Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 542   543   544   545   546   547   548   549   550  551   552   553   554   555   556   557   558   559   560  » »»

Париже он поступил в Ecole des beaux-arts  и  работал  под  руководством
французского  художника  Жерома.   Возвратившись   из-за   границы,   он
отправился на Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование  в
одном из женских учебных заведений. Рисунки типов и сцен, вывезенные  им
с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах "Le Tour
de Monde" и в русском "Всемирном Путешественнике"; некоторые из них были
на  академической   выставке   1867   г.   Они   имеют   значение   лишь
этнографическое. В 1864 г. В. был на Дунае и затем снова посетил Кавказ;
приехав  в  1865  г.  в  Петербург,  он  просил  академию   выдать   ему
свидетельство в том, что  он  награжден  серебряной  медалью  и  что  он
путешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с художественной  целью  -
что и было сделано. В 1865 г. он опять отправился в Париж и  пробыл  там
целый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну  из  своих  картин.  В
1867 г. В. отправился в Туркестан, где состоял  при  генерал-губернаторе
Кауфмане; между прочим, он отличился в военном деле под Самаркандом,  за
что и получил орден св.  Георгия.  Возвратившись  из  Туркестана,  он  в
третий раз поехал заграницу; частью жил  в  Париже,  частью  в  Мюнхене.
Почти  все  его  туркестанские  картины  написаны  в  Мюнхене.   Публика
особенное  внимание  обратила  на  "После   удачи",   "После   неудачи",
"Опиумоеды",  а  также  на  фотографию  с  картины,  уничтоженной  самим
художником "Бача со своими поклонниками".  Вся  коллекция  туркестанских
картин была выставлена В. в Лондоне, в  1873  г.,  и  произвела  сильное
впечатление. Через год и Петербург увидел эту коллекцию,  где  она  была
выставлена бесплатно. В виду толков и обвинений  в  тенденциозности,  В.
снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции:
"Окружили-преследуют", "Забытый" и "Вошли". Вся коллекция состоит из 121
нумера. В 1874 г. совет  академии,  во  внимание  к  его  художественным
трудам, возвел В.  в  звание  профессора,  о  чем  В.  и  был  уведомлен
оффициально; но В., считая все чины и  отличия  в  искусстве  безусловно
вредными, отказался от этого  звания.  Тогда  совет  академии  определил
исключить В. из списка ее членов. В Индии В. пробыл два года, а  в  1876
году  поселился  в  Париже,  где  принялся  писать  картины  по  этюдам,
привезенным из Индии. В следующем году В. отправился на  Дунай;  там  он
состоял при Скобелеве и Гурко и получил  рану  во  время  пребывания  на
миноносце лейтенанта  Скрыдлова.  Затем  присутствовал  при  Плевненской
битве и во время кавалерийского  набега  на  Адрианополь  исполнял  даже
должность начальника штаба. Он объездил почти  всю  Болгарию,  привез  в
Париж огромное количество этюдов и  работал  там  над  выполнением  этих
военных картин целые два года. И в 1879 и  1880  гг.  он  выставлял  обе
коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883
году в Москве и Петербурге. Индийских картин всего 32,  а  болгарских  -
13. В 1884 г. В. отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды.
Возвратившись в Европу, он в 1885 - 88 гг. выставлял  свои  палестинские
картины  на  сюжеты  из  Нового  Завета  в  Вене,  Берлине,  Лейпциге  и
Нью-Йорке.  Обладая  замечательным  талантом  (блестящий  колорист),  В.
является решительным приверженцем реализма  в  искусстве,  берет  сюжеты
только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь  для
протеста против ужасов войны. В  своих  картинах  из  Нового  Завета  он
решительно порывает всякую связь с традицией  религиозной  живописи.  Во
всяком  случай  В.  нельзя  не  считать  одним  из  самых  замечательных
художников современной Европы. Его выставки в России, Европе  и  Америке
возбуждали всегда много толков, а статьи о нем,  на  разных  европейских
языках и в том  числе  на  русском,  без  преувеличения  можно  сказать,
составляют  целую  литературу.  Как  литератор,   В.   известен   своими
путешествиями  и  воспоминаниями,  как   напр.,   "Заметки,   очерки   и
воспоминания", "Поездка  в  Гималаи".  В  журнале  "Художник"  Верещагин
поместил в 1890 году статью под заглавием "Реализм", в которой выступает
жарким защитником реализма в искусстве.
   Д.Б.
   Верлэн (Поль Verlaine) - франц. поэт, один из  представителей  т.  в.
школы декадентов, род. в 1844 г. в Меце. В первых своих  стихотворениях,
напечатанных в "Parnasse contemporain", точно также, как в своем  первом
сборнике стихотворений
   -   "Les   poemes   saturniens"   Верлэн   не   обнаруживает   ничего
оригинального, а своей  афектированной  невозмутимостью  и  холодностью,
преклонением исключительно пред  идеалом  чистой  красоты,  примыкает  к
школе парнасцев. Это  деланное  спокойствие  поэт  отбрасывает  в  своих
"Romances sans  paroles",  мотивами  которых  является  особое  душевное
настроение,  овладевшее  человеком,  изверившимся  в  старые  идеалы   и
страстно ищущим новых путей и выхода из давящей его атмосферы  пошлости;
отсюда  искание  чего-то  неестественного  и  сверхестественного,  жажда
"красивой смерти" и подобных утонченных болезненных  ощущений.  Внося  в
свои стихотворения неопределенность,  смутность,  неясность  настроения,
Верлэн старается найти для его выражения  новые  метрические  формы;  он
пренебрегает метрикою  классиков  и  романтиков,  варьируя  одновременно
всевозможные размеры, подыскивая особые  редкие  рифмические  сочетания,
или  совсем  отказывается  от   рифмы,   заменяя   ее   неуловимою   для
обыкновенного  уха  гармоничностью   составных   частей   стиха.   После
нескольких  лет  молчания   истомившаяся   от   безверия   душа   поэта,
по-видимому, находит успокоение в пламенном католицизме  и  сборник  "La
Sagesse" (1880) отражает это новое настроение. Кроме названных соч.,  В.
напечатал еще "Les fetes galantes" (1869); "La  bonne  chanson"  (1870):
"Jadis et Naguere" (1885); "Amour" ( 1888); "Bonheur" и  "Parallelement"
(1890). В своем  критическом  очерке  "Les  poetes  maudits"  В.  делает
попытку дать характеристику  новейшей  школы  поэтов-символистов  (иначе
декадентов)и возводить в  гении  своих  товарищей  Rimbaud,  Corbiere  и
Mallarmee,  произведения  которых,  однако,  совершенно  недоступны  для
понимания обыкновенного читателя. Среди этой странной, выросшей на почве
аффектированной нервозности  и  действительной  душевной  расшатанности,
поэзия  декадентов,  некоторым  стихотворениям  В.  нельзя  отказать   в
искренности чувства, а ему самому
   - в поэтической чуткости.  "Душа  этого  больного,  дикого  ребенка",
сказал о нем Жюль Леметр, "часто  слышится  музыка,  недоступная  никому
другому".
   М.
   Верн (Jules Verne) -  современный  французский  писатель,  родился  в
Нанте 9 февраля 1828 года, изучал юриспруденцию в Париже. Дебютировал на
литературном поприще очень рано и очень скромно рассказами и  комедиями,
не  имеющими  ничего  общего  с  областью,  в  которой  он   прославился
впоследствии;  в  некоторых,  впрочем,  из  его  юношеских  произведений

Страницы: «« « 542   543   544   545   546   547   548   549   550  551   552   553   554   555   556   557   558   559   560  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь