Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 28   29   30   31   32   33   34   35   36  37   38   39   40   41   42   43   44   45   46  » »»

останавливаются в А. для снабжения себя водой и углем.
   Акация (бот. acacia) - богатый видами  род  растений,  принадлежит  к
мимозовым, растущим преимущественно в  Австралии,  Африке  и  Мексике  и
часто  украшает  среднеевропейские   оранжереи   (теплицы).   В   Европе
разводятся три принадлежащие к роду акаций вида деревьев, для  украшений
и для аллей: 1) происходящая с востока Acacia  Julibrissin  W.,  (бот.),
дерево без шипов, с расположенными гроздевидно головками белых цветов на
верхушке  побегов;  2)  Acacia  Famesiana  W.  (бот.,   -   вестиндский,
обладающий  крепкими  шипами,   вид   дерева,   с   длинностебельковыми,
шарообразными головками цветов, расположенных преимущественно попарно  в
осях листьев; 3) Acacia lophanta W. (бот.), без шипов, с  расположенными
также в осях  листьев,  большею  частью  парными  яйцевидными  колосьями
цветов. Все три вида имеют парноперистые листья и многочисленные  далеко
выступающие тычинки.
   Акбар  -  император   (великий   могол)   Индостана,   из   последней
мохаммеданской (монгольской) династии Баберидов,  царствовавшей  с  1526
г., назывался собственно Джель-аль-еддин Мохаммед, родился 14 окт.  1542
г. в Амаркоте, в долине Инда, и  был  сыном  императора  Гумайуна.  Едва
достигнув 13-и летнего возраста, он унаследовал  трон  своего  отца  (15
февраля 1556 г.), управляя сперва под  опекой  своего  визиря,  туркмена
Берам-Хана. Вскоре однако ж А. взял сам железной рукой бразды правления,
покорил бунтовщиков, к которым принадлежал его  собственный  брат  Гаким
(1579) и в продолжительных войнах  распространил  свою  власть  на  весь
северный Индостан, включительно с Кашмиром, Гузератом и землями Инда.  В
то же время  он  направил  все  свои  усилия  к  укреплению  внутреннего
могущества, организации управления расширенных владений и  действительно
привел их в такое цветущее состояние, какого не было никогда, ни до,  ни
после. Первым его делом  было  примирить  и  заставить  слиться  воедино
разнородные   элементы   народонаселения,   для   чего   он    одинаково
доброжелательно относился к индусам и  мохаммеданам,  и  даже  персам  и
христианам разрешил свободное исповедание  их  религий.  Кроме  того  он
ознаменовал себя как поощритель земледелия и торговли,  которую  завязал
даже  с  Европейцами,  и  как  друг  наук  и   искусств.   Историю   его
царствования, а равно и результаты всех по его  побуждению  предпринятых
исследований собрал и описал его знаменитый визирь и друг Абул-Фасл (ум.
1602) в "Akbarnameh", третья часть которой, под заглавием "Ayini-Akbari"
переведена Глядвином с персидского на английский язык (3 т.,  Калькутта,
1783 - 1786; Лондон 1800). А.  умер  1605  г.;  близ  деревни  Сикандра,
недалеко от Агры, которую он сделал своей  резиденцией,  воздвигнут  ему
роскошный надгробный памятник. Ему наследовал сын его Седим, с прозвищем
Джигангир. Ср. Неймана "Geschichte des  engl.  Reichsin  Asien"  (2  т.,
Лейпциг, 1857 г.); Ф. Ноер, "Kaiser А". (Лейден, 1881 г.).
   Акварель  (итальян.  aquarello  или  aquatento,   франц.   aquarelle,
английс.  painting  in  water   colours,   немец.   Wasserfarbengemalde,
Aquarellmalerei)  означает  живопись  водяными   красками.   Акварельная
живопись вошла в употребление позже других родов живописи;  еще  в  1829
году Монтабер в "Traite Complete  de  peinture"  упоминает  о  ней  лишь
вскользь,  как  об  искусстве,  не  заслуживающем  серьезного  внимания.
Однако, несмотря на ее  позднее  возникновение.  она  в  короткое  время
сделала такие  успехи,  что  может  соперничать  с  живописью  масляными
красками. Акварель только тогда стала  сильною  и  эффектною  живописью,
когда для нее начали употреблять прозрачные  краски,  с  ретушью  теней.
Живопись  водяными  красками,  но  густыми  и  непрозрачными,  (живопись
гуашью) существовала гораздо ранее прозрачной акварели. Картины  Рафаэля
(1483 - 1520), Лебрена (1619 - 1690),  Лесюера  (1617  -  1655),  Миняра
(1610 - 1695) и других представляют не акварельные работы,  а  раскраску
эскизов, частью прозрачными, а частью непрозрачными клеевыми красками по
контурам, которые этими красками не закрывались. Такие  картины  служили
как модели для фресок (fresco)  по  штукатурке  зданий.  Подобного  рода
раскрашиванием  -  как  отдых  или  как  эскиз  для  жанровых  картин  -
занимались и голландские, и фламандские живописцы: Рюгендас, Поль  Бриль
(1556 - 1626), Рюнедаи) (1670), Бот  (1650),  Винантес  (1600  -  1670);
Рубенс хотя набрасывал эскизы гуашью, но предпочитал прозрачные  краски.
Ван  Гейсум  (1682  -  1749),  знаменитый  живописец  цветов,  плодов  и
насекомых, оставил этого рода рисунки, которые доныне  сохранились.  Его
подражателями были Ван Спендокам, Ван Даелям, Бесса, Риние  и  проч.  Но
все эти произведения можно назвать  лишь  раскрашенными  рисунками.  Как
только живописцы отважились заглушать красками  резкие  черты  контур  и
тушевок, сделанных пером или карандашом,  а  для  растуши  теней  начали
употреблять кисть, акварельные  произведения  получили  силу,  эффект  и
этого рода искусство пошло быстрыми шагами вперед и  в  настоящее  время
дошло до такого совершенства, что  удовлетворяет  вкусам  самых  строгих
ценителей.  Ослабление  контуров  и   способ   растушевки   кистью   был
первоначально  введен  при  раскраске  архитектурных  и  топографических
планов, где первоначально употреблялась китайская  тушь,  затем  тушь  с
лавкармином, сепия, а затем и другие водяные  краски.  Вскоре  итальянец
Багетти и многие другие искусные  живописцы  доказали,  что  акварель  с
большим успехом может соперничать с масляною живописью, именно  там  где
требуется  сила,  прозрачность  и  в  особенности   тщательная   отделка
подробностей рисунка. Первоначально эта живопись  скромно  приютилась  в
альбомах для памяти и сувенирах, затем  вошла  в  альбомы  художников  и
появилась в картинных галереях и на художественных выставках,  привлекая
и восхищая любителей живописи.
   При возрождении этого рода живописи, художники  скромно  пользовались
лишь  тушью,  гуммигутом,  кармином  и   берлинскою   лазурью.   Позднее
пейзажисты, а за ними и портретисты ввели большее  число  красок,  выбор
которых,  благодаря  успехам   химии,   сделался   весьма   обширным   и
удовлетворяет самым капризным требованиям художника. В  настоящее  время
для художника открыто новое поприще для проявления своего таланта, когда
жесткая,  сухая  гуашь  уступила  место  сильной,  легкой  и  прозрачной
акварели.
   Художники, наиболее работавшие над этого рода  живописью  и  наиболее
способствовавшие ее развитию: Козен (умер в 1794) - работал коричневой и
серой краской, употребляя для световых  частей  и  рефлексий  красную  и
синюю краски; Гартин (умер в 1802) - хороший колорист; его последователь
Котман - пейзажист итальянской и  северной  природы;  Турнер  -  хороший
итальянский живописец; за ними с 1805 года следуют акварелисты,  которые
ввели большее число красок в свои рисунки: Фильдинг пейзажист; С.  Фраут
(1852) - архитектурных зданий; Давид Кокс (1783  -  1859)  широко  писал
воздух и даль. Достопримечательный живописец фигур Левис (1805 -  1876),

Страницы: «« « 28   29   30   31   32   33   34   35   36  37   38   39   40   41   42   43   44   45   46  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь