|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 » »» прекратил голод. За голодом и мором следовали разбои. Разбойничьи шайки
составлялись главным образом из холопов, отпущенных господами во время
голода, а также из холопов опальных бояр. Смелый атаман Хлопка Косолап
явился под Москвой, но после упорного боя был разбит царскими войсками
(в 1604 г.). В начале 1604 года стало в Москве достоверно известно, что
в Литве появился человек, называющий себя царевичем Димитрием, а в
октябре того же года Самозванец вступил в пределы Московского
государства, находя себе повсюду приверженцев. Хотя 21 янв. 1605 г.
Самозванец потерпел поражение при Добрыницах, однако снова собрал
войско. Дело находилось в нерешительном положении, когда 13 апреля 1605
г. Борись скончался скоропостижно, приняв схиму. Москва присягнула сыну
Бориса - Федору, которому отец постарался дать возможно лучшее
воспитание, и которого все современные свидетельства осыпают большими
похвалами. Но Федору Борисовичу после самого кратковременного
царствования вместе с матерью пришлось погибнуть насильственной смертью.
Царевна Ксения, отличавшаяся красотой, была пощажена для потехи
самозванца, впоследствии она постриглась и умерла в 1622 году. Прах царя
Бориса, удаленный при Самозванце из Архангельского собора, при Михаиле
Федоровиче был перевезен в Троицко-Сергиевскую лавру, где покоится и
ныне; там же покоится и прах семьи Бориса. Кроме общих источников
Карамзина, Арцыбашева, Соловьева, Костомарова: "Русская история в
жизнеописаниях" (т. 1), ср. БестужевРюмин, "Обзор событий от смерти царя
Иоанна Вас. до избрания на престол Мих. Фед. Романова" ("Ж. М. Н. Пр."
1887, июль); Павлов, "Об историч. значении царствования Бориса Годунова"
(2 изд. 1863); Белов, "О смерти царевича Димитрия" ("Ж. М. Н. Пр.",
1873, т. 168); Платонов, "Повести и сказания о смутном времени" (Спб.,
1888 г.); Сергеевич, "Юридич. Древности" (I. Спб., 1890).
А. Воронов.
Боро-Будор или Боро-Бодо - пирамидальный, еще вполне хорошо
сохранившийся буддийский храм на о-ве Яве, одна из наиболее
замечательных и великолепных индусских построек, находится в
резидентстве Каду, на правом берегу реки Прого, у впадения в нее Элло.
На площадке, каждая сторона которой равна 153 мет., возвышается, одна
над другой, пять 20-угольных террас, каждая из кот. окружена каменной
стеной вышиною в 1,5 мет. Самая верхняя терраса, имеет стороны длиною в
123 мет. Все они снабжены посередине богато украшенными воротами, в
которых высечено несколько ступеней, ведущих на следующую террасу.
Последние снабжены тоже массой архитектурных украшений и почти сплошь
покрыты рисунками, вырезанными на камне, между которыми, однако ж, нет
ни одной надписи. На внутренней террасе расположены в три
концентрических круга 72 дагопы, со столькими же изображениями Будды.
Середину и вместе с тем верхушку всего здания образует дагоп в 6 мет.
высотою с статуей бога (4 м.). Общая высота здания равна 37,18 мет.;
постройка его кончена 1430 г.; материал из которого сделано как все
здание, так и скульптурные работы - трахит. - Название может быть
произведено или от Bara-Budha, т.е. по-санскритски великий Будда или от
Boro-Bodo, старое Боро - название этой местности. - Срв. Crawfurd, "On
the ruins of В. in Java", помещенное в "Transactions of the Literary
Society of Bombey" (т. 2, Лондон, 1823), Raffles, "The history of Java"
(т. 2, Лондон, 1830 г.); Mieling, "Prachtuitgave von Javasche Ondheden"
(Гага, 1852); Leemans, "Boro-Boedore op het eiland Java" (Лейден, 1873).
Боровиковский Владимир Лукич - художник исторической, церковной и
портретной живописи, род. в 1758 г. в Миргороде, умер в 1826 г. Сын
дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил
в чине поручика и затем поселился в Миргороде, где и занимался
живописью; неизвестно, кто был его первым наставником в этом искусстве.
В путешествии Императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в
1787 году, путь ее лежал чрез Миргород (Полтавской губ.), где
предполагалось сделать остановку. Миргородское дворянство заказало по
этому случаю молодому Б. несколько картин, которые и были развешены к
комнатах дома, назначенного для приема государыни. В числе этих картин
две обратили на себя особенное внимание императрицы: одна из них
аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой Наказ греческим
мудрецам, другая - Петра I, как пахаря и Екатерину II, как сеятельницу.
Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала
ему ехать в Петербург, в академию художеств, где в то время славился
нежностью кисти портретист Лампи. Боровиковский стал учиться у Лампи,
пользовался также советами Д. Г. Левицкого, портретного художника весьма
большого таланта. Через немного лет сам Б. приобрел большую известность
своими портретами; в 1795 году он получил степень академика, а в 1802
году звание советника академии. Он написал множество портретов, из
которых весьма замечателен портр. Екатерины II, прогуливающейся в
Царскосельском саду, воспроизведенный впоследствии в превосходной
гравюре резцом Уткина; известны также его портреты Державина,
митрополита Михаила, кн. Куракина, кн. ЛопухинаТрощинского и большой
портрет во весь рост Феть-Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха,
писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в
Петербурге. Этого портрета имеется два экземпляра: большой находится в
картинной галерее Эрмитажа, другой, меньший, - в академии художеств.
Занимался Б. и религиозной живописью; в Казанском соборе имеются хорошие
образцы искусства Б. в этом роде: "Благовещение" (в царских дверях
главного иконостаса) "Константин и Елена", "Великомученица Екатерина",
"Антоний и Феодосий". По технике живописи Б. имеет общее со своим
учителем Лампи и отчасти с Левицким - это необыкновенно сохранившуюся
свежесть красок, в чем можно убедиться, сравнивая его картины с
современною ему живописью, напр. Шебуева в Казанском соборе. Правда что
некоторые его картины сильно растрепались, но многие сохранились вполне,
а сохранность собственно колорита замечается почти во всех его
произведениях. К сожалению ни Лампи, ни Боровиковский не оставили
описания своих технических приемов живописи. Боровиковский был левша.
т.е. писал левой рукою. Число произведений Б. должно быть довольно
значительно, но точных сведений о них не имеется.
Ф. Петрушевский.
Бородин Александр Порфирьевич - профессор химии и академик
военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор; род. 31 окт.
1834 г. в Петербурге, умер в феврале 1887 года; из рода князей
Имеретинских. Мать Б., рожденная Антонова, была умная, энергичная, хотя
и малообразованная женщина; она не чаяла души в своем сыне, которого, в
виду болезненной хилости, отличавшей годы раннего детства Б.,
воспитывали дома, под руководством опытных и сведущих преподавателей. В
Страницы: «« « 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |