Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 396   397   398   399   400   401   402   403   404  405   406   407   408   409   410   411   412   413   414  » »»

внутри рассеяны многие небольшие острова, мели, скалы, рифы и шкеры, так
что судоходство по нему, особенно при входе в Балтийское  море,  требует
большой осторожности и очень  опытных  лоцманов,  Кваркенским  проливом,
самою узкой частью Б. зал. (75 км.),  соединяется  северная,  меньшая  и
более узкая часть залива с южною, более широкою его частью.  Вход  в  Б.
залив из Балтийского моря между Швецией и Аландскими  о-вами  называется
Аландсгаф или Эрегрундзунд, а между Финляндией и Аландскими о-вами Эстер
(восточный) Ш„н (Sjon). Многие реки, изливающиеся в Б. залив,  до  такой
степени уменьшают солоноватость его воды,  что  нередко  зимою  по  льду
возможен проезд из Финляндии в  Швецию.  В  течение  последних  столетий
заметно поднятие берегов как  со  стороны  Швеции,  так  и  Финляндии  и
вследствие этого уменьшение водной площади Балтийского моря.
   Боттичелли или Ботичелли (Sandro Botticelli),  собственно  Алессандро
Филипепи, живописец Тосканской школы, род. в 1447,  умер  17  мая  1515.
Сначала его отдали в ученье к некоему Боттичелли, отличному золотых  дел
мастеру; от него он и получил свою фамилию. Но скоро обнаружилось в  нем
неодолимое влечение к живописи, и он стал учиться ей  у  монаха  Филиппо
Липпи. У него перенял  Б.  ту  страстность  в  изображении  трогательных
мотивов, которою отличаются исторические картины Липпи. Оригинальная  же
черта собственного таланта его состоит в наклонности к  фантастическому.
Он один из первых  внес  в  искусство  своего  времени  античный  миф  и
аллегорию и с особенной любовью работал  над  мифологическими  сюжетами.
Особенно эффектна его Венера, которая нагая плывет по морю  в  раковине;
боги ветров осыпают ее дождем роз  и  гонят  к  берегу  (во  Флоренции).
Лучшим творением  Боттичелли  считают  начатую  им  в  1474  г.  стенную
живопись  в  Сикстинской  капелле  Ватикана.  Боттичелли,  говорят,  был
приверженцем Савонаролы и усердно изучал Данта;  плодом  этого  изучения
явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во  Флоренции  в
1481 г. изданию Дантова "Ада" (издание Магны).
   Боэтий (Аниций Манлий  Торкват  Северин)  -  римский  государственный
человек и философ, род. около 470 - 75 по P. X. в  Риме,  где  семейство
Анициев пользовалось большим уважением; учился  в  Афинах,  рано  достиг
высших государственных должностей, был в 508 или 510 консулом и приобрел
полное доверие остготского короля Теодориха. Но за защиту обвиненного  в
государственной  измене  сенатора  Альбина  навлек  на  себя  подозрение
короля, был им приговорен к смерти, ввергнут в темницу в Павии и  казнен
вместе с своим тестем сенатором  Симмахом  (525)  -  Один  из  последних
неоплатоников,  Б.  своими  переводами,   переделками   и   толкованиями
логических  сочинений  Аристотеля  оказал  громадное  влияние   на   все
умственное развитие средних веков и  более  чем  кто-либо  способствовал
знакомству с греческой философией, пока на  смену  не  явились  мавры  и
евреи, познакомившие Европу с другими сочинениями великого философа. Его
учебники  по   логике("De   syllogismo   categorico",   "De   syllogismo
hypothetico", "De  definitione",  "De  diiferentiis  topicis")  легли  в
основу преподавания этого предмета в средневековых школах, так что Б. по
справедливости может быть назван отцом средневековой философии  или  так
называемой схоластики.  Он  перевел  и  переделал  также  математические
сочинения Никомаха, Архимеда, Эвклида и Птоломея и написал пять  книг  о
музыке ("De musica"). Но ни одно из его  произведений  не  имело  такого
благодетельного влияния на средневековое человечество, как  сочинение  о
"Философском утешении" ("De consolatione philosophiae"), написанное им в
темнице перед казнью. Эта книга в течение многих столетий была лучшим  и
любимейшим чтением после Библии.  Она  написана  в  виде  диалога  между
заключенным в темнице Б. и философией, частью  стихами,  частью  чистой,
благородной прозой, и по своему содержанию довольно  тесно  примыкает  к
античным образцам. В ней нет и следов христианского элемента и речь идет
только о том утешении, какое может доставить человеку научная философия,
независимо от религии. Говоря  о  переменчивости  земного  счастья  и  о
единственном   вечном   и   прочном   благе,    доставляемом    человеку
добродетельной жизнью, он высказывает мысль,  что  злой  человек  всегда
несчастлив, что зло само по себе уже есть  наказание,  а  добродетель  -
благо,  и  старается  доказать,  что  счастье  и   награда   добродетели
заключаются в ней самой. Все эти мысли изложены просто,  задушевно,  без
всякой искусственности и риторических прикрас,  и  потому  понятно.  как
успокоительно они должны были действовать на лучшие и благороднейшие умы
в  мрачный  период  средних  веков.  То  обстоятельство,  что  в   своем
"утешении" Б. не приводит ни одной мысли из Библии, не ставит  в  пример
истинной  твердости  ни  Иисуса  Христа,  ни  кого  бы  то  ни  было  из
христианских  мучеников,  заставило  многих  сомневаться  в   том,   что
приписываемые  Б.  христианскотеологические  сочинения   (напечатаны   в
издании "Consolatio" Пейнера, Лейпц., 1871)  действительно  принадлежали
ему  (см.  в  особенности  Нич,  "Das  System  des  В.   und   die   ihm
zugeschriebenen  theologischen  Schriften"),  хотя   найденные   недавно
отрывки  из   Кассиодора   подтвердили   их   подлинность.   "Consolatio
philosophiae" перепечатывалась много раз. Кроме самого древнего  издания
(Нюренб., 1473), существуют издания  Bepтиyca  (Лейд.,  1622),  Пультуса
(Падуя, 1721и 1744), Гельфрехта (Гоф., 1797), Фрейтага  (Рига,  1794,  с
примечаниями и немецким переводом), Оббариуса (Иена, 1845) и  упомянутое
уже  издание  Пейпера  (1871).  Кроме  того,  имеются   англо-саксонский
перевод, приписываемый Альфреду В. (лучшее изд.  Фома,  Лонд.,  1864)  и
перевод на древ. верхненемецк. наречие  начала  XI  ст.  (изд.  Граффом,
Берл., 1833 и Гаттемером в  "Denkmаler  des  Mittelalters",  т.  3).  Из
новейших немецк. переводов  надо  упомянуть,  кроме  Фрейтага,  переводы
Вортберга(Грейфсв., 1826) и Вейнгэртнера  (Лейпц.,  1827),  русск.  пер.
иеромон.  Феофилакта:  "Утешение  философское"(Спб.,   1794).   Собрания
сочинений Боэтия появились в Венеции 1491 - 92, 2 т.; Базеле 1546 -  47,
1570; наконец, в "Patrologia" Минье, т.  63  -  64  (Париж,  1847).  См.
Bergstedt; "De vita et scriptis Boethii"(Упсала 1842); Sutterer, "B. der
lezte Romer" (Эйхштедт 1862); Baur, "В. u. Dante"(Лейпц. 1873);  Usener,
"Anecdoton Holderi"(там же 1877).
   Бояре. - Уже в  древнейших  памятниках  нашей  истории  мы  встречаем
свидетельство о  существовании  особого  правительственного  класса  или
круга людей, которые  были  ближайшими  правительственными  сотрудниками
князя. Эти люди наз. боярами, а иногда дружиной князя и  составляли  его
обычный совет,  с  которым  он  думает  об  устроении  земли.  Вместе  с
княжескою  властью,  имеющею  государственный   характер,   является   и
специальный военный класс - княжеская дружина, княжеские мужи.  Это  был
класс населения более близкий  к  князю,  что  доказывается  и  большею,
положенною в Русской Правде за  убийство  княжа-мужа,  т.е.  дружинника,
вирою. Такое положение дружинника было  и  источником  его  богатства  и

Страницы: «« « 396   397   398   399   400   401   402   403   404  405   406   407   408   409   410   411   412   413   414  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь