|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 » »» особенным: хотя и презрительным покровительством начальника III
отделения Соб. Е. И. В. Канцелярии, генерала Дубельта. Литературная его
деятельность прекратилась в начале 1857 г., а умер он 1 сентября 1859 г.
на своей даче "Карлово", близ Дерпта. Полное собрание его сочинений
вышло в 7 частях в Спб., 1839 - 44. Биография, написанная его
многолетним сотрудником Н. Гречем - в "Русской Старине"1871 г. Ср. также
"Записки" Греча, изданные в 1884 г. и "Сочинения" Белинского т. IV и др.
Булгары (или обыкн. болгаре) волжские - народ тюркского
происхождения, к которому впоследствии примкнули еще элементы финский и
даже славянский. Из этих то трех элементов довольно рано по Волге и Каме
образовалось могущественное и культурное государство, которое в
последующей своей истории приходило в частые столкновения с русскими,
вело с ними торговлю и даже имело на них некоторое влияние, но потом,
слившись с татарами, вошло в состав Русского государства, исчезнув с
исторической арены навсегда. Когда и откуда появились Б. на Волге,
трудно определить. Сами булгары не оставили о своем существовании
никаких письменных памятников. Хотя, по уверению некоторых арабских
писателей; кади г. Булгара, Якуб-ибн-Номан, живший во второй половине
XII в., написал "Историю Булгар"("Тарих Булгар"), но это сочинение до
нас не дошло. Остается, стало быть, пользоваться для их истории
известиями иностранцев; и самыми ранними и довольно обстоятельными из
них мы обязаны арабским географам и путешественникам, из которых очень
многие, как Ибн-Фосдан, Ибн-Хаукаль, Абуль-Гамид-Андалуси,
АбуАбдалдах-Гарнати и др., лично посещали землю Б. Затем, следуют наши
летописи, и, наконец, историки разных наций, писавшие о подвигах
монголов. Что же касается вещественных памятников, то из древнейшей
эпохи истории Б. их сохранилось очень немного: всего несколько монет, да
и те Х в.; от последующего же времени имеются довольно богатые развалины
бывшей их столицы, несколько надгробных камней с надписями и, наконец,
монеты, выбитые в той же столице.
Можно предполагать, что первоначальное поселение Б. на Волге
относится к очень давнему времени: отделившаяся от них орда, как
известно, еще в V в. теснила славян в степях черноморских и гнала их на
территорию Византийской империи; в конце же V в. они и сами стали делать
нападения на греков. В тоже время, с которого начинаются достоверные
сведения о Б., они жили вполне государственною жизнью, занимая обширную
территорию, приблизительно следующих приволжских губерний: Самарской,
Симбирской, Саратовской и часть Астраханской (по некоторым арабским
известиям границы Булгарии захватывали и значительную часть Пермской
губ.).
По образу жизни этот народ, как говорит Ибн-Фослан - первый из
арабских писателей, посетивший Б. в 922 г. по Р. X. и доставивший о них
самые точные и подробные сведения, может быть назван более оседлым, чем
кочевым, хотя и жил летом в юртах или шатрах; он имел города,
первоначально с деревянными постройками; но потом, начиная с половины Х
века, в них появились и каменные здания, построенные большею частью
арабскими архитекторами. По словам другого арабского писателя того же
века, сообщающего также много верных сведений о Б. - Ибн-Дасты, Б. -
народ земледельческий; они возделывают, говорит он, всякого рода
зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и др. Главным же занятием
их была торговля, которую они первоначально (как сообщают Идризи,
Ибн-эль-Варди, Абдульфеда и др., что вполне подтверждается и
последующими находками кладов на месте древнего Булгара) вели с Персией
и Индией, после принятия ислама - с аравитянами и, наконец - с хазарами
и русскими. Предметом торговли служили по преимуществу меха собольи,
горностаевые, беличьи и др.; но главное богатство Б. составлял, по
словам Ибн-Дасты, куний мех, заменявший им, до половины Х века, звонкую
монету и по цене равнявшийся двум с половиною диргемам, т.е. около 45 -
50 коп. на наши деньги, затем кожи (юфть), шерсть, орехи, мед, воск,
курительные вещества и даже мамонтовая кость. Несомненно также, что Б.
вели торговые сношения и с нашим севером, где в древности находилась
богатая Биармия, и стоя, таким образом, в центре торговых сношений между
биармийцами, хазарами, аравитянами и друг., очень рано достигли
могущества, богатств и развили до известной степени свою культуру,
выразившуюся в целом ряде промыслов и ремесел. Наравне с земледелием,
свидетельствуют те же арабские писатели, они занимались скотоводством;
знакомо им было рыболовство. Они же были хорошими плотниками, а если
дать полную веру археологическим находкам, то их следует признать и
кузнецами, ювелирами и ткачами. По своему характеру Б. были народом
скорее мирным , чем воинственным: они чаще терпели нападения, чем сами
нападали, и обнаруживали к мирным занятиям - торговле и ремеслам,
сильнейшую склонность; в торговле были честны; воровство и распутство
наказывали жестоко.
До Х века господствующей религией у Б. была языческая; с начала же
этого столетия ее заменил ислам (мусульманство). Принятие ислама
совершилось, по словам Ибн-Фослана, в 922 г., при царе Алмасе или
Алмусе, сыне Силки. От Алмуса, говорит арабский путешественник, еще в
921 г. прибыло в Багдад посольство к калифу Муктадиру, с просьбою
прислать ему людей; сведущих в мусульманском законе, и художников для
сооружения мечети и кафедры; с которой можно было бы призывать к
обращению в ислам народы земли его, а также людей, знакомых с постройкою
крепостей, где бы он мог быть в безопасности от нападения враждебных
царей. Муктадир тотчас же отправил в Б. желаемое посольство, в котором и
принял участие Ибн-Фослан. Как об обстоятельствах, предшествовавших и
содействовавших принятию ислама Алмусом, Казвини рассказывает о
следующих двух чудесах: исцелении от болезни царя и царицы Булгарии
после обещания принять ислам, данного одному благочестивому
мусульманину, и затем о победе, одержанной именем Аллаха над хазарами. -
Новая вера, конечно, не сейчас стала исповедываться большинством: есть
несомненные свидетельства, что простой народ Б. долго и после Х в.
оставался в язычестве: ислам же твердо с самого начала укрепился только
в городах. Несколько времени спустя, говорит Массуди, сын Алмуса
отправился на поклонение в Мекку, и по пути заехал в Багдад. С этого
времени сношения Б. с Южной Азией сделались гораздо деятельнее, и имя
их, вплоть до нашествия монголов, стало встречаться очень часто не
только у мусульманских писателей, но и в русских летописях. Об образе
правления Б. известно только то, что они находились под верховным
главенством "владовца", царя или хана, которому платили подать лошадьми,
кожами и др. В пользу же царя поступала и пошлина (десятая часть
товаров) с мусульманских купеческих судов. Царю Б. были подвластны и все
Страницы: «« « 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |