Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 431   432   433   434   435   436   437   438   439  440   441   442   443   444   445   446   447   448   449  » »»

привязанность и расположение людей могли бы поддержать его, но друзья  и
ученики изменили ему, и перешли к другим учителям. Вскоре  после  этого,
если только не в тот же день, когда ученики покинули его, он  направился
к берегам Наиранджара и сел под тенью громадного  дерева,  известного  с
этого времени под названием  дерева  Бо  или  священного  дерева  (Ficus
religiosa). Тут он просидел весь день, борясь с собой и раздумывая,  что
ему делать. Все прежние искушения с новою силою вернулись к нему.  Много
лет он философски смотрел на все земные блага, понимая, что нет  счастья
без горечи; но теперь, при его поколебавшейся вере,  сладость  домашнего
очага и любви, прелести богатства  и  власти  показались  ему  совсем  в
другом, крайне привлекательном виде. Он  сомневался  и  терзался  своими
сомнениями; но к закату солнца вера одержала верх и вышла из этой борьбы
как бы очищенной. В голове у него все стало ясно, и он сделался  Буддой,
т.е. просвещенным. С этой ночи он не считал самоумерщвление  необходимым
для веры, и открыто говорил об этом. Всю ночь провел  он  в  размышлении
под деревом, и правоверные буддисты веруют, что он постился в этом месте
семь раз по семи суток, и каждый раз архангел Брама являлся к  нему  для
беседы и наставлений. Всей своей  последующей  жизнью  Гаутама  доказал,
что, проповедуя миру свою  религию,  он  руководится  чувством  любви  и
сострадания к ближним. Гаутама  прежде  всего  захотел  возвестить  свое
новое учение своим старшим учителям Аларе и Удраке; но не  застав  их  в
живых, решил отправиться к прежним пяти  ученикам  своим,  жившим  в  то
время в лесу около  Бенареса.  Увидав  его,  бывшие  ученики  решили  не
признавать над собою превосходство человека, не сумевшего сдержать  свой
обет, и называть его только по имени, а не учителем. Он понял причину их
обращены к нему со словами: "Почтенный Гаутама", и просил их не называть
его так, говоря, что они люди смертные, а что он нашел путь к бессмертию
и может указать им его. Они, возражали ему,  указывали  на  его  прежнее
падение. Тогда он в следующих словах объяснил им свое новое учение:  все
телесное есть материальное и, следовательно, временное, так как оно само
в себе носит зачатки разложения.  Пока  человек  связан  с  материальным
миром  телесным  существованием,  до  тех  пор  он   подвержен   печали,
разрушению и смерти. Пока человек будет дозволять дурным желаниям царить
у него в душе, он  будет  чувствовать  неудовлетворенность,  бесполезное
утомление и заботы. Бесполезно  стремиться  очистить  себя  порабощением
своей плоти: нравственная порча в душе человека связывает  его  со  всем
материальным  миром.  Только  безусловное  искоренение   всего   дурного
разорвет цепи его существования и  перенесет  его  "на  другую  сторону,
откуда душа его уже не переселится в другое тело". Не  следует,  однако,
приравнивать эти идеи к христианскому учению о загробной  жизни.  Б.  не
знает ничего о духовном бытии. Основные положения буддизма выражаются  в
очень  старинной  формуле,  составленной  вероятно  его  основателем   и
называющейся "четырьмя великими истинами". Вот они: 1) несчастия  всегда
сопутствуют жизни; 2) источник всего бытия лежит в страстях или  похоти;
3) избавиться от бытия можно только,  уничтожив  похоть;  4)  достигнуть
этого можно поднимаясь по следующим четырем ступеням в  Нирвану.  Первая
ступень состоит  в  пробуждении  сердца.  Когда  чешуя  спадает  с  глаз
верующего, когда он познает великую тайну скорби, неразлучной с жизнью и
со всеми земными интересами, когда он обращается к Будде - он становится
на  первую  ступень  по  пути  к  спасению.  Вторая  ступень  состоит  в
освобождении от нечистых  помыслов  и  мстительности.  Чтобы  достигнуть
третьей ступени, верующий должен отделаться от  всех  злых  желаний,  от
незнания,  сомнения,  ереси,  недоброжелательства  и  раздражительности.
Умерщвлять свою плоть различными  лишениями  представляется,  по  учению
Будды,  вполне  излишним;  главное  внимание  должно  быть  обращено  на
очищение души от дурных помыслов, ибо чистому сердцу открыт весь  мир  и
все добрые дела. Венцом всего здания жизни, по мнению Будды, должно быть
всеобщее милосердие. Истинное просвещение, истинная свобода  заключается
только в любви. Верующий, проникнутый любовью, достиг последней ступени;
он порвал цепи незнания, страсти и греха, и тем самым избавил свою  душу
от переселения, приблизился к Нирване и стал вне  законов  материального
бытия,  тайны  будущей  и  прошлой  жизни  открыты  ему,  и  он   навеки
освобождается от рождения с его последствиями - разрушением  и  смертью.
Никакой буддист не надеется достигнуть этой ступени на земле; но кто раз
вступил на эту стезю, тот уже не может  покинуть  ее,  рано  или  поздно
добьется своего, и, войдя в Нирвану, успокоится навеки.
   Но вернемся теперь к истории Гаутамы. Можно считать достоверным,  что
Будда обладал внушительною наружностью и замечательно сильным и приятным
голосом. Если прибавить к этому его страстную и  глубокую  веру  в  свое
учение, то нечего удивляться тому, что пять бывших  учеников  его  очень
скоро примкнули к новому учению Будды. Гаутама пробыл около Бенареса  до
тех пор, пока число его последователей не достигло шестидесяти  человек.
Главным его учеником был очень  богатый  молодой  человек  Яза,  который
пришел к нему в первый раз ночью из страха перед своими родными, а потом
обрил себе голову, надел желтую одежду и привлек к учению  Будды  многих
из своих родных. Его мать и жена были первыми женщинами,  последовавшими
за  Буддой.  Отшельническая  жизнь,  говорит   Будда,   способствует   к
достижению высшего блаженства, но и светская, семейная жизнь, не  лишает
человека возможности достигнуть той же цели.  Когда  миновало  дождливое
время года, Гаутама собрал тех из своих учеников, которые посвятили себя
высшей жизни, и обратился к ним с такой речью: - "я освободился от  пяти
смертных грехов, опутывающих людей и ангелов гигантскими  сетями,  и  вы
тоже, благодаря моему  ученью,  достигли  этого.  Нам  предстоит  теперь
великая задача: помочь людям и ангелам добиться спасения.  Разделимтесь,
и пойдемте в разные стороны по одиночке. Идите и проповедуйте..... Я,  с
своей  стороны,  пойду  в  деревню  Сена,  около  пустыни  Урувелы".   В
последующие годы своей  деятельности  Гаутама  ежегодно  рассылал  таким
образом своих учеников, оставляя при себе только некоторых  из  наиболее
близких. В пустынях Урувелы в  это  время  жили  три  брата  философа  -
отшельники  и  огнепоклонники,  собравшие  около  себя  довольно   много
учеников. Гаутама остановился у них, и  вскоре  все  они  сделались  его
последователями. Здесь же Гаутама сказал первую проповедь, предметом для
которой послужил лесной пожар, вспыхнувший на склоне  соседней  горы.  В
этой проповеди  он  предостерегал  своих  слушателей  от  пожара  дурных
страстей и сравнивал последние с огнем, который в одно  и  то  же  время
причиняет и боль,  и  удовольствие,  и  быстро  ведет  к  разрушению.  В
сопровождении  своих  учеников,  Будда  отправился  в  Раджагриху,   где
обратился  с  речью  к  царю,  говоря  ему,  что  все  земные  несчастия
происходят от страстей. Царь пригласил его с учениками отобедать у  него
и потом подарил ему бамбуковую рощу,  известную  впоследствии  тем,  что

Страницы: «« « 431   432   433   434   435   436   437   438   439  440   441   442   443   444   445   446   447   448   449  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь