Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 534   535   536   537   538   539   540   541   542  543   544   545   546   547   548   549   550   551   552  » »»

производительная  сила  (A.  gennhteira,  gamostoloV).  Рассказы  о   ее
замужестве с безобразным Гефестом (Вулканом) и о любовных похождениях  с
Ареем   (Марсом)   являются   впервые   в   Одиссее;   они   позднейшего
происхождения. Из рассказа Гезиода о рождении Афродиты из  морской  пены
возникает представление о ней как покровительнице  мореплавания;  отсюда
ее эпитеты: Jalassia,  pelagia  (морская)  и  Anaduomenh  (выходящая  из
морской пены),  Euploia,  Limnsia(дающая  благополучное  плавание).  Под
финикийским влияем Афродита сближается с Астартой и  становится  богинею
страсти  и  чувственности.  В  Афинах   почиталась   Афродита   Пандемос
(всенародная),   которая,   как   покровительница    брака,    считалась
олицетворением народного союза и единства. Потом она  была  низведена  в
Афродиту Гетеру (Etaira), а в Коринфе и Ефесе даже имела  эпитет  pornh,
т.е. представительница грубой и  разнузданной  чувственности.  Последней
противопоставляется  Афродита  Урания   (небесная),   которая   особенно
почиталась в Сиконе и Аргосе и отождествлялась с старшей из трех  Парок,
богинею судьбы.
   Когда культ Афродиты был перенесен в Рим и отождествлен с  Венерой  -
неизвестно; но вероятно, что он перешел туда из Сицилии, где очень  рано
был воздвигнут  храм  Афродиты  Эрицинской.  Древне-римская  Venus  была
богинею садов, весны, произрастания и  расцвета;  но  затем  В.  в  Риме
получает все эпитеты Афродиты и  соответствующие  последним  разнородные
культы;  отсюда  Venus  genitrix,  V.  Victrix,   vulgivaga,   libitina,
celestis. Цезарь и Август особенно покровительствовали  культу  В.,  как
прародительницы (чрез Анхиза и Энея) римского народа и рода Юлиев. В  46
г. до Р. X. Цезарем воздвигнут на новом  форуме  великолепный  храм.  По
местностям, где культ Венеры-Афродиты пользовался особенным почетом  она
носила названия Citherea, Cyprida,  Cnida,  Pathia,  Amathusia,  Idalia,
Erycine и др. В. посвящены,  как  символы  любви,  мирт  (отсюда  эпитет
Myrtia), роза, яблоко, как символы плодородия - мак, голубь,  воробей  и
заяц, как морской богине - дельфин и лебедь.
   В древнегреческом искусстве тип изображений Венеры  прошел  чрез  ряд
последовательных  изменений.  Первые  пластические  олицетворения   этой
богини, как и самый ее культ,  проникли  в  Грецию  с  остр.  Кипра;  но
происхождение их надо искать в более отдаленных странах -  в  Вавилонии,
Халдее и Сузиане, где  воздавалось  поклонение  божествам,  по  значению
близким к греческой  Афродите,  и  откуда  дошли  до  нас  терракотовые,
варварски-натуралистические статуэтки  богини,  виновницы  зарождения  и
размножения всего живущего, изображающие ее  в  виде  нагой,  украшенной
головным убором, ожерельями и браслетами, женщины, обеими руками  жмущей
себе груди для того, чтобы  полилось  из  них  молоко  (напр.,  одна  из
статуэток луврского музея).  Чрез  посредство  финикиян,  этот  прототип
изваяний Афродиты был занесен из  Азии  на  Кипр,  как  то  доказывается
несколькими его воспроизведениями, найденными  на  сем  острове.  Прямое
азиатское происхождение следует приписать и тем кипрским  статуэткам,  в
которых богиня является в длинной одежде и держит в правой руке  яблоко,
или цветок, а левую руку скрытою под одеждой, у груди. Усвоив  себе  эти
типы, греческое искусство архаического периода долго не  расставалось  с
ними, но потом внесло в них чисто эллинскую строгую грацию. По-видимому,
в  начальную  пору,  Греция  знала  только  одну  "Небесную"   Афродиту,
Афродиту-Уранию, власть которой распространяется на всю  природу  и,  по
выражению Еврипида, низводит на  землю  любовь  и  плодородие.  В  своих
изваяниях, она уже перестает быть беззастенчиво  нагою,  но  облечена  в
хитон и тунику, в одной руке держит у груди яблоко, цветок или голубя, а
другою слегка приподнимает подол своей одежды (фрагмент статуи в лионск.
музее). К прежним представлениям о богине  в  непродолжительном  времени
присоединяется понятие об ее чарующей красоте; но даже в V в.  греческая
пластика остается верна строгому  архаическому  типу.  К  сожалению,  от
этого  века  не  сохранялось  мраморных  статуй  Афродиты,  но   другие,
относящиеся к нему, памятники представляют ее одетою вполне  скромно,  в
длинное платье и аттический хитон. Такою мы видим ее, напр., в бронзовых
статуэтках, из которых многие служили  подставками  для  зеркал  (напр.,
одна из бронз копенгагенск. муз.), в рисунках на  вазах  и  в  фрагменте
восточного парфенонского  фриза  великолепного  рельефа,  принадлежащего
школе Фидия. Такой характер, можно сказать с уверенностью, имели  и  три
статуи Афродиты, исполненные самим великим афинским ваятелем и "Афродита
в садах" (enkhpoiV) его ученика, Алкамена. По мере того,  как  искусство
греков  становилось  менее  религиозным,  иконографический  тип   богини
утрачивал  свою  строгость,   делался   более   соблазнительным,   более
чувственным. Самая  личность  ее,  так  сказать,  раздвоилась:  рядом  с
прежней    Афродитой-Уранией,    явилась    другая,    Афродита-Пандемос
(всенародная), олицетворявшая собою идею плотской любви и сладострастия.
Постепенные видоизменения, испытанные при  этом  иконографическим  типом
Венеры,  можно  проследить  по  значительному  количеству   ее   статуй,
относящихся к разным эпохам: мало помалу она  освобождается  от  одежды;
сначала легкий хитон еще облекает ее тело,  обрисовывая  его  молодые  и
стройные формы и оставляя открытыми только правое плечо и правую  грудь;
нередко богиня одною рукою надевает себе на  плечо  развевающийся  сзади
плащ, а в другой держит яблоко  (одна  из  статуй  музея  Киарамонти,  в
Ватикане). Это - тип покровительницы преимущественно брачных союзов.  Те
же черты  впоследствии  получает  у  римлян  Венера-Родительница  (Venus
Genetrix), лучшие статуи которой хранятся в  галерее  виллы  Боргезе,  в
Риме, и в неаполитанск. музее. Дальнейший шаг  в  указанном  направлении
составляют полуодетые изваяния, образцом которых  может  служить  Венера
Милосская, в Луврском музее - великолепная статуя, найденная в  1820  г.
на остр. Милосе и принадлежащая, если не самому Сконасу,  то  одному  из
даровитейших его учеников. В ней верхняя часть  обворожительно  красивой
женщины представляется в полной  наготе,  а  нижняя,  начиная  с  бедер,
изящно прикрыта спущенною с  туловища  драпировкою;  отбитыми  и  теперь
утраченными руками богиня, как предполагают археологи,  поддерживала  на
своих коленах щит, в который смотрелась, как в зеркало  (см.  Ravaisson,
"La Venus de Milo", (1871); v. Goeler, "Die Venus von  Milo"  (1879);  а
также исследования Гассе (1882) и Киля (1882). Здесь  художник,  наделив
богиню  военным  атрибутом,  очевидно,  хотел  выразить   идею   об   ее
победоносном могуществе - идею о том, что  против  ее  власти  ничто  не
может устоять (Афродита-Никифорос, т.е. Победительница). Если судить  по
значительному числу вариаций этого типа, повторяющегося и в статуях, и в
других  памятниках,  -  он  был  в  большом  распространении.  Из  таких
вариаций,  особенно  интересна  т.  наз.   Капуанская   Венера,   статуя
неаполитанского музея, изображающая богиню также обнаженною до  бедер  и
попирающую  шлем  левою   ногою.   В   IV   стол.,   великий   скульптор

Страницы: «« « 534   535   536   537   538   539   540   541   542  543   544   545   546   547   548   549   550   551   552  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь