Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 383   384   385   386   387   388   389   390   391  392   393   394   395   396   397   398   399   400   401  » »»

прекратил голод. За голодом и мором следовали разбои. Разбойничьи  шайки
составлялись главным образом из холопов, отпущенных господами  во  время
голода, а также из холопов опальных бояр. Смелый атаман  Хлопка  Косолап
явился под Москвой, но после упорного боя был разбит  царскими  войсками
(в 1604 г.). В начале 1604 года стало в Москве достоверно известно,  что
в Литве появился человек,  называющий  себя  царевичем  Димитрием,  а  в
октябре  того  же  года  Самозванец  вступил   в   пределы   Московского
государства, находя себе повсюду приверженцев.  Хотя  21  янв.  1605  г.
Самозванец  потерпел  поражение  при  Добрыницах,  однако  снова  собрал
войско. Дело находилось в нерешительном положении, когда 13 апреля  1605
г. Борись скончался скоропостижно, приняв схиму. Москва присягнула  сыну
Бориса  -  Федору,  которому  отец  постарался  дать   возможно   лучшее
воспитание, и которого все современные  свидетельства  осыпают  большими
похвалами.  Но   Федору   Борисовичу   после   самого   кратковременного
царствования вместе с матерью пришлось погибнуть насильственной смертью.
Царевна  Ксения,  отличавшаяся  красотой,  была  пощажена   для   потехи
самозванца, впоследствии она постриглась и умерла в 1622 году. Прах царя
Бориса, удаленный при Самозванце из Архангельского собора,  при  Михаиле
Федоровиче был перевезен в Троицко-Сергиевскую  лавру,  где  покоится  и
ныне; там же покоится  и  прах  семьи  Бориса.  Кроме  общих  источников
Карамзина,  Арцыбашева,  Соловьева,  Костомарова:  "Русская  история   в
жизнеописаниях" (т. 1), ср. БестужевРюмин, "Обзор событий от смерти царя
Иоанна Вас. до избрания на престол Мих. Фед. Романова" ("Ж. М.  Н.  Пр."
1887, июль); Павлов, "Об историч. значении царствования Бориса Годунова"
(2 изд. 1863); Белов, "О смерти царевича  Димитрия"  ("Ж.  М.  Н.  Пр.",
1873, т. 168); Платонов, "Повести и сказания о смутном  времени"  (Спб.,
1888 г.); Сергеевич, "Юридич. Древности" (I. Спб., 1890).
   А. Воронов.
   Боро-Будор  или  Боро-Бодо  -  пирамидальный,   еще   вполне   хорошо
сохранившийся  буддийский  храм  на   о-ве   Яве,   одна   из   наиболее
замечательных   и   великолепных   индусских   построек,   находится   в
резидентстве Каду, на правом берегу реки Прого, у впадения в  нее  Элло.
На площадке, каждая сторона которой равна 153  мет.,  возвышается,  одна
над другой, пять 20-угольных террас, каждая из  кот.  окружена  каменной
стеной вышиною в 1,5 мет. Самая верхняя терраса, имеет стороны длиною  в
123 мет. Все они снабжены  посередине  богато  украшенными  воротами,  в
которых высечено  несколько  ступеней,  ведущих  на  следующую  террасу.
Последние снабжены тоже массой архитектурных украшений  и  почти  сплошь
покрыты рисунками, вырезанными на камне, между которыми, однако  ж,  нет
ни  одной   надписи.   На   внутренней   террасе   расположены   в   три
концентрических круга 72 дагопы, со столькими  же  изображениями  Будды.
Середину и вместе с тем верхушку всего здания образует дагоп  в  6  мет.
высотою с статуей бога (4 м.). Общая высота  здания  равна  37,18  мет.;
постройка его кончена 1430 г.; материал  из  которого  сделано  как  все
здание, так и скульптурные  работы  -  трахит.  -  Название  может  быть
произведено или от Bara-Budha, т.е. по-санскритски великий Будда или  от
Boro-Bodo, старое Боро - название этой местности. - Срв.  Crawfurd,  "On
the ruins of В. in Java", помещенное в  "Transactions  of  the  Literary
Society of Bombey" (т. 2, Лондон, 1823), Raffles, "The history of  Java"
(т. 2, Лондон, 1830 г.); Mieling, "Prachtuitgave von Javasche  Ondheden"
(Гага, 1852); Leemans, "Boro-Boedore op het eiland Java" (Лейден, 1873).
   Боровиковский Владимир Лукич -  художник  исторической,  церковной  и
портретной живописи, род. в 1758 г. в Миргороде,  умер  в  1826  г.  Сын
дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую  оставил
в  чине  поручика  и  затем  поселился  в  Миргороде,  где  и  занимался
живописью; неизвестно, кто был его первым наставником в этом  искусстве.
В путешествии Императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом  ею  в
1787  году,  путь  ее  лежал  чрез  Миргород  (Полтавской   губ.),   где
предполагалось сделать остановку. Миргородское  дворянство  заказало  по
этому случаю молодому Б. несколько картин, которые и  были  развешены  к
комнатах дома, назначенного для приема государыни. В числе  этих  картин
две обратили  на  себя  особенное  внимание  императрицы:  одна  из  них
аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой Наказ  греческим
мудрецам, другая - Петра I, как пахаря и Екатерину II, как  сеятельницу.
Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним  и  советовала
ему ехать в Петербург, в академию художеств, где  в  то  время  славился
нежностью кисти портретист Лампи. Боровиковский стал  учиться  у  Лампи,
пользовался также советами Д. Г. Левицкого, портретного художника весьма
большого таланта. Через немного лет сам Б. приобрел большую  известность
своими портретами; в 1795 году он получил степень академика,  а  в  1802
году звание советника  академии.  Он  написал  множество  портретов,  из
которых  весьма  замечателен  портр.  Екатерины  II,  прогуливающейся  в
Царскосельском  саду,  воспроизведенный  впоследствии   в   превосходной
гравюре  резцом  Уткина;  известны   также   его   портреты   Державина,
митрополита Михаила, кн. Куракина,  кн.  ЛопухинаТрощинского  и  большой
портрет во весь рост Феть-Али Мурзы Кули-Хана, брата  персидского  шаха,
писанный  по  заказу  императрицы  в  бытность  принца   посланником   в
Петербурге. Этого портрета имеется два экземпляра: большой  находится  в
картинной галерее Эрмитажа, другой, меньший,  -  в  академии  художеств.
Занимался Б. и религиозной живописью; в Казанском соборе имеются хорошие
образцы искусства Б. в  этом  роде:  "Благовещение"  (в  царских  дверях
главного иконостаса) "Константин и Елена",  "Великомученица  Екатерина",
"Антоний и Феодосий". По  технике  живописи  Б.  имеет  общее  со  своим
учителем Лампи и отчасти с Левицким -  это  необыкновенно  сохранившуюся
свежесть  красок,  в  чем  можно  убедиться,  сравнивая  его  картины  с
современною ему живописью, напр. Шебуева в Казанском соборе. Правда  что
некоторые его картины сильно растрепались, но многие сохранились вполне,
а  сохранность  собственно  колорита  замечается  почти  во   всех   его
произведениях. К  сожалению  ни  Лампи,  ни  Боровиковский  не  оставили
описания своих технических приемов живописи.  Боровиковский  был  левша.
т.е. писал левой рукою.  Число  произведений  Б.  должно  быть  довольно
значительно, но точных сведений о них не имеется.
   Ф. Петрушевский.
   Бородин  Александр  Порфирьевич  -   профессор   химии   и   академик
военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор; род. 31  окт.
1834 г.  в  Петербурге,  умер  в  феврале  1887  года;  из  рода  князей
Имеретинских. Мать Б., рожденная Антонова, была умная, энергичная,  хотя
и малообразованная женщина; она не чаяла души в своем сыне, которого,  в
виду  болезненной  хилости,  отличавшей   годы   раннего   детства   Б.,
воспитывали дома, под руководством опытных и сведущих преподавателей.  В

Страницы: «« « 383   384   385   386   387   388   389   390   391  392   393   394   395   396   397   398   399   400   401  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь