Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 386   387   388   389   390   391   392   393   394  395   396   397   398   399   400   401   402   403   404  » »»

"оставшаяся  неоконченной,  по  смерти  автора,  опера   "Князь   Игорь"
закончена  Н.  А.  Римским-Корсаковым  и  А.   К.   Глазуновым.   Первым
наоркестрованы оставшиеся неинструментованными јј пролога, 1-го, 2-го  и
4-го действий, а также половецкий марш (ј18) из  3-го  действия;  вторым
докончены, по оставшимся материалам, и инструментованы остальные јј 3-го
действия и  увертюра.  В  начале  каждого  ј  партитуры  означено,  кому
принадлежит  инструментовка  или  окончание  его.  Первое  представление
"Князя Игоря" на сцене Мариинского театра состоялось 23-го октября  1890
г. под управлением капельмейстера К. А. Кучера. В первый же сезон, опера
Б. выдержала 13 представлений, и как на первом,  так  и  на  последующих
спектаклях имела большой успех. В области русской  музыки,  Б.  является
композитором с  редким  дарованием  к  национальному  колориту;  обладая
самобытным талантом, Б. не был чужд влиянию  некоторых  композиторов.  В
симфонической музыке наибольшее влияние оказали на Б. сочинения  Шумана,
которого, впрочем, не заметно в камерной  музыке.  В  опере  Б.  заметно
влияние Глинки (ему  он  посвятил  своего  "Игоря"),  отчасти  Серова  и
Мусоргского.  Как  колорист,   в   смысле   национального   элемента   в
симфонической музыке,  Б.  высказался  в  "Средней  Азии"  (восточный  и
русский элементы); те же два элемента широко  разработаны  в  его  опере
"Князь Игорь". Гармония Б. отличается большой своеобразностью, красотою,
хотя автор порою и страдает изысканностью.
   Большое внимание обращал Б. на ритмическую сторону, всегда интересную
и оживленную, а главное на мелодию, которая у него имеет ясные очертания
и несомненную красоту. Разумеется, во многих случаях достоинство мелодии
может быть отнесено не к изобретательности композитора, а к его  тонкому
вкусу, с которыми он выбирал для своей оперы народные мотивы, как на это
указывает его биограф В. В. Стасов. По своему музыкальному темпераменту,
Б. лирик и эпик: эти  черты  составляют  главные  элементы  его  оперной
музыки. В опере Б. не держался исключительного  направления  и,  вопреки
современным  взглядам  в  пользу  речитативно-ариозного  пения,  выказал
большую склонность к формам округленным. Кроме лирического  таланта,  Б.
выказал несомненное дарование и в области комической; к  сожалению,  оно
проявилось в ограниченных размерах, в лице  гудочников  в  опере  "Князь
Игорь". Б. похоронен  на  кладбище  Александро-Невской  лавры,  рядом  с
Мусоргским, и неподалеку от могил Серова, Даргомыжского и Лишина. Друзья
и  почитатели  Б.  воздвигли  на  его  могиле  прекрасный   памятник   в
древнерусском стиле, с бронзовым бюстом композитора. Ср. В. В.  Стасова:
"А. П. Бородин, его жизнь, переписка и музыкальные статьи, 1634  -  1887
г." (Спб., 1889 г., издание А. С. Суворина),  заключает  в  себе,  кроме
подробной биографии покойного и его обширной и полной интереса переписки
с друзьями (более 100 писем),  также  и  литературные  труды  покойного:
"Лист у себя дома в Веймаре" (из личных  воспоминаний  автора,  1883)  и
музыкальные  заметки  (фельетоны),  писанные  Б.  в  1868  и  1869  гг.,
помещенные, в виде отдельных приложений, в конце книги. Сочин.  Б.  были
неоднократно  исполняемы  заграницей:  во  Франции,  Бельгии,  Германии,
Голландии и в Соединенных Штатах Сев. Америки.
   Н. Соловьев.
   Бородино - село Московской губ., Можайского уезда, приобрело  громкую
известность вследствие сражения 26 авг. 1812  г.,  между  русскими,  под
начальством кн. Кутузова, и французами, под предводительством  Наполеона
I.  Сражение  это  принято  было  Кутузовым   не   в   силу   каких-либо
стратегических соображений, а вследствие общего  желания  русских  дать,
наконец, решительный отпор врагу, проникшему  уже  в  сердце  отечества.
Поседелый в боях Кутузов понимал, что невыгодно  давать  сражение,  пока
силы французов, уменьшаясь по  мере  их  наступления,  не  сравняются  с
русскими, отходившими к своей базе, ко внутренним губерниям - источникам
всех средств и подкреплений;  но,  в  виду  близости  Москвы  и  уступая
требованиям армии, общества и государя, решился принять бой. Позиция, им
избранная у села Б. тянулась между Москвою рекою и дер.  Утицею  (ок.  5
в.) и не представляла никаких особенных выгод в  тактическом  отношении;
местами ее усилили полевыми  укреплениями,  которые  однако,  вследствие
разных причин, не успели быть приведены в удовлетворительное состояние к
началу боя. Расположение армии на этой позиции тоже нельзя было  назвать
удачным и целесообразным. Численностью русские уступали французам: у них
было всего 103 т. регулярного войска с 640 орудиями, 7 т. казаков  и  10
т. ратников ополчения; между тем, как силы Наполеона доходили до 130 т.,
при 587 орудиях. Бородинское сражение, продолжавшееся около 12-ти  часов
сряду, отличалось необыкновенным ожесточением; с  обеих  сторон  оказаны
были чудеса храбрости и много высших начальников выбыло из строя, тем не
менее, битва эта решительных результатов  не  имела;  русские  оттеснены
были лишь на расстояние 1/2 - 1 версты от линии  своего  первоначального
расположения; но потери были громадны; всего убыло: русских - до  40  т.
убитыми и ранеными, французов - от 35 до 40 т.  Обе  стороны  отбили  по
несколько орудий; пленных почти не было. Наполеон в  этом  сражении  был
далеко  от  боевых  линий  и  не  выказал   свойственной   ему   кипучей
деятельности. Положение его вследствие Бородинского боя сделалось скорее
хуже, чем лучше; русских ему не удалось разбить, а продолжая наступление
на Москву, он еще более удалялся от  базы,  и  опасность  его  положения
увеличивалась. Русские же войска, хотя страшно пострадали, но, отступая,
приближались к источникам своего комплектования и продовольствия.
   Борромини (Франческо) - итальянский архитектор и  скульптор,  род.  в
1599, учился у Мадерна и Бернини и участвовал в их работах по  постройке
храма св. Петра  в  Риме.  Б.  пользовался  большой  известностью  среди
современников. Папа Урбан VIII поручил ему  много  больших  работ  и  Б.
построил церкви - dе la Sapienza, Пропаганды,  св.  Агнессы  на  площади
Навона (самая характерная его работа), палаццо Барберини, монастырь  св.
Филиппа Нерийского и мн. др. Мучимый завистью к  славе  Бернини,  Б.,  в
припадке ипохондрии, лишил себя  жизни  (1667).  Стиль  его,  получивший
название  борроминеско,  характеризует  глубокий   упадок   итальянского
Ренессанса XVII в. и отличается пристрастием к кривым и ломанным линиям.
диспропорцией частей и  необыкновенной  вычурностью  орнаментировки.  Из
соч. его можно отметить: "Opus architectonicum"  (латин.  и  итальянский
текст, Рим, 1720 - 25).
   Бортнянский (Дмитрий  Степанович)  -  знаменитый  русский  композитор
церковной  музыки,  с  деятельностью  которого  тесно   связаны   судьбы
православного  духовного  пения  первой  четверти   этого   столетия   и
придворной певческой капеллы. Б. родился в 1751 году в  городе  Глухове,
Черниговской губернии. В царствование императрицы Елисаветы Петровны  он
поступил малолетним певчим в придворный хор.  Императрица  Екатерина  II
обратила внимание на дарование молодого Б., занимавшегося  у  известного

Страницы: «« « 386   387   388   389   390   391   392   393   394  395   396   397   398   399   400   401   402   403   404  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь