Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 408   409   410   411   412   413   414   415   416  417   418   419   420   421   422   423   424   425   426  » »»

связана история Б. музея,  -  имя  Ганса  Слона:  в  1702  году  богатый
лондонский  судохозяин  Куртон  завещал   свои   драгоценные   коллекции
(минералогическую, ботаническую, картинную,  гравюрную  и  скульптурную)
Слону, лейб-медику короля и второму  (после  Ньютона)  президенту  Royal
Society, который  и  сам  был  обладателем  богатого  музея.  Последний,
соединив все эти коллекции со своим музеем, поместил их в  принадлежащем
ему замке Чельси. В завещании своем (умер  в  1753  г.)  он  укрепил  за
своими согражданами право вечного пользования его замком и  музеем,  под
условием уплаты наследникам его 20000 ф. ст.  Как  раз  в  то  же  время
герцогиня  Портлендская,  последняя  владетельница   рукописей   Роберта
Гарлея, предложила парламенту купить их за 10000 ф. ст. Парламент  актом
1753 г. постановил приобрести музей Слона, рукописи Гарлея  и,  соединив
их с упомянутой уже библиотекой Коттона в  одно  целое,  открыть  к  ним
доступ публике. Этим положено было основание Б.  музею.  За  недостатком
средств оказалось необходимым  прибегнуть  к  лотерее,  которая  и  дала
100000  ф.  ст.  Помещение  в  замке  Чельси  оказалось   недостаточным,
вследствие чего  и  приобретено  было  в  Great-Russel-Streat  громадное
здание Montagu-House, окруженное парком в 7 акров (покупка стоила  10000
ф.  ст.,  переделка  12000  ф.  ст.).  В  1759  г.  музей  был   открыт.
Парламентским актом 1853 г., положившим основание музею,  управление  им
поручалось 41 попечителю; 6 из  них  должны  были  быть  представителями
семейств Коттона, Слона и Гарлея (family-trustees), 20 должны были  быть
замещены известными должностными лицами (к ним принадлежали  архиепископ
кентерберрийский, лорд-канцлер, спикер палаты  общин  и  другие);эти  26
человек избирали затем 15 остальных членов из известных  ученых  и  лиц,
содействие которых так или иначе могло быть полезным для музея. Директор
учреждения назначался правительством и  назывался  principal  librarian,
так как библиотека (library) была важнейшею частью учреждения  с  самого
его основания; у него были три помощника (keepers): для  печатных  книг,
для рукописей и для естественно-исторических коллекций, к которым  позже
присоединены были древности. По уставу 1759 г.  музей  должен  был  быть
открыт для публики ежедневно, за исключением субботы и  воскресенья;  но
публичным, в обширном смысле этого слова, он сделался  только  в  начале
следующего столетия, так как до этого  времени  для  получения  входного
билета приходилось очень долго ждать очереди. Бюджет музея был в  первое
время  очень  не  велик;  чиновники  получали  ничтожное  содержание   и
относились к делу очень небрежно; коллекции не умножались и находились в
беспорядке. Только в начале текущего столетия, по вступлении в должность
4-го директора музея, сэра Иосифа Планта  (1799  -  1827),  музей  начал
быстро  развиваться.  4  отделения  его   (печатные   книги,   рукописи,
древности, естественно-исторические коллекции) были приведены в  порядок
и открыты 3 раза в неделю в течение 40 недель в году. Интерес публики  к
учреждению быстро возрастал: так, в 1807 г. выставки  музея  осматривали
13000 чел., в 1827 г. - 80000; читателей было в 1800 г. - 200, в 1825 г.
- 22000. В 1812 г. парламент вотировал  добавочный  кредит  по  1000  ф.
стерл. на 4 года для пополнения важнейших пробелов. Кредит этот сделался
вскоре постоянным и стал в то же время  быстро  увеличиваться.  Еще  при
жизни Планта решена была  перестройка  MontaguHouse,  которая  закончена
была только в 1852 г., и производилась по планам  архитекторов,  братьев
Роберта и Сиднея Смирке. В это то время  воздвигнут  был  и  знаменитый,
лучший в мире читальный зал Б. музея: круглая, с куполом, зала (43 метра
в диаметре и 32 метра вышиной), в которой легко могут работать 300 чел.;
места  для  читателей  расходятся  радиусами,  в  центре   же   устроено
возвышение для дежурных чиновников. Постройка зала стоила  более  150000
ф. стерл. (подробности о нем см. в книге  Собольщикова:  "Обзор  больших
библиотек Европы" (Спб., 1859 г.). Быстрым последующим  развитием  своим
музей обязан исключительно двум  непосредственным  преемникам  Планта  -
Henry Эллису (до 1856) и Антонио Паницци (до 1866 г.), в особенности  же
последнему, который поставил себе целью жизни поставить  Б.  музей  выше
парижской Национальной библиотеки (его доклады попечителям  представляют
замечательные проекты  систематизации  покупок  книг  и  ряд  остроумных
соображений по вопросу о составлении каталогов печатных книг).  Особенно
важны  были  для  развития  музея  ревизии,  которые   парламент   через
нескольких своих членов производил почти каждые десять  лет.  Результаты
парламентских ревизий (1835, 49, 50, 60, 75 и т.д.) изложены в громадных
томах, составляющих часть Parliamentary Papers; каждая из них влекла  за
собой  какую  либо  реформу  в  организации  управления  музея,  или  же
расширение его бюджета. В  особенности  замечательны  в  этом  отношении
ревизии 1849 - 50 гг., после которых преобразован был совет попечителей.
Он должен был  состоять  отныне  из  50-ти  членов:  25  мест  в  совете
принадлежат по прежнему известным должностным высокопоставленным  лицам,
9 -  представителям  семейств,  оказавших  особые  услуги  музею  своими
пожертвованиями;  остальные  15  членов  избираются  пожизненно,   и   1
назначается правительством. Эти 50 членов собираются каждые  две  недели
во время парламентских сессий и один раз в месяц  во  время  вакаций.  С
1850 же года, на  основании  заключения  ревизионной  комиссии,  эти  50
членов   стали   выбирать   из   своей    среды    постоянный    комитет
(standing-committee), который, состоя из 18 членов, должен вести текущие
дела, директор музея исполняет обязанности  секретаря  комитета.  Вторая
крупная реформа произошла в 1875, когда Б.  музей  разделен  был  на  12
следующих отделов,  и  каждый  под  управлением  особого  хранителя:  1)
печатные книги,  2)  рукописи,  3)  древности  восточные,  4)  древности
средневековые и этнография, 5) древности греческие и римские, 6)  монеты
и медали, 7) карты и топографические рисунки, 8) эстампы,  9)  ботаника,
10)  зоология,  11)  палеонтология,  12)  минералогия.   Этот   чересчур
смешанный  характер  коллекции  музея,  который,  как  говорили,  грозил
превратить его в базар, изменился коренным образом, когда в  1881  г.  4
последние отдела его перенесены были в  знаменитый,  воздвигнутый  между
1873 - 80 г. Кенсингтонский естественно-исторический музей. В  настоящее
время Б. музей имеет громадный штат служащих (число их превышает 300): в
каждом отделе, кроме главного хранителя  (Keepers  Departments)  имеется
несколько   помощников   (assistant   keepers)   и    прикомандированных
(assistants), которые опять таки подразделяются на старших и младших.
   Бюджет музея в 1873 г. был определен в 100000 ф. стерл., потом он еще
увеличивался до 1883 г., но затем был уменьшен в видах экономии.  Бюджет
этот распределяется следующим образом: на жалованье  служащим  55000  ф.
стерл. (из них Principal Liorarian получает 1200ф.). Интерес  публики  к
учреждению продолжает быстро возрастать. Число читателей, которых в 1881
г. было 123000, в 1887 г. возросло до 180000, число ежедневно  требуемых
книг равнялось в 1887 г. 1200. К занятиям в читальном зале и  рукописном

Страницы: «« « 408   409   410   411   412   413   414   415   416  417   418   419   420   421   422   423   424   425   426  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь