Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 440   441   442   443   444   445   446   447   448  449   450   451   452   453   454   455   456   457   458  » »»

особенным:  хотя  и  презрительным   покровительством   начальника   III
отделения Соб. Е. И. В. Канцелярии, генерала Дубельта. Литературная  его
деятельность прекратилась в начале 1857 г., а умер он 1 сентября 1859 г.
на своей даче "Карлово", близ  Дерпта.  Полное  собрание  его  сочинений
вышло  в  7  частях  в  Спб.,  1839  -  44.  Биография,  написанная  его
многолетним сотрудником Н. Гречем - в "Русской Старине"1871 г. Ср. также
"Записки" Греча, изданные в 1884 г. и "Сочинения" Белинского т. IV и др.
   Булгары   (или   обыкн.   болгаре)   волжские   -   народ   тюркского
происхождения, к которому впоследствии примкнули еще элементы финский  и
даже славянский. Из этих то трех элементов довольно рано по Волге и Каме
образовалось  могущественное  и  культурное   государство,   которое   в
последующей своей истории приходило в частые  столкновения  с  русскими,
вело с ними торговлю и даже имело на них некоторое  влияние,  но  потом,
слившись с татарами, вошло в состав  Русского  государства,  исчезнув  с
исторической арены навсегда. Когда  и  откуда  появились  Б.  на  Волге,
трудно определить.  Сами  булгары  не  оставили  о  своем  существовании
никаких письменных памятников.  Хотя,  по  уверению  некоторых  арабских
писателей; кади г. Булгара, Якуб-ибн-Номан, живший  во  второй  половине
XII в., написал "Историю Булгар"("Тарих Булгар"), но  это  сочинение  до
нас  не  дошло.  Остается,  стало  быть,  пользоваться  для  их  истории
известиями иностранцев; и самыми ранними и  довольно  обстоятельными  из
них мы обязаны арабским географам и путешественникам, из  которых  очень
многие,    как    Ибн-Фосдан,     Ибн-Хаукаль,     Абуль-Гамид-Андалуси,
АбуАбдалдах-Гарнати и др., лично посещали землю Б. Затем,  следуют  наши
летописи,  и,  наконец,  историки  разных  наций,  писавшие  о  подвигах
монголов. Что же касается  вещественных  памятников,  то  из  древнейшей
эпохи истории Б. их сохранилось очень немного: всего несколько монет, да
и те Х в.; от последующего же времени имеются довольно богатые развалины
бывшей их столицы, несколько надгробных камней с надписями  и,  наконец,
монеты, выбитые в той же столице.
   Можно  предполагать,  что  первоначальное  поселение  Б.   на   Волге
относится к  очень  давнему  времени:  отделившаяся  от  них  орда,  как
известно, еще в V в. теснила славян в степях черноморских и гнала их  на
территорию Византийской империи; в конце же V в. они и сами стали делать
нападения на греков. В тоже время,  с  которого  начинаются  достоверные
сведения о Б., они жили вполне государственною жизнью, занимая  обширную
территорию, приблизительно следующих  приволжских  губерний:  Самарской,
Симбирской, Саратовской и  часть  Астраханской  (по  некоторым  арабским
известиям границы Булгарии захватывали  и  значительную  часть  Пермской
губ.).
   По образу жизни этот  народ,  как  говорит  Ибн-Фослан  -  первый  из
арабских писателей, посетивший Б. в 922 г. по Р. X. и доставивший о  них
самые точные и подробные сведения, может быть назван более оседлым,  чем
кочевым,  хотя  и  жил  летом  в  юртах  или  шатрах;  он  имел  города,
первоначально с деревянными постройками; но потом, начиная с половины  Х
века, в них появились и  каменные  здания,  построенные  большею  частью
арабскими архитекторами. По словам другого арабского  писателя  того  же
века, сообщающего также много верных сведений о Б.  -  Ибн-Дасты,  Б.  -
народ  земледельческий;  они  возделывают,  говорит  он,  всякого   рода
зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и др. Главным же  занятием
их была  торговля,  которую  они  первоначально  (как  сообщают  Идризи,
Ибн-эль-Варди,  Абдульфеда  и   др.,   что   вполне   подтверждается   и
последующими находками кладов на месте древнего Булгара) вели с  Персией
и Индией, после принятия ислама - с аравитянами и, наконец - с  хазарами
и русскими. Предметом торговли служили  по  преимуществу  меха  собольи,
горностаевые, беличьи и др.;  но  главное  богатство  Б.  составлял,  по
словам Ибн-Дасты, куний мех, заменявший им, до половины Х века,  звонкую
монету и по цене равнявшийся двум с половиною диргемам, т.е. около 45  -
50 коп. на наши деньги, затем кожи (юфть),  шерсть,  орехи,  мед,  воск,
курительные вещества и даже мамонтовая кость. Несомненно также,  что  Б.
вели торговые сношения и с нашим севером,  где  в  древности  находилась
богатая Биармия, и стоя, таким образом, в центре торговых сношений между
биармийцами,  хазарами,  аравитянами  и  друг.,  очень   рано   достигли
могущества, богатств и  развили  до  известной  степени  свою  культуру,
выразившуюся в целом ряде промыслов и ремесел.  Наравне  с  земледелием,
свидетельствуют те же арабские писатели, они  занимались  скотоводством;
знакомо им было рыболовство. Они же были  хорошими  плотниками,  а  если
дать полную веру археологическим находкам,  то  их  следует  признать  и
кузнецами, ювелирами и ткачами. По  своему  характеру  Б.  были  народом
скорее мирным , чем воинственным: они чаще терпели нападения,  чем  сами
нападали, и обнаруживали  к  мирным  занятиям  -  торговле  и  ремеслам,
сильнейшую склонность; в торговле были честны;  воровство  и  распутство
наказывали жестоко.
   До Х века господствующей религией у Б. была языческая;  с  начала  же
этого  столетия  ее  заменил  ислам  (мусульманство).  Принятие   ислама
совершилось, по словам Ибн-Фослана,  в  922  г.,  при  царе  Алмасе  или
Алмусе, сыне Силки. От Алмуса, говорит арабский  путешественник,  еще  в
921 г. прибыло в  Багдад  посольство  к  калифу  Муктадиру,  с  просьбою
прислать ему людей; сведущих в мусульманском законе,  и  художников  для
сооружения мечети и  кафедры;  с  которой  можно  было  бы  призывать  к
обращению в ислам народы земли его, а также людей, знакомых с постройкою
крепостей, где бы он мог быть в  безопасности  от  нападения  враждебных
царей. Муктадир тотчас же отправил в Б. желаемое посольство, в котором и
принял участие Ибн-Фослан. Как об  обстоятельствах,  предшествовавших  и
содействовавших  принятию  ислама  Алмусом,   Казвини   рассказывает   о
следующих двух чудесах: исцелении от  болезни  царя  и  царицы  Булгарии
после   обещания   принять   ислам,   данного   одному    благочестивому
мусульманину, и затем о победе, одержанной именем Аллаха над хазарами. -
Новая вера, конечно, не сейчас стала исповедываться  большинством:  есть
несомненные свидетельства, что простой народ  Б.  долго  и  после  Х  в.
оставался в язычестве: ислам же твердо с самого начала укрепился  только
в  городах.  Несколько  времени  спустя,  говорит  Массуди,  сын  Алмуса
отправился на поклонение в Мекку, и по пути заехал  в  Багдад.  С  этого
времени сношения Б. с Южной Азией сделались гораздо  деятельнее,  и  имя
их, вплоть до нашествия  монголов,  стало  встречаться  очень  часто  не
только у мусульманских писателей, но и в русских  летописях.  Об  образе
правления Б. известно  только  то,  что  они  находились  под  верховным
главенством "владовца", царя или хана, которому платили подать лошадьми,
кожами и др. В  пользу  же  царя  поступала  и  пошлина  (десятая  часть
товаров) с мусульманских купеческих судов. Царю Б. были подвластны и все

Страницы: «« « 440   441   442   443   444   445   446   447   448  449   450   451   452   453   454   455   456   457   458  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь