Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 399   400   401   402   403   404   405   406   407  408   409   410   411   412   413   414   415   416   417  » »»

постоянным советом князя по делам военного  и  земского  управления.  Со
времени принятия христианства  подле  князя  являются  новые  советники,
епископы.  Рядом  с  боярами  и  епископами  в  составе  думы  Владимира
замечается еще  третий  элемент.  Он  появляется  в  рассказе  начальной
летописи раньше принятия христианства  князем.  Когда  возникал  вопрос,
выходивший из ряда обычных дел княжеского управления, советниками  князя
вместе с боярами являлись еще старцы градские. Так, в  987  г,  Владимир
созвал "бояры своя и старцы градские",  чтобы  посоветоваться  о  мерах,
которые  предлагали  ему  разные  иноземные  миссионеры.  До   Владимира
летопись не говорит и о совете бояр, как о постоянном  правительственном
учреждении,  каким  она  изображает  совещания  этого  князя  со   своей
дружиной. Однако, в этой же летописи остались следы, указывающие на  то,
что совет бояр был таким учреждением и до Владимира: начальная  летопись
не помнила отчетливо событий  того  далекого  времени.  Другое  значение
имеет ее молчание об  участи  городских  старцев  в  совете  бояр  после
Владимира, во времена к ней близкие и ей хорошо известные:  это  значит,
что тогда старцев уже не призывали в думу киевского князя, или  иначе  -
присутствие старцев  в  боярской  думе  не  началось,  а  кончилось  при
Владимире.
   Состав думы был очень  определенный;  именно,  первоначальный  состав
думы (X в.) двойственный. В нее входят: бояре -  высшие  служилые  люди.
Всякий боярин был непременным членом думы, и именно в этом состояло  его
боярское отличие; летопись, рассказывая о потерях, понесенных русскими в
войне  Половецкой,   восклицает:   "где   бояре   думающие?   где   мужи
храборствующие?". Князь не мог, в замен бояр, пригласить других лиц - не
бояр. Старцы или старейшины составляют вторую половину древнейшей думы -
это земские бояре; по поводу вопроса  о  принятии  новой  веры  Владимир
"созва бояры своя и старцы градские... И решили бояре  и  старцы:  веси,
княже, яко  своего  никто  же  не  хулит,  но  хвалит...".  Кроме  этого
постоянного состава думы, в ней участвовали (не всегда) высшие  духовные
сановники: епископы и игумены (главнейших монастырей): епископы советуют
Владимиру Св. казнить разбойников; они же вместе с  боярами  дают  потом
противоположный совет. Особенно важное значение в совете киевского князя
занимал митрополит (по тому влиянию, какое  он  мог  проявить  на  други
русские земли). При общем решении какого либо вопроса князьями двух  или
нескольких земель, происходили соединенные заседания  и  советов  их.  С
высшим земским советом нельзя смешивать фактов совещаний князя временных
и случайных, напр. военных советов во время похода, не только со  своими
военачальниками, но с союзниками и даже варварами. Число  имеющих  право
участвовать в думе равняется числу бояр известной  земли;.  обыкновенный
же состав думы равняется числу бояр, находящихся в данную минуту в месте
совещания и нарочно вызванных из пригородов. При издании законов Русской
Правды Ярославичами участвовали 5 советников (см. ак. сп.  Р.  Пр.,  ст.
18); при дополнении ее Владимиром Мономахом - 6 (см. Р. Пр. Кар. 66).  С
течением  времени  во  многих  землях  число  думцев  возрастало  (в  В.
Новгороде дошло до 300 - приблизительно).
   Из  поучения  Мономаха  видно,  что  заседание   совета   происходило
постоянно (каждодневно).  Но  обыкновенно  решения  высших  земских  дел
совершались не каждодневно, а по  мере  возникновения  их.  Обыкновенные
заседания происходили  во  дворце  князя.  Дума  составляет  необходимый
составной элемент власти в каждой земле. Боярская дума  была  не  личным
советом князя, который мог обратиться к нему или  нет  по  произволу,  -
напротив, факты  указывают  на  обязательность  для  князя  совещаний  с
боярами, - обязательность, утвердившуюся обычаем (который тогда  заменял
закон). Тесная связь боярской думы с князем сохранилась лишь до тех пор,
пока дума  состояла  главным  образом  из  дружинников  (дворян)  князя,
переезжавших с ним из одной земли в другую. С усилением в думе  земского
элемента, совет бояр получает все большую самостоятельность и становится
ближе к вечу, чем к князю.
   Права думы уясняются фактами участия думы в  решении  государственных
дел. А именно: дума участвует в решении  религиозных  вопросов  (ею  при
Владимире решено введение  человеческих  жертв,  вопрос  о  посылки  для
исследования   веры,   вопрос   о   принятии   христианства   греческого
исповедания). Она участвует в решении законодательных вопросов; Владимир
рассуждал с дружиною о "строе и уставе земленем"; восстановление  вир  и
отмена казни при Владимире совершены по совету бояр.  Дума  участвует  в
решении  вопросов   внутреннего   государственного   устройства,   бояре
участвуют в решении вопросов  о  распределении  столов  между  князьями.
Боярской думе принадлежит (вместе с  вечем)  право  приглашать  князя  и
рядиться с ним.  Дума  по  преимуществу  участвует  в  решении  вопросов
внешней политики, войны и мира: договоры заключаются от  имени  князя  и
его "светлых бояр". Думе (иногда вместе с вечем) предоставляется  высший
суд над князьями и членами их семейств, образцом чего может служить  суд
над Рогнедою, женою Владимира Св. за покушение на убийство мужа.
   Под влиянием перемен, испытанных обоими господствующими классами в XI
и XII вв. (старейшинами и княжими мужами-боярами) отношения  между  ними
облеклись  в  своеобразные  политические  формы,   которые   существенно
изменили состав правительственной думы при князе и самое ее значение.  В
Киеве, стольном городе великого князя, и в областных городах, где сидели
его младшие родичи, при преемниках Ярослава,  как  и  при  его  предках,
князь с советом своих бояр стоял во главе  управления.  Но  прежде  этот
совет был единственным высшим правительственным учреждением;  теперь  он
должен был считаться с вечем,  сходкой  стольного  города,  деятельность
которой до XI в. не оставила  заметных  следов  в  уцелевших  памятниках
нашей истории.
   Дума  и  вече  представляли  собою  не  параллельные  государственные
институты и не разные правительственные инстанции,  а  два  общественных
класса, две различные политические силы, друг  с  другом  соперничавшие.
Эти учреждения различались между  собою  не  столько  правительственными
функциями, сколько социально-политическими интересами.  Отношения  между
обоими классами, интересы которых находили себе выражение в  думе  и  на
вече, в ХII в. основывались на  взаимном  соглашении,  на  договоре  или
"ряде". Князь, садясь  на  какой-либо  стол,  должен  был  прежде  всего
"утверждаться с людьми" обоюдным крестоцелованием. По понятиям веча, все
отношения князя должны были держаться на крестном целовании, на договоре
с политическими силами времени, среди которых он вращался. К числу  этих
сил принадлежали и старшие стольные города: князь должен был "взять ряд"
с горожанами, чтобы укрепить свой стол  за  собою.  Необходимость  этого
вытекала из положения, какое занимали тогда обе стороны, старшие  города
и князья со своими  дружинами.  Первый  опыт  политического  объединения

Страницы: «« « 399   400   401   402   403   404   405   406   407  408   409   410   411   412   413   414   415   416   417  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь