Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 529   530   531   532   533   534   535   536   537  538   539   540   541   542   543   544   545   546   547  » »»

1808 г. отправлен в Португалию, принял там  начальство  над  британскими
войсками, и, после  нескольких  удачных  дел  с  французскими  отрядами,
совершенно разбил маршала Жюно при  Вимиейре.  Затем  он  возвратился  в
Англию, но в апреле 1809 г. опять прибыл  в  Португалию,  где,  совершив
смелый переход с союзными войсками через  р.  Дуро  (11  мая),  взял  г.
Опорто и принудил маршала Сульта к отступлению.  1810  г.  ознаменовался
делом при Бузако, обороной Торрес-Ведрасской укрепденной позиции, осадой
Альмеида и взятием Сиудад-Родриго, при чем действия  В.  постоянно  были
успешны.  Испанские  кортесы  сделали  его  маркизом  Торрес-Ведрасским,
испанским грандом и герцогом Сиудад-Родригским,  а  принц-регент  возвел
его в звание графа В. В 1812 г. В. взял Бадахос, разбил маршала  Мармона
при Саламанке и вступил в Мадрид. После неудачного приступа к Бургосу В.
отступил в Португалию;  но  когда  в  1813  г.  часть  французск.  войск
выступила из Испании, то  он  снова  занял  Мадрид  и  21  июня  одержал
блестящую победу при Виттории. За это сражение, освободившее Испанию  от
французов, В. был произведен  в  фельдмаршалы.  В  октябре  1813  г.  В.
вступил во Францию, одержал несколько побед над марш.  Сультом  и  занял
Тулузу, где узнал о заключении мира в Париже. За  подвиги  свои  В.  был
щедро награжден английским правительством:  принц-регент  пожаловал  ему
титул герцога, а парламент назначил 300 тыс. фунтов  стерл.  на  покупку
имения. По возвращении Наполеона с о-ва Эльбы, В. принял начальство  над
союзною англоголландскою армиею и вместе с Блюхером одержал  решительную
победу при Ватерло, после которой вторгнулся во Францию и  занял  Париж.
По заключению 2-го Парижского мира он  был  сделан  главным  начальником
союзных войск во Франции и оставался там до конца оккупации.  В  1818  и
1822 гг. он принимал участие в конгрессах Аахенском и Веронском; в  1826
г.  был  послан  в  Россию,  для  поздравления  императора   Николая   с
восшествием на  престол;  в  1828  г.  сделался  первым  министром.  Его
министерство  имело   решительно   торийский   характер,   но,   уступая
обстоятельствам, приняло  на  себя  в  1829  г.  инициативу  эмансипации
католиков. Впечатление, произведенное французской июльской революцией, и
вступление на английский престол Вильгельма  IV  повлекли  за  собою,  в
ноябре 1830 г., падение министерства В. С  своим  обычным  упорством  он
противился  парламентской  реформе  и  этим  возбудил  в  народе   такое
негодование,  что  подвергся  публичному  оскорблению.   По   увольнении
министерства вигов в ноябре 1834 г., В. принял, в кабинете Роберта Пиля,
управление министерством иностранных дел; но уже при открыли сессии 1835
г. министерство принуждено было удалиться. Когда Пиль, в  сентябре  1841
г., снова составил министерство, В. еще раз вступил  в  кабинет,  но  не
взял  в  нем  никакого  определенного  портфеля.  К  немалому  огорченно
коренных ториев, он, под влиянием Пиля,  высказался  за  отмену  хлебных
законов.  После  падения  Пиля  (1846)  В.  удержал   за   собою   место
главнокомандующего войсками, вместе с  должностями  губернатора  Тоуэра,
лорда-хранителя  пяти  гаваней  и  канцлера  оксфордского  университета.
Держась в стороне от партий, он действовал в качестве посредника, и сама
королева обращалась к его советам в затруднительных вопросах. В. не  был
гениальным человеком, но обладал недюжинным умом, живым сознанием  долга
и в особенности непреклонною твердостью. Его прежняя непопулярность была
забыта, и он пользовался любовью и уважением народа, когда его  застигла
смерть 14 сентября 1852 г. Тело его было предано  земле  с  королевскими
почестями в соборе св. Павла.

   Литература. Ср. издан. Gurwood, "Despatches of fieldmarschal the duke
of  W."  (Лонд.,  1836  -  38);  издан,  сыном   В.,   Артуром-Ричардом,
"Supplementary despatches, correspondence and memoranda" (Лонд., 1868  -
73); "Speeches in parliament" (Лонд., 1854);  также  Bauer,  "Leben  und
Feldzuge des Herzogs von W. " (Кведлинбург. 1840); Pauli, "Arthur Herzog
von W. " (в  "Der  Neue  Plutarch",  т.  6,  Лейпц.,  1879);  Brialmont,
"Histoire du duc de Wellington" (1856 - 57).
   Веллингтон  (Wellington)  -  главн.  гор.  (с  1876)  брит.   колонии
Ново-Зеландии,  прежней  провинции  Веллингтон,   на   западном   берегу
Порт-Никольсона,  просторной  и   безопасной   бухты   Кукова   пролива;
местопребывание губернатора и парламента  колонии;  соединен  с  Непиром
железной  дорогой,  а  с  Сиднеем,  Мельбурном,  равно  как  с  гаванями
Ново-Зеландии, правильными пароходными рейсами. В 1886 г. в В., вместе с
его 4-мя предместьями, было. 27833 жителей, часть  которых  состояла  из
маорисов.  Два  театра,   шесть   банков,   музей,   ботанический   сад;
значительная торговля. Все  частные  постройки,  вследствие  случающихся
здесь землетрясений, возведены из дерева. В. основан в янв. 1840 г.
   Велосипед или самокат (Velocipede, Fahrrad,  cycle).  -  Этим  именем
обозначают разнообразные экипажи, приводимые в  движение  едущим  в  нем
человеком. Колеса  так  облегчают  передвижение  грузов;  что  мысль  об
устройстве В. должна была явиться очень давно и  развиваться  постепенно
усилиями многих изобретателей. Действительно, есть указания, что  уже  в
первой половине XVII столетия существовали самодвижущиеся повозки такого
рода в Генуе, Пизе, Болоньи и Нюрнберге. Сохранился даже рисунок  ручной
повозки, которую устроил для  себя  захромавший  нюрнбергский  часовщик,
Фарфлер: она приводилась в движение сидящим в ней человеком помощью двух
рукояток на горизонтальной оси.  Озанам,  в  своей  книге:  "Recreations
Mathematiques et Physiques",  изданной  в  1793  году,  пишет,  что  уже
несколько лет как в Париже  встречают  коляску,  приводимую  в  движение
лакеем, напирающим попеременно ногами  на  подножки,  скрытые  в  кузове
экипажа и передающие движение средней оси. На рисунке Озанама  изображен
как весь  экипаж,  с  лакеем,  стоящим  сзади,  и  барином,  управляющим
передним ходом на подобие руля в лодке, так и  внутренний  механизм:  на
оси задних колес насажены два храповых колеса,  на  которые  попеременно
действуют помощью собачек,  подножки,  связанные  веревкой,  перекинутой
чрез блок.
   Немецкий лесничий фон Дрейз в 1817 г. изобрел так называемую дрезину,
вошедшую в моду в 1819 г. в Париже и Лондоне, где ее назвали  игрушечною
лошадкою (hobby horse). Из многих  сохранившихся  рисунков  и  карикатур
видно, что она состояла из узенького сиденья на  двух  высоких  колесах,
укрепленных одно за другим, как в  современных  двухколесных  В.  Высота
сиденья была такова, что ноги человека, сидящего на нем  верхом,  слегка
доставали до  земли  и  он  мог  сообщать  себе  значительную  скорость,
отталкиваясь попеременно то  той,  то  другой  ногой.  Название  дрезина
применяется теперь только к ручным железнодорожным повозкам.
   В 1836 г., в Англии, медник Дальзель приделал к "игрушечной  лошадке"
Дрейза  подножки,   чтобы   вращать   колесо   ногами,   но   настоящими
изобретателями современного В. надо считать  парижан:  Мишо,  который  в

Страницы: «« « 529   530   531   532   533   534   535   536   537  538   539   540   541   542   543   544   545   546   547  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь