Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 432   433   434   435   436   437   438   439   440  441   442   443   444   445   446   447   448   449   450  » »»

Гаутама провел там  несколько  дождливых  времен  года  и  произнес  там
большую часть своих лучших  проповедей.  Там  он  приобрел  очень  много
последователей. Между тем старый царь Судгодана, тревожно  следивший  за
жизнью своего  сына,  узнал,  что  последний  перестал  быть  аскетом  и
сделался простым странствующим проповедником и учителем. Тогда он послал
просить сына вернуться домой, чтобы  перед  смертью  повидаться  с  ним.
Будда тот час же отправился  в  Капилавасту,  и  по  своему  обыкновению
остановился в загородной роще. Отец его, и дядя  и  другие  родственники
пришли к нему, но Гаутама встретил их холодно и не выказал  им  должного
почтения. Обыкновенно таких учителей  приглашали  на  следующий  день  к
обеду, но Гаутаму никто не пригласил; поэтому на следующий день он пошел
в город с чашкой, собирать подаяние. Отец, услыхав, что сын его ходил по
улицам и просил милостыню, пришел в ужас  и,  выйдя  к  нему,  вскричал:
"Знаменитый Будда! зачем ты подвергаешь всех нас такому позору?  К  чему
ты просишь милостыню? Неужели ты думаешь, что я не в состоянии накормить
всю твою нищенствующую братию"! "Благородный отец мой, отвечал Будда,  -
таков уж обычай нашего рода". "Как так? вскричал отец,  -  разве  ты  не
потомок царского рода?  Никто  из  нашего  рода  не  унижал  себя  таким
образом". - "Благородный отец мой, сказал Гаутама, - и ты, и семья  твоя
можете требовать себе царских прав, но я происхожу от древних  пророков,
которые всегда поступали так, и обычаи их хороши, как  для  этого  мира,
так и для того, который ждет нас. Если кто-нибудь находит  клад,  то  он
обязан прежде всего поделиться им  со  своим  отцом,  отдав  ему  лучшую
часть. Позволь  мне  поделиться  с  тобой  найденным  мною  сокровищем".
Смущенный царь, приняв от сына чашу, повез его к себе в  дом.  Дворцовые
женщины вышли приветствовать  его;  но  между  ними  не  было  Язодгары,
которую он не видел с тех пор, как оставил ее спящей  с  младенцем  семь
лет тому назад. - "Я подожду и посмотрю, говорила она: -  может  быть  я
еще значу для него что-нибудь, и тогда он сам придет ко мне или  спросит
обо  мне".  Гаутама  заметил  ее  отсутствие  и,  вероятно,  помня,  что
отшельник не может прикасаться к женщине,  сказал:  -  "Царевна  еще  не
освободилась от желаний, как освободился  я,  и  не  видя  меня  столько
времени, она может еще сердится на меня? Если гнев ее не успокоится,  то
сердце ее может разбиться. Она может поздороваться со мной". Он пошел  к
ней, и она, увидав не мужа, которого ждала, а монаха, в желтой  рясе,  с
бритой головой и бритым лицом. Упала на пол, и обняв его ноги заплакала,
Затем однако  Язодгара  мало  помалу  успокоилась,  и  вскоре  сделалась
ревностною последовательницею учения  своего  мужа.  Будде  против  воли
пришлось устроить орден монахинь, в который  прежде  всех  вступила  его
бывшая жена. На следующий день была  назначена  свадьба  сводного  брата
Гаутамы Нанды, но вместо свадьбы Нанда  последовал  за  Буддой  в  рощу.
Через несколько дней Язодгара одела своего сына Рахулу и  приказала  ему
пойти и просить отца передать ему наследство. - "Я не знаю своего  отца,
сказал мальчик, - кто он такой". Мать взяла его на руки и  показала  ему
на отца, обедавшего в это время во дворце.  "Вот  этот  монах,  с  таким
светлым лицом, сказала мать, - и есть твой отец. У него четыре источника
богатств,  пойди  к  нему  и  попроси  ввести  тебя  во  владение  твоим
наследством". Рахула пошел к отцу и без  страха  почтительно  сказал:  -
"Отец мой! как я рад, что я с тобой". Гаутама молча благословил  его,  и
встал, чтобы уйти; тогда Рахула пошел за ним,  прося  его  оставить  ему
наследство. Никто из окружающих не остановил его, и они ушли в рощу, где
ребенок был принят в число учеников. Узнав об этом, царь рассердился,  и
чтобы спасти других родителей от  риска  потерять  таким  образом  своих
детей, он просил Будду не брать к себе детей без  разрешения  родителей.
Гаутама исполнил просьбу и вскоре вернулся в бамбуковую  рощу.  С  этого
времени   рассказы   о   жизни   Гаутамы   не   имеют    хронологической
последовательности, и  потому  мы  приводим  из  них  только  некоторые.
Однажды Будда подошел к богатому  земледельцу,  пахавшему  свое  поле  и
просил подаяния. Земледелец богатый брамин сказал  Будде:  "Если  бы  ты
пахал и сеял как я, то тебе не пришлось  бы  просить  милостыни".  -  "Я
тоже, брамин, отвечал Будда, - сею, пашу и пожинаю". - "Только никто  не
видит, как ты пашешь", заметил брамин.  "Вера  есть  мое  семя,  отвечал
нищий; - борьба с самим собой есть благодатный дождь; мудрость есть  мой
плуг, которым управляет. скромность. Настойчивость везет мой  плуг  и  я
направляю его своею мыслью; закон есть то поле, которое я обрабатываю, а
жатва, собираемая мною, есть бессмертный нектар  Нирваны.  Кто  собирает
эту жатву, тот уничтожает все плевелы печали".
   Один  купец  из  Сунапаранты   примкнул   к   учению   Будды,   хотел
проповедовать его своим родственникам, и спросил  на  это  разрешение  у
Гаутамы. "Народ в Сунапаранте, отвечал ему учитель, - очень дерзок. Если
люди обругают тебя, что ты будешь делать"? - "Я не стану  отвечать  им",
сказал купец. - "А если они ударят тебя, что ты будешь делать"? - "Я  не
стану бить их" - отвечал он. -  "А  если  они  захотят  убить  тебя"?  -
"Смерть сама по себе не есть зло; многие из  нас  желают  смерти,  чтобы
избавиться от мирской суеты, но я шагу не  сделаю,  чтобы  отдалить  или
приблизить ее". Эти ответы показались Будде  удовлетворительными,  и  он
отпустил этого купца на проповедь. В другой раз Гаутама, исцелил молодую
женщину, по имени Казаготами, лишившуюся от  горя  рассудка.  Казаготами
рано вышла замуж и родила ребенка, будучи  сама  еще  девочкой.  Ребенок
вскоре умер. Несчастная мать, прижимая мертвого ребенка к груди,  бегала
из дома в дом и просила дать ей для него какого-нибудь  лекарства.  Один
из приверженцев Будды сказал ей, что сам лекарства дать ей не может,  но
знает такого человека, который может помочь ей. Ее  привели  в  Гаутаме.
"Учитель, сказала она, кланяясь, - не  знаешь  ли  ты  такого  средства,
которое помогло бы моему ребенку"? - Знаю, отвечал  он.  -  Достань  мне
горсть горчичного семени из такого дома, в котором никогда не умирал  бы
ни сын, ни родитель, и никто из родных или из  рабов".  Женщина  ушла  и
везде куда она ни  входила,  она  получала  на  вопрос:  "не  умирал  ли
кто-нибудь в семье", один и тот же ответ,  что  живых  мало,  а  умерших
много. Наконец, она стала успокаиваться,  и  пошла  обратно  к  Гаутаме,
оставив ребенка своего в лесу. - "Принесла  ли  ты  горчичного  семени"?
спросил ее учитель - "Не принесла, отвечала  она,  -  потому  что  живых
мало, а мертвых много". Он стал излагать ей свое  учение  о  непрочности
всего земного, так что сомнения ее разъяснились, и она,  помирившись  со
своим несчастьем, стала его ученицей. Будда проповедовал  в  продолжение
сорока пяти лет, не отходя далеко от Бенареса и проводя дождливое  время
года в домах, принадлежавших обществу буддистов. С Гаутамой  ходили  его
родственники. Один из его двоюродных  братьев  стал  завидовать  успехам
Гаутамы и  побуждал  царя  Аджатасатру  возбудить  преследование  против
Гаутамы и его приверженцев. Рассказы о том  как  Гаутама  избавлялся  от

Страницы: «« « 432   433   434   435   436   437   438   439   440  441   442   443   444   445   446   447   448   449   450  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь