Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 » »» "оставшаяся неоконченной, по смерти автора, опера "Князь Игорь" закончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым. Первым наоркестрованы оставшиеся неинструментованными јј пролога, 1-го, 2-го и 4-го действий, а также половецкий марш (ј18) из 3-го действия; вторым докончены, по оставшимся материалам, и инструментованы остальные јј 3-го действия и увертюра. В начале каждого ј партитуры означено, кому принадлежит инструментовка или окончание его. Первое представление "Князя Игоря" на сцене Мариинского театра состоялось 23-го октября 1890 г. под управлением капельмейстера К. А. Кучера. В первый же сезон, опера Б. выдержала 13 представлений, и как на первом, так и на последующих спектаклях имела большой успех. В области русской музыки, Б. является композитором с редким дарованием к национальному колориту; обладая самобытным талантом, Б. не был чужд влиянию некоторых композиторов. В симфонической музыке наибольшее влияние оказали на Б. сочинения Шумана, которого, впрочем, не заметно в камерной музыке. В опере Б. заметно влияние Глинки (ему он посвятил своего "Игоря"), отчасти Серова и Мусоргского. Как колорист, в смысле национального элемента в симфонической музыке, Б. высказался в "Средней Азии" (восточный и русский элементы); те же два элемента широко разработаны в его опере "Князь Игорь". Гармония Б. отличается большой своеобразностью, красотою, хотя автор порою и страдает изысканностью. Большое внимание обращал Б. на ритмическую сторону, всегда интересную и оживленную, а главное на мелодию, которая у него имеет ясные очертания и несомненную красоту. Разумеется, во многих случаях достоинство мелодии может быть отнесено не к изобретательности композитора, а к его тонкому вкусу, с которыми он выбирал для своей оперы народные мотивы, как на это указывает его биограф В. В. Стасов. По своему музыкальному темпераменту, Б. лирик и эпик: эти черты составляют главные элементы его оперной музыки. В опере Б. не держался исключительного направления и, вопреки современным взглядам в пользу речитативно-ариозного пения, выказал большую склонность к формам округленным. Кроме лирического таланта, Б. выказал несомненное дарование и в области комической; к сожалению, оно проявилось в ограниченных размерах, в лице гудочников в опере "Князь Игорь". Б. похоронен на кладбище Александро-Невской лавры, рядом с Мусоргским, и неподалеку от могил Серова, Даргомыжского и Лишина. Друзья и почитатели Б. воздвигли на его могиле прекрасный памятник в древнерусском стиле, с бронзовым бюстом композитора. Ср. В. В. Стасова: "А. П. Бородин, его жизнь, переписка и музыкальные статьи, 1634 - 1887 г." (Спб., 1889 г., издание А. С. Суворина), заключает в себе, кроме подробной биографии покойного и его обширной и полной интереса переписки с друзьями (более 100 писем), также и литературные труды покойного: "Лист у себя дома в Веймаре" (из личных воспоминаний автора, 1883) и музыкальные заметки (фельетоны), писанные Б. в 1868 и 1869 гг., помещенные, в виде отдельных приложений, в конце книги. Сочин. Б. были неоднократно исполняемы заграницей: во Франции, Бельгии, Германии, Голландии и в Соединенных Штатах Сев. Америки. Н. Соловьев. Бородино - село Московской губ., Можайского уезда, приобрело громкую известность вследствие сражения 26 авг. 1812 г., между русскими, под начальством кн. Кутузова, и французами, под предводительством Наполеона I. Сражение это принято было Кутузовым не в силу каких-либо стратегических соображений, а вследствие общего желания русских дать, наконец, решительный отпор врагу, проникшему уже в сердце отечества. Поседелый в боях Кутузов понимал, что невыгодно давать сражение, пока силы французов, уменьшаясь по мере их наступления, не сравняются с русскими, отходившими к своей базе, ко внутренним губерниям - источникам всех средств и подкреплений; но, в виду близости Москвы и уступая требованиям армии, общества и государя, решился принять бой. Позиция, им избранная у села Б. тянулась между Москвою рекою и дер. Утицею (ок. 5 в.) и не представляла никаких особенных выгод в тактическом отношении; местами ее усилили полевыми укреплениями, которые однако, вследствие разных причин, не успели быть приведены в удовлетворительное состояние к началу боя. Расположение армии на этой позиции тоже нельзя было назвать удачным и целесообразным. Численностью русские уступали французам: у них было всего 103 т. регулярного войска с 640 орудиями, 7 т. казаков и 10 т. ратников ополчения; между тем, как силы Наполеона доходили до 130 т., при 587 орудиях. Бородинское сражение, продолжавшееся около 12-ти часов сряду, отличалось необыкновенным ожесточением; с обеих сторон оказаны были чудеса храбрости и много высших начальников выбыло из строя, тем не менее, битва эта решительных результатов не имела; русские оттеснены были лишь на расстояние 1/2 - 1 версты от линии своего первоначального расположения; но потери были громадны; всего убыло: русских - до 40 т. убитыми и ранеными, французов - от 35 до 40 т. Обе стороны отбили по несколько орудий; пленных почти не было. Наполеон в этом сражении был далеко от боевых линий и не выказал свойственной ему кипучей деятельности. Положение его вследствие Бородинского боя сделалось скорее хуже, чем лучше; русских ему не удалось разбить, а продолжая наступление на Москву, он еще более удалялся от базы, и опасность его положения увеличивалась. Русские же войска, хотя страшно пострадали, но, отступая, приближались к источникам своего комплектования и продовольствия. Борромини (Франческо) - итальянский архитектор и скульптор, род. в 1599, учился у Мадерна и Бернини и участвовал в их работах по постройке храма св. Петра в Риме. Б. пользовался большой известностью среди современников. Папа Урбан VIII поручил ему много больших работ и Б. построил церкви - dе la Sapienza, Пропаганды, св. Агнессы на площади Навона (самая характерная его работа), палаццо Барберини, монастырь св. Филиппа Нерийского и мн. др. Мучимый завистью к славе Бернини, Б., в припадке ипохондрии, лишил себя жизни (1667). Стиль его, получивший название борроминеско, характеризует глубокий упадок итальянского Ренессанса XVII в. и отличается пристрастием к кривым и ломанным линиям. диспропорцией частей и необыкновенной вычурностью орнаментировки. Из соч. его можно отметить: "Opus architectonicum" (латин. и итальянский текст, Рим, 1720 - 25). Бортнянский (Дмитрий Степанович) - знаменитый русский композитор церковной музыки, с деятельностью которого тесно связаны судьбы православного духовного пения первой четверти этого столетия и придворной певческой капеллы. Б. родился в 1751 году в городе Глухове, Черниговской губернии. В царствование императрицы Елисаветы Петровны он поступил малолетним певчим в придворный хор. Императрица Екатерина II обратила внимание на дарование молодого Б., занимавшегося у известного Страницы: «« « 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |