Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 32   33   34   35   36   37   38   39   40  41   42   43   44   45   46   47   48   49   50  » »»

А. будет только медленно вырабатываемым продуктом времени.  Немаловажную
пользу принесут в по большей части отрицательные результаты этих опытов,
так как  они  выяснят  до  сих  пор  весьма  мало  исследованные  законы
распространения и а. животных  и  растений,  и  доставят  таким  образом
возможность избежать впоследствии дорогих опытов  и  отыскать  настоящую
дорогу для действительно полезных нововведений.
   Аккомодация. Так называется вообще приспособление, приурочение себя к
таким мнениям и желаниям других, с которыми сами не находим  возможности
быть согласными. В богословском  смысле,  под  словом  этим  понимают  в
особенности  приспособление  Божественного  откровения  к   человеческой
слабости. Так как в священном  писании,  в  особенности  ветхом  завете,
находили много  такого,  в  чем  можно  было  видеть  лишь  нравственное
представление  истины,  причем  принимали  божественное  откровение   за
непосредственное  божественно-сверхъестественное   наставление,   то   и
считали возможным согласовать  это  с  предположением,  что  в  качестве
мудрого  воспитателя,  Библия  приурочила  свое  учение  к  нравственной
восприимчивости людей, которые поэтому лишь шаг за шагом  приводятся  от
чувственных представлений к нравственным и приноравливаются не только  к
форме уделенного им учения, но и смотря по существующей в  данное  время
силе человеческой восприимчивости, к содержанию его.
   Аккомпанемент (accompagnamento) accompagnement) - музыкальный термин,
обозначающий сопровождение мелодий,  имеющее  целью  преимущественно  ее
гармоническое   украшение,   а   также   поддержку   вокальных    партий
инструментами.
   Аккомпанемент  бывает  гармонический,  состоящий   из   аккордов,   и
контрапунктический,  в  котором   несколько   парий   сохраняют   полную
самостоятельность, наравне с сопровождаемой мелодией.
   В  современном  музыкальном   искусстве   принято   выписывать   весь
аккомпанемент. В прежние же времена,  в  музыкальных  сочинениях  задача
сопровождения представляла большее затруднение для  аккомпаниатора.  Так
как большая часть сопровождающих голосов не выписывалась, а обозначалась
приблизительно   только   цифрами   под   басом,    то    аккомпаниатору
представлялась   большая   свобода   в    воспроизведении    намеченного
композитором сопровождения.
   Подобного рода сопровождение давало большую свободу изобретательности
аккомпаниатора, и имело существенное значение  в  музыке  XVII  и  XVIlI
столетий, как аккомпанемент для клавесина и органа.
   Бас с  цифрами,  обозначавший  аккомпанемент,  назывался  цифрованным
басом или генерал-басом. По своей обработке, в особенности,  замечателен
аккомпанемент   Генделя.   Вышеупомянутый   генерал-бас    первоначально
обозначал также  учение  о  гармонии,  находившейся  в  тесной  связи  с
аккомпанементом.
   Самые   лучшие   учебники   генерал-баса,    в    смысле    искусства
аккомпанемента, составлены  Гаспарини,  Маттесоном,  Гейнихеном  и  Ф.Е.
Бахом.
   В настоящее время, при самостоятельном  развитой  науки  о  гармонии,
генерал-бас потерял свое прежнее  значение;  им  пользуются  только  для
музыкальной скорописи. Генерал-бас играет роль музыкальной, стенографии.
   Для инструментальной или вокальной  мелодий  аккомпанементы  пишутся:
органные, фортепианные, квартетные, оркестровые; для  вокальной  мелодии
бывают и хоровые аккомпанементы.
   Аккорд (музыкальный; итал.  accordo)  или  гармония  есть  соединение
нескольких различных звуков, не менее трех.
   Гармоническое соединение основывается  на  естественных  акустических
законах, которые  прежде  всего  были  открыты  слухом,  а  впоследствии
установлены наблюдениями над колебаниями струн  и  воздушного  столба  в
духовых инструментах.
   Это акустическое, гармоническое чередование  звуков  (октава,  чистая
квинта,  чистая  кварта,  большая  терция,  малая   терция)   называется
натуральною гаммою.
   Аккорды (мажорные консонирующие трезвучия и  доминантаккорд),  данные
натуральной гаммой, легли в основание науки об аккордах или гармонии.
   Аккорды состоять из 3, 4, 5, 6 и 7 различных тонов, отстоящих друг от
друга на терции. Интервал,  состоящий  из  двух  звуков,  не  составляет
аккорда, а только намекает на него. Подобного рода  намеки  на  гармонию
встречаются   в   двухголосном   сочетании.   Аккорды   разделяются   на
консонирующие и диссонирующие, коренные (данные  натуральной  гаммой)  и
производные  аккорды  (добытые   искусственным   путем).   Все   аккорды
составляются из терций (больших  и  малых)и  образуют  трех,  четырех  и
пятизвучия. В начале развития  гармонии,  многие  прекрасные  сочинения,
преимущественно духовные, состояли из одних трезвучий.
   Во всяком трезвучии две верхние  ноты  отстоят  от  нижней,  или  так
называемого основного тона, на терцию и квинту.
   Аккорд с большой  терцией  ()  называется  мажорным,  а  с  малой  ()
минорным.
   С малой терцией () и уменьшенной квинтой  -  уменьшенным;  с  большой
терцией () и увеличенной квинтой - увеличенным или чрезмерным.
   Через  прибавление  терции  к  мажорному   доминантовому   трезвучию,
построенному на пятой ступени  (домананте)  мажорной  и  минорной  гамме
(напр.,  в  гамме  до  на  соль  -  соль,  си,   ре,   фа),   образуется
четырехголосный септаккорд, называемый доминантсептаккордом.
   Это название дается по малой  септиме,  образующейся  между  крайними
нотами аккорда.
   Доминантаккорд заключает в себе большую терцию, чистую квинту и малую
септиму.
   Септаккорды,  образовавшиеся  через  прибавление  терции   к   другим
трезвучиям сверху, называются просто септаккордами или  септаккордами  в
пределах лада.
   Эти аккорды строятся на всех ступенях мажорной  и  минорной  гамм,  и
заключают в себе большую септиму (), малую (  )  и  уменьшенную  (  -  в
минорной гамме).
   Как доминантсептаккорд, так и все септаккорды требуют разрешения,  т.
е. плавного перехода  одного  аккорда  в  другой,  сродный  ему  аккорд,
отстоящий на квинту вниз от данного, "напр., соль, си, ре, фа в до,  ми,
соль; до, ми, соль, си в фа, ля, до, и т. д.
   Интересный  отдел  в  науке   о   гармонии   составляют   уменьшенные
септаккорды, из которых каждый, вследствие  энгармонического  изменения,
может иметь четыре разрешения, напр., си, ре, фа, ля-бемоль  разрешается
в до, ми-бемоль, соль; до бемоль, ре, фа, ля  бемоль  разрешается  в  ми
бемоль, соль бемоль, си бемоль; си, ре, ми диэз, содь диэз в фадиэз, ля,

Страницы: «« « 32   33   34   35   36   37   38   39   40  41   42   43   44   45   46   47   48   49   50  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь