Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 » »» прекратил голод. За голодом и мором следовали разбои. Разбойничьи шайки составлялись главным образом из холопов, отпущенных господами во время голода, а также из холопов опальных бояр. Смелый атаман Хлопка Косолап явился под Москвой, но после упорного боя был разбит царскими войсками (в 1604 г.). В начале 1604 года стало в Москве достоверно известно, что в Литве появился человек, называющий себя царевичем Димитрием, а в октябре того же года Самозванец вступил в пределы Московского государства, находя себе повсюду приверженцев. Хотя 21 янв. 1605 г. Самозванец потерпел поражение при Добрыницах, однако снова собрал войско. Дело находилось в нерешительном положении, когда 13 апреля 1605 г. Борись скончался скоропостижно, приняв схиму. Москва присягнула сыну Бориса - Федору, которому отец постарался дать возможно лучшее воспитание, и которого все современные свидетельства осыпают большими похвалами. Но Федору Борисовичу после самого кратковременного царствования вместе с матерью пришлось погибнуть насильственной смертью. Царевна Ксения, отличавшаяся красотой, была пощажена для потехи самозванца, впоследствии она постриглась и умерла в 1622 году. Прах царя Бориса, удаленный при Самозванце из Архангельского собора, при Михаиле Федоровиче был перевезен в Троицко-Сергиевскую лавру, где покоится и ныне; там же покоится и прах семьи Бориса. Кроме общих источников Карамзина, Арцыбашева, Соловьева, Костомарова: "Русская история в жизнеописаниях" (т. 1), ср. БестужевРюмин, "Обзор событий от смерти царя Иоанна Вас. до избрания на престол Мих. Фед. Романова" ("Ж. М. Н. Пр." 1887, июль); Павлов, "Об историч. значении царствования Бориса Годунова" (2 изд. 1863); Белов, "О смерти царевича Димитрия" ("Ж. М. Н. Пр.", 1873, т. 168); Платонов, "Повести и сказания о смутном времени" (Спб., 1888 г.); Сергеевич, "Юридич. Древности" (I. Спб., 1890). А. Воронов. Боро-Будор или Боро-Бодо - пирамидальный, еще вполне хорошо сохранившийся буддийский храм на о-ве Яве, одна из наиболее замечательных и великолепных индусских построек, находится в резидентстве Каду, на правом берегу реки Прого, у впадения в нее Элло. На площадке, каждая сторона которой равна 153 мет., возвышается, одна над другой, пять 20-угольных террас, каждая из кот. окружена каменной стеной вышиною в 1,5 мет. Самая верхняя терраса, имеет стороны длиною в 123 мет. Все они снабжены посередине богато украшенными воротами, в которых высечено несколько ступеней, ведущих на следующую террасу. Последние снабжены тоже массой архитектурных украшений и почти сплошь покрыты рисунками, вырезанными на камне, между которыми, однако ж, нет ни одной надписи. На внутренней террасе расположены в три концентрических круга 72 дагопы, со столькими же изображениями Будды. Середину и вместе с тем верхушку всего здания образует дагоп в 6 мет. высотою с статуей бога (4 м.). Общая высота здания равна 37,18 мет.; постройка его кончена 1430 г.; материал из которого сделано как все здание, так и скульптурные работы - трахит. - Название может быть произведено или от Bara-Budha, т.е. по-санскритски великий Будда или от Boro-Bodo, старое Боро - название этой местности. - Срв. Crawfurd, "On the ruins of В. in Java", помещенное в "Transactions of the Literary Society of Bombey" (т. 2, Лондон, 1823), Raffles, "The history of Java" (т. 2, Лондон, 1830 г.); Mieling, "Prachtuitgave von Javasche Ondheden" (Гага, 1852); Leemans, "Boro-Boedore op het eiland Java" (Лейден, 1873). Боровиковский Владимир Лукич - художник исторической, церковной и портретной живописи, род. в 1758 г. в Миргороде, умер в 1826 г. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в Миргороде, где и занимался живописью; неизвестно, кто был его первым наставником в этом искусстве. В путешествии Императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в 1787 году, путь ее лежал чрез Миргород (Полтавской губ.), где предполагалось сделать остановку. Миргородское дворянство заказало по этому случаю молодому Б. несколько картин, которые и были развешены к комнатах дома, назначенного для приема государыни. В числе этих картин две обратили на себя особенное внимание императрицы: одна из них аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой Наказ греческим мудрецам, другая - Петра I, как пахаря и Екатерину II, как сеятельницу. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в академию художеств, где в то время славился нежностью кисти портретист Лампи. Боровиковский стал учиться у Лампи, пользовался также советами Д. Г. Левицкого, портретного художника весьма большого таланта. Через немного лет сам Б. приобрел большую известность своими портретами; в 1795 году он получил степень академика, а в 1802 году звание советника академии. Он написал множество портретов, из которых весьма замечателен портр. Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, воспроизведенный впоследствии в превосходной гравюре резцом Уткина; известны также его портреты Державина, митрополита Михаила, кн. Куракина, кн. ЛопухинаТрощинского и большой портрет во весь рост Феть-Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Этого портрета имеется два экземпляра: большой находится в картинной галерее Эрмитажа, другой, меньший, - в академии художеств. Занимался Б. и религиозной живописью; в Казанском соборе имеются хорошие образцы искусства Б. в этом роде: "Благовещение" (в царских дверях главного иконостаса) "Константин и Елена", "Великомученица Екатерина", "Антоний и Феодосий". По технике живописи Б. имеет общее со своим учителем Лампи и отчасти с Левицким - это необыкновенно сохранившуюся свежесть красок, в чем можно убедиться, сравнивая его картины с современною ему живописью, напр. Шебуева в Казанском соборе. Правда что некоторые его картины сильно растрепались, но многие сохранились вполне, а сохранность собственно колорита замечается почти во всех его произведениях. К сожалению ни Лампи, ни Боровиковский не оставили описания своих технических приемов живописи. Боровиковский был левша. т.е. писал левой рукою. Число произведений Б. должно быть довольно значительно, но точных сведений о них не имеется. Ф. Петрушевский. Бородин Александр Порфирьевич - профессор химии и академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор; род. 31 окт. 1834 г. в Петербурге, умер в феврале 1887 года; из рода князей Имеретинских. Мать Б., рожденная Антонова, была умная, энергичная, хотя и малообразованная женщина; она не чаяла души в своем сыне, которого, в виду болезненной хилости, отличавшей годы раннего детства Б., воспитывали дома, под руководством опытных и сведущих преподавателей. В Страницы: «« « 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |