомков Чета
- Сабуровы, в конце XV столетия уже заняла место среди знатнейших родов
московского боярства, тогда как младшая - Годуновы, выдвинулась
столетием позже при Грозном, во время Опричнины. Борис начал службу при
дворе Грозного: в 1570 г. он упоминается в Серпуховском походе,
состоящим при царском саадоке (лук со стрелами), т.е. одним из
оруженосцев царя. В 1571 г. Борис был дружкой на свадьбе царя с Марфой
Васильевной Собакиной. Около 1571 года Б. упрочил свое положение при
дворе женитьбой на дочери царского любимца известного опричника Малюты
Скуратова-Бельского Марье Григорьевне. С 1576 по 1579 г. Б. занимал
должность кравчего. В 1580 году Грозный выбрал сестру Бориса Ирину в
супруги царевичу Феодору; тогда же Б. был пожалован в бояре. В 1581 г.
царь в порыве гнева поразил смертельным ударом своего старшего сына
Ивана и Федор сделался наследником престола. Благодаря своему уму, Б.
умел не только сохранить свое положение, но и приобрести доверие
Грозного царя, который, умирая (умер 17 марта 1584), назначил Б. одним
из опекунов к Федору, так как он, хотя и вступал на престол возрастным
(27 лет), был младенец по способностям. Этими опекунами, или членами
верховной думы, долженствовавшей помогать Федору в управлении
государством были кроме Б.: Никита Романович Юрьев, родной дядя Федора
Страницы: «« « 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |