Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 398   399   400   401   402   403   404   405   406  407   408   409   410   411   412   413   414   415   416  » »»

и рабовладельцем. Холоп назывался боярским, село боярским селом,  работа
на пашне землевладельца боярским делом, боярщиной, независимо  от  того,
носил ли землевладелец при дворе звание боярина или нет.
   Высший  правительственный  класс  в   княжестве   удельного   времени
обозначается в княжеских грамотах XIV и XV в. Названием бояр введенных и
путных  или  путников.  Бояре  введенные  были  управителями   отдельных
ведомств дворцовой администрации или  дворцового  хозяйства,  дворецкий,
казначей, сокольничий, стольник, чашник и  пр.  Путными  назывались  все
дворцовые чиновники, высшие и низшие,  получавшие  за  службу  дворцовые
земли и доходы в путь или в кормление. Боярин  введенный  был  вместе  и
путным, потому что обыкновенно  пользовался  таким  жалованьем;  но  как
большой боярин, он возвышался над простыми путниками,  которые  не  были
главными управителями отдельных ведомств  дворцового  хозяйства.  Князь,
назначая бояр  главными  распорядителями  своего  дворцового  хозяйства,
поручая им своих домовых слуг в свои домашние дела, как бы  вводил  этих
бояр в свой дворец, так что они считались как бы живущими во  дворце.  В
таких случаях звание: "введенный  боярин"  соответствовало  по  значению
позднейшему званию бояр комнатных или ближних.
   Итак  из  двух  элементов  -  дружинного   (служилого)   и   земского
составляется (с XI в.) один боярский класс, когда дружинники,  осевшись,
сделались местными землевладельцами,  а  земские  бояре  чрез  дворцовые
службы  перешли  в  класс  княжих   мужей.   Княжие   дворы,   продолжая
существовать,   приготовляли   новые   служилые   элементы,   постепенно
вливавшиеся  опять  в  земское  боярство.  Слово:  "дворяне"  (в   замен
"дружина" или "грид") появляется уже в XII в.: "Горожане же  Боголюбстии
и  дворяне  разграбили  дом  княж"  (Ипат.  лет.  1175).  Но  у  нас  не
установилось немецкого различия  Dienst-Adel  и  просто  Adel.  Боярство
древней  Руси  не  имело  ни  сословной  корпоративности,  ни  сословных
привилегий. Образованию корпоративности мешал земский  характер  древних
русских государств. Каждая община (город, волость  и  даже  село)  имели
своих бояр (равно как средних и меньших людей). Главным образом  земское
распределение классов препятствовало образованию корпоративности.  Этому
не противоречило то, что боярами собственно  (т.е.  такими,  достоинство
которых было признаваемо в целом тогдашнем  государстве  -  земле)  были
лишь  бояре  старшего  города.  Сословное  значение  бояр   определяется
значением общины; все же население старшей  общины  признается  боярским
(высшим) в отношении к населению младших  городов,  хотя  эти  последние
имеют своих бояр. Образованию сословной  корпоративности  препятствовали
также  и  способы  вступления  в  класс  бояр,  практиковавшиеся  тогда.
Боярином становился тот, кто занимал высшее место на  службе  (княжеской
или земской) и приобретал более  или  менее  богатое  имущество.  Личные
качества (при возвышении в обществе) преобладали  в  древних  славянских
обществах над рождением и наследственностью. Рождение влияло на усвоение
боярства лишь  фактически,  т.е.  сыну  боярина  было  легче  достигнуть
боярства. От этого фамильных прозваний древняя Русь не  знала;  летопись
сообщает нам лишь имена, иногда отчества бояр.
   При отсутствии корпоративности, класс бояр не мог пользоваться какими
либо привилегиями (исключительными правами). В сфере личных  прав,  хотя
огнищане (или княжие мужи) ограждаются двойною вирою при убийстве  (Рус.
Пр. Ак. 18, 21, Кар. 1 и  3)  и  двойною  продажею  "за  муку",  но  это
относятся только к княжим мужам и объясняется их личными  отношениями  к
князю, причем князь взыскивает, под  общим  названием  виры,  не  только
уголовный штраф, но и частное вознаграждение. В сфере прав имущественных
памятники  приписывают  боярам   право   владения   селами   (земельными
имуществами), как бы принадлежащее им по преимуществу. Во всяком  случай
фактически землевладение принадлежало боярам  более,  чем  лицам  прочих
классов.  В  сфере  прав  наследования  боярам  приписывают   привилегии
передавать наследство дочерям, при  неимении  сыновей;  но  такое  право
простирается не только на бояр, но и на всех  свободных  "людей",  кроме
смердов.
   При Петре В. начинается образование  из  прежних  служилых  и  тяглых
классов  нескольких   сословий   или   состояний.   При   первоначальном
образовании  дворянского  сословия  Петром,  оно  получило  наименование
царедворцев, потом шляхетства, по примеру Польши  и  Литвы.  Наименовать
его дворянством  в  то  время  нельзя  было  потому,  что  в  Московском
государстве дворянами именовался  низший  чин  служилых  людей  и  такое
название для боярина было оскорблением.  Прежние  московские  чины  были
отменены Петром указами 1695 - 1703  г.,  но  имевшие  донашивали  их  в
первой четверти XVIII в. Положительной мерой к  образованию  шляхетства,
заменившего боярство,  нужно  считать  указ  о  единонаследии  1714  г.,
которым поместья  присвоены  шляхетству  на  праве  собственности,  т.е.
положено  основание  1-ой  и  важнейшей  привилегии  дворян  -   владеть
населенными имуществами не зависимо от службы. Вторым актом  образования
дворянского  сословия  был  манифест  Петра  III  18   февр.   1762   об
освобождении дворян от обязательной службы,  после  чего  все,  чем  они
вознаграждались за службу, обратилось  в  их  привилегии.  Окончательная
организация сословий дана жалованною  грамотою  Екатерины  II  1785  г.,
содержание которой основано на петициях самих дворян, заявленных ими при
воцарении имп. Анны  и  в  законодательных  комиссиях  Елисаветинской  и
Екатерининской.

   Ср. Ал. И. Маркевич, "История Местничества в Московском государстве в
XV - XVIIвв." (Одесса, 1888);  В.  Ключевский,  "Боярская  дума  древней
Руси" (Москва, 1888).
   Д. Б.
   Боярская дума. -  Наименование:  "боярская  дума"  не  встречается  в
древних  памятниках  и  образовано  искусственно  на  основании  сходных
терминов ("бояре думающие"). Боярскою думою назывался  постоянный  совет
лучших людей (бояр) каждой земли,  решавший  (вместе  с  князем)  высшие
земские вопросы. Такой совет мог быть  только  в  одном  старшем  городе
земли. Советы старейших были и в  пригородах,  во  они  пользовалась  не
политическою, но лишь судебною и административною властью.  Совокупность
лиц, составлявших совет, называется нередко  в  летописях  дружиною  (по
отношению  к  князю).  При  киевском  князе  в  конце  Х  в.   встречаем
правительственный  класс  или  круг  людей,  которые  служат  ближайшими
правительственными сотрудниками князя. Эти  люди  наз.  то  боярами,  то
дружиной князя и составляют его обычный совет, с  которым  он  думает  о
разных делах, об устроении земли. Владимир Мономах поучает детей  каждый
день ходить утром в церковь, затем "седше думати с  дружиною,  или  люди
оправливати" (судить). Эта боярская или  дружинная  дума  была  обычным,

Страницы: «« « 398   399   400   401   402   403   404   405   406  407   408   409   410   411   412   413   414   415   416  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь