|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 » »» судов, числом до 1000, в 1737 г., для казенных транспортов во время
войны с турками. В 1778 г. с учреждением губерний, Брянск вошел в число
уездных городов Орловской губернии; тогда же ему был пожалован герб,
представляющий изображение золотой мортиры с двумя, по сторонам ее,
пирамидами бомб, в красном поле.
В. Р.
Буало Депрео (Николай Boileau-Despreaux) - французский поэт и критик,
род. 1 ноября 1636 г. в Париже, получил основательное научное
образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом
исключительно предался изящной словесности. На этом поприще он уже рано
приобрел известность своими "Сатирами" (Пар., 1660). В 1677 году Людовик
XIV назначил его своим придворным историографом, вместе с Расином,
сохранив свое расположение к Б., несмотря на смелость его сатир. Лучшими
сатирами Б. считаются 8-я ("Sur I'homme") и 9-я ("А son esprit"). Кроме
того, он написал множество посланий, од, эпиграмм и т.д., отличающихся
изяществом стиха; им не достает, однако, истинного поэтического порыва.
Но выдающимся значением в истории французской литературы Б. обязан своей
дидактической поэме в 4-х песнях: "L'art poetique", которая является
наиболее полным выражением положений ложной или новоклассической школы.
Б. исходит из убеждения, что в поэзии как и в других сферах жизни выше
всего должен быть поставлен bon sens, разум, которому должны подчиниться
фантазия и чувство. Как по форме, так и по содержанию поэзия должна быть
общепонятна, но легкость и доступность не должны переходить в пошлость и
вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, но в тоже время прост и
свободен от вычурности и трескучих выражений. Как критик, Б. пользовался
недосягаемым авторитетом и оказал громадное влияние на свой век и на всю
поэзию XVIII ст., пока на смену ей не явился романтизм. Он с успехом
низвергал раздутые знаменитости того времени, осмеивал их жеманство,
сентиментальность и вычурность, проповедовал подражание древним,
указывая на лучшие образцы тогдашней французской поэзии (на Расина и
Мольера), и в своем "Art poetique" создал кодекс изящного вкуса, который
долгое время считался обязательным в французской литературе
("Законодатель Парнасса"). Таким же бесспорным авторитетом Б. являлся и
в русской литературе конца XVIII ст. Наши представители псевдокласизма,
не только слепо следовали правилам литературного кодекса Б., но и
подражали его произведениям (напр. сатира Кантемира "К уму моему" есть
сколок "A son esprit" Б.).
Своей комической поэмой "Le Lutrin" Б., хотел показать в чем должен
заключаться истинный комизм и выразить протест против полной грубых
фарсов комической литературы того времени, угождавшей невежественному
вкусу значительной части читателей; но заключая в себе некоторые
забавные эпизоды, поэма лишена живой струи истинного юмора и отличается
скучными длиннотами. В старости Б. вмешался в очень важный для того
времени спор о сравнительном достоинстве древних и новых авторов.
Сущность спора заключалась в том, что одни доказывали превосходство
новых французских поэтов над древними греческими и римскими, так как они
сумели соединить красоту античной формы с разнообразием и высокой
нравственностью содержания. Другие же были убеждены, что никогда франц.
писатели не превзойдут своих великих учителей. Б. вначале долго
воздерживался сказать свое веское слово, но наконец выпустил в свет
комментарий к сочинениям Лонгина, в котором является горячим поклонником
древних классиков. Однако, защита его не имела ожидаемого результата и
франц. общество продолжало предпочитать самого Б. Горацию. Имя Б.
обыкновенно ставится рядом с именами Расина и Мольера, с которыми его
связывала тесная дружба. И надо отдать справедливость нравственному
характеру Б., в котором не замечается мелкая зависть к его знаменитым
современникам. Наоборот, Б. первый защищал Расина, когда все напали на.
него за "Федру"; такую же поддержку он оказал Мольеру, угадав своим
тонким критическим чутьем превосходство последних над популярной в то
время, теперь забытой плеяде писателей в роде Шапелена и др. Нельзя не
отметить в характере Б. еще одну черту - то, что вследствие увечья,
случившегося еще в детстве, Б. никогда не знал женщин. Этим объясняется
ставившаяся ему часто в упрек сухость, отсутствие теплых тонов в его
поэзии, нападки на любовь и женщин и общий сдержанный, холодный характер
стиля. Б. умер в Париже 13 марта 1711 г. Сочинения его издавались очень
часто; из полных собраний самые лучшие: выпущенное им самим (Пар.,
1701), затем издания Броссетта (Женева, 1716, 2 т.), Дону (Париж, 1809,
3 т. и перепечатка 1825, 4 т.), Сен-Сюрена (Пар., 1821, 4 т.), Beppиa
С.-При (1830 - 34, 4 т.), Жиделя (1869) и Пужула (Тур, 1870). Собрание
его писем выпущено в свет Лавердэ под заглавием: "Boaleana" (Париж,
1858, 2 т.). См. D'Alembert, "Eloge de Despreaux"(1773); Brunetiere,
"Etudes critiques" (1880); Кирпичников, "История всеобщей литературы"
(вып. 18).
Буальдь„ (Франсуа Адриен Boieldieu) - один из любимейших французских
оперных композиторов, род. в 1775 г. в Руане, где его отец был
секретарем канцелярии архиепископа. Он начал свое музыкальное
образование певчим Руанского собора, и продолжал свои музыкальные
занятия у органиста Броха. В 1793 году Б. написал, на изготовленный его
отцом текст, маленькую оперу "La fille coupable", имевшую успех; за ней
следовала "Rosalie et Mirza" (1795). Девятнадцати лет от роду, не имея
никаких средств, он отправился в Париж, где своей одноактной оперой "La
dot de Suzette" (1795) произвел большое впечатление. Затем следовали
оперы: "La famille suisse"(1796), "Mombreuille et Merville" (1797),
"L'heureuse nouvelle" (1797), "Zoraime et Zulnare"(1798), "Les meprises
espagnoles" (1798), "Beniowski" (1800). В этот промежуток времени Б.
состоял профессором фортепианной игры в консерватории. Выдающийся успех
имела его опера: "Le Calife de Bagdad", выдержавшая более 700
представлений в Париже, и сделавшая его имя, как композитора, известным
и заграницей. В 1802 г. появилась опера "Ма tante Aurore".
В 1803 г. Б., вместе с своим другом Роде, отправился в Россию.
Император Александр I для первого приветствия славного композитора
выслал ему в Мемель патент на место придворного капельмейстера; Б.
обязался писать по 3 оперы в год, на готовые либретто из французской
жизни. Б., обласканный императором, был хорошо принят в петербургском
обществе; из написанных им в Петербурге для французской труппы
комических опер назовем: "Rien de trop", "Amour et mystere". "La jeune
femme coleree", "Aline", "Reine de Golconde", "Telemaque", "Les voitures
versees" и др. В 1811 г. Б. получил отпуск и отправился в Париж, но по
политическим обстоятельствам не мог вернуться. Из опер Б. в России
наибольшим успехом пользовались: "Калиф Багдадский", "Красная шапочка" и
Страницы: «« « 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |