Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 429   430   431   432   433   434   435   436   437  438   439   440   441   442   443   444   445   446   447  » »»

10% протестанты, православных менее 1%. По языкам статистика насчитывает
65% говорящих на мадьярском, 30% -  на  немецком,  5%  -  на  славянских
наречиях.
   В здании академии большая, но не особенно ценная  картинная  галерея,
большая библиотека, естественно-исторический  и  археологический  музеи,
замечательно геологическое  учреждение  с  прекрасным  музеем;  особенно
хороша коллекция всяких полезных ископаемых Венгрии.  Университет  имеет
превосходные лаборатории  и  кабинеты,  170  преподавателей  и  до  5000
слушателей.  Есть  еще  политехническая  школа,  военная   академия,   6
гимназий,  коммерческая  академия,   4   реальных   училища,   несколько
прогимназий, учительских институтов и т. д.; католическая и  лютеранская
духовные семинарии, 173 элементарных школы; 4 театра  (3  мадьярских,  1
немецкий), музыкальная академия,  консерватория  и  т.д.  Промышленность
значительна. Особенно важны мукомольные  мельницы,  мука  которых  имеет
всемирную известность;  их  11  (все  паровые),  затем  по  три  больших
чугуно-литейных и машинных, химических и винокуренных завода, 7  больших
кирпичных и  т.д.  Обработка  волокнистых  веществ  не  процветает;  ими
Венгрию снабжает Цислейтания. В Будапеште 6 банков, 4 сберегат. кассы, 4
земельных банка и 9 страховых обществ. Уже в 1881 торговое  движение  по
железным дорогам, по Дунаю и  на  колесах  выразилось  ввозом  20  милл.
метрическ.  центнеров,  главным  образом  зерновых   хлебов   и   других
питательных продуктов, каменного угля, леса и строительных материалов, и
вывозом 18 милл. центн., главным образом муки, вина, плодов и  скота.  В
настоящее время  оно  значительно  увеличилось.  Будапештское  городское
статистическое бюро, под руководством Иос. Керози, издает  обстоятельные
статистические сведения о городе.
   Буддизм - название религии, которая прежде господствовала  в  большей
части Индии, а теперь  исповедуется  жителями  Цейлона,  Бирмы  и  Сиама
(южные буддисты) и Непала, Тибета, Китая и Японии  (северные  буддисты).
Общее число буддистов определяется различно; оно  составляет,  вероятно,
около 400 миллионов, близко подходя к числу  христиан.  Б.  развился  из
философского  и  нравственного  учения   Сидгарты   Гаутaмы   (Siddharta
Gautama), старшего сына Судгоданы  (Soddhodana),  бывшего  правителем  в
Капилавасту и вождем арийского племени сакиев, жившего в VI или V ст. до
Р. X. на берегах Коганы (Kohana), между Бенаресом и подошвой Гималаев.
   Исторические  сведения  об  основателе   той   или   другой   религии
обыкновенно  до  такой  степени  затемняются  разными   легендарными   и
апокрифическими рассказами, что добраться в них до истины  бывает  очень
трудно. Этой судьбы не избег и Будда:  достоверность  имеющихся  об  нем
сведений многими оспаривалась и не дальше, как в  1854  г.,  оксфордский
профессор Вильсон прочел лекцию, в которой доказывал, что все рассказы о
жизни  Будды,  равно  как  и   самая   личность   Будды   представляются
вымышленными.
   Главнейшие источники, откуда можно почерпнуть известия о жизни Будды,
следующие: 1) "The Manual of Buddhism" изданный  в  1860  г.  по  разным
сингалезским источникам  Р.  Спенси  Гарди  2)  "Mallalingara  Wouttoo",
писанный на языке пали; время составления и автор неизвестны; английский
перевод этого сочинения, озаглавленный: "Legend of the Burmese  Buddah",
сделан в 1858 г. епископом Биджендетом (Bigandet);  3)  Подлинный  текст
комментарий Jataka на языке пали, написанный на Цейлоне в V  ст.  По  Р.
X., изданный в 1875 г. Фаусбеллем в Копенгагене. 4) Перевод на англ. яз.
Под заглавием: "The Romantic Legenda of Sakya Buddha", сделанный Билем с
китайского   перевода    санскритского    произведения,    называющегося
"Abhinishkramana Sutra". 5) Санскритское произведение  "Lalita  Vistara"
несомненно очень старинное, неизвестного автора и неизвестного  времени,
текст  которого  появился  в  Калькуте  в  "Bibliotheca  Indica"  и  был
переведен с тибетского языка на французский Фуко (Париж, 1848). В первых
трех сочинениях изложены  верования  южных  буддистов,  священные  книги
которых писаны  языком  пали,  а  в  двух  последних  содержится  учение
северных буддистов, написанное посанскритски. Первые отличаются  большой
полнотой и ясностью,  вторые  очень  растянуты  и  полны  фантастических
легенд; фактическая сторона как в тех, так и в других одна и та же. Если
эти книги и не могут служить полными источниками биографии Будды, то  во
всяком случае они содержат в себе мнения  о  Б.  тогдашних  буддистов  и
доказывают существование буддистов  в  далекие  времена.  Южный  сборник
сказаний о Б. и о его учении,  именуемый  Трипитакой,  был  окончательно
установлен за 250 лет до Р.  X.  на  совете  в  Паталипутре,  на  Ганге,
собранном царем Асокой Великим;  а  северный  сборник  был  утвержден  в
начале нашей эры, на совете в Яландаре, в Кашемире, собранном  Канишкою,
могущественным индо-скифским государем. Из первого мы  можем  почерпнуть
биографические сведения о Будде. Статью нашу мы разделим на три части.
   Часть I. Жизнь Гаутамы Будды. В  конце  VI  ст.  до  Р.  X.  арийские
племена,  вышедшие  из  Пенджаба,  давно  уже  жили  на  берегах  Ганга.
Национальная  гордость  не  позволяла  им   сходиться   с   побежденными
туземцами, точно также, как родовая гордость не позволяла  предводителям
или знати сходиться с чернью. Духовенство, искусно эксплуатируя народное
суеверие, не замедлило занять первенствующее положение. Все  это  вместе
взятое положило начало делению на касты. Наивная жизнерадостность, столь
рельефно проглядывающая в книгах Веды, и  поклонение  природе  сменилось
поклонением новым, уже не столь чистым божествам.  Страна  распалась  на
маленькие  княжества,  управляемые  эгоистичными   деспотами,   интересы
которых зачастую не  сходились  с  интересами  их  подданных.  Учение  о
переселении душ заставляло людей думать, что  они  терпят  несчастья  за
грехи своих предков, души которых в них переселились, и  что  избавиться
от чужих  грехов  можно  только  щедрыми  подарками  духовенству.  Чтобы
обеспечить лучшую жизнь своим потомкам,  угнетенный  народ  обращался  к
совету и помощи астрологов  и  кудесников.  Философия  того  времени  не
допускала мысли о будущей жизни и учила, что человек может  освободиться
от неразлучных с жизнью бедствий только путем уничтожения  существования
своего, как личности. Служившие источником одушевления войны  с  врагами
арийского народа и арийских божеств сменились  рядом  междоусобных  войн
между соседними племенами. В литературе век поэтов  уступил  место  веку
комментаторов, думавших, что старые поэмы были творением богов.  Но  вот
наступил  рассвет   реформации;   странствующие   мыслители   устраивали
публичные прения;  появились  аскеты,  мечтавшие  стать  выше  богов,  и
отшельники усердно трудились над разрешением различных  вопросов  жизни.
Эти провозвестники новых начал быстро приобрели симпатии народа, и  хотя
жреческая  каста  по  прежнему  строго   ограждалась   от   постороннего
вторжения,  человеку  одной  из  низших  каст,   возмутившемуся   против
господствующего  учения,  удалось  сделаться  религиозным   учителем   и

Страницы: «« « 429   430   431   432   433   434   435   436   437  438   439   440   441   442   443   444   445   446   447  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь