Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 » »» жителей, занимающихся фабрикацией часов, оружия, инструментов, железной и медной утвари, кашмировых шалей, бумажных тканей и т. д. В парке В. находятся увеселительные замки - малый и большой Трианон. В конце XVI столетия В. был маленькой деревушкой в лесу, где иногда охотился Генрих IV. Людовик XIII построил там охотничий дом, а потом охотничий замок, Людовик XIV, не любивший Сен-Жермена решил в 1660 году превратить версальский замок в королевский дворец. Исполнение плана было поручено архитектору Лево, и уже в 1664 г. оба боковых флигеля, окружающие так называемый мраморный двор; были готовы настолько, что Людовик XIV мог давать там блестящие придворные балы. Вслед затем возведено было главное здание дворца и раскинуть дворцовый парк, по плану Ленотра. В феврале 1672 г. Людовик XIV окончательно избрал В. своей резиденцией. Работы, тем временем, продолжались и за смертью Лево ими заведовал Жюль Гардуен Мансар, племянник знаменитого Мансара. Лицам, выразившим желание строиться в соседстве дворца, предоставлены были разные льготы, и мало-помалу вокруг королевской резиденции возник большой город. Версаль продолжал оставаться резиденцией королей и при Людовиках XV и XVI. За это время население его возросло до 100000 человек, но оно быстро стало убывать, когда двор, в октябре 1789 г., вынужден был переехать в Париж. В революционную эпоху версальский замок пришел в упадок; при директории одна часть его была обращена в отделение инвалидного дома, а другая - в картинную галлерею. Наполеон I ограничивался тем, что старался поддерживать дворец и парк в сносном состоянии. Луи-Филипп заново отделал внутренние помещения замка и обратил их в величественный национальный музей, представляющий собою наглядную историю Франции с самых древних времен монархии, рассказанную в картинах, памятниках и т. д. Фасад замка, обращенный к городу, носит на себе следы различных эпох и планов, а потому не производит особенного впечатления. Тем величественнее сторона, обращенная к парку, несмотря на несколько утомительную ее правильность. В том же вкусе внутреннее устройство замка, производящее впечатление роскоши, блеска и величия. Большая зеркальная галерея, называемая также галереей Людовика XIV, представляет единственное в своем роде зрелище. Она занимает всю садовую часть среднего флигеля и поражает своими плафонами, рисунками, зеркалами, колоннами, пилястрами, золотыми украшениями и мраморной отделкой. Замечательны еще зала Геркулеса, galerie des batailles, oeil de boeuf, часовня, театр и т. д. Парк представляет мастерское произведение искусства; он разбит террасами и хотя устроен в сухом, церемонном стиле XVII века, но эффектен своими куртинами, лужками, оранжереями, бассейнами, фонтанами, многочисленными статуями и т. д. 1 мая 1756 г. в В. был заключен союз между Австрией и Францией, имевший своим последствием Семилетнюю войну, а 3 сент. 1783 г. - мирный договор между Францией и Северной Америкой, с одной стороны, и Англией, с другой. Во время Франкопрусской войны В. был занят 18 сентября 1870 г. немецкими войсками и сделался центральным базисом военных действий немецкой армии, осадившей Париж. 5 октября туда прибыл король Вильгельм и основал свою главную квартиру в префектуре, тогда как замок был обращен в лазарет. 18 января 1871 г., в зеркальной галерее, король Вильгельм провозглашен императором германским. После долгих переговоров между Бисмарком и французскими уполномоченными, Тьером и Жюль Фавром, здесь подписаны 26 февраля 1871 г. предварительные условия мира, за которыми 10 мая последовало заключение окончательного мира во Франкфурте на Майне 12 марта немецкие войска очистили город, сделавшийся затем резиденцией правительства Тьера и французского национального собрания, а также главной квартирой маршала Мак-Магона во время коммуны. Отсюда последний громил Париж и занял столицу. После восстановления порядка В. оставался резиденцией президента Французской республики и законодательного собрания, а потом и обоих палат, до весны 1879 г. Ср. Есkard, "Recherches historiques sur V. " (Париж, 1836); Laborde, "V. ancien et moderne" (Париж, 1840); Gavard, "Galeries historiques de V. " (1837 - 1844; дополнение 1847 - 1849); Boudin, "Histoire genealogique du musee des croisades, palais de V. " (Париж, 1858 - 66); Dassieux, "Le chateau de V. " (2 изд., Париж, 1887); Bosq, "V. et les Trianons" (Париж, 1887); Laurent Hanin, "Histoire municipale de V. " (Париж, 1885). Верстовский Алексей Николаевич, один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности, и как исполнитель, и как компознтор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В. нередко выступал в концертах. Семнадцати лет он сочинил музыку к водевилям: "Бабушкины попугаи", "Карантин", "Станислав" и, в сотрудничестве с А. А. Алябьевым - к водевилю "Новая шалость". Музыка оказалась игривой, мелодичной, не лишенной свежести. Ободренный успехом, В. взялся за более обширные сочинения и написал три оперы-водевиля: "Проситель", "Пастушка" и "Старушка волшебница". В этот юношеский период им написана также музыка к стихам Жуковского: "Гезиод и Омир", "Светлана" (три песни), "Пустынник" и к стихам Пушкина: "Слыхали ль вы" и "Черная шаль". Эти неболыния вокальные произведения пользовались в свое время огромным успехом. Кроме того, в это время он написал несколько нумеров духовной и балетной музыки. Опера "Пан Твардовский" (1828) открывает второй период композиторской деятельности В., в котором талант его достигает большей зрелости и наконец полного расцвета. Опера эта была поставлена в Москве, на сцене петровского театра. Либретто написано Загоскиным, а сюжет заимствован из старинной польской легенды. Эффект нового произведения, представлявшего первый опыт народной оперы, был огромный. Благодаря легкости и рельефности мелодии, многие отрывки из этой оперы сделались любимыми в разных слоях общества. Их распевали всюду, даже в цыганских таборах. Особенной популярностью пользовался хор "Мы живем среди полей и лесов дремучих". Опера эта проникнута тем фантастическим романтизмом, который господствовал тогда на Западе и пересажен на русскую почву Жуковским. Музыка указывает на сильное влияние Вебера. Преобладающая форма в этой опере - куплетная. Настоящий драматически музыкальный элемент в опере почти отсутствует. Чрез четыре года, в 1832 году, в том же театре была поставлена вторая опера В.: "Вадим или двенадцать спящих дев", на тексты Шевырева. Эта опера по типу сходна с предыдущей, хотя немного слабее ее. Апогея славы В. достиг своей оперой "Аскольдова могила", поставленной в 1835 г. После Фомина, композитора екатерининских времен, В. является в "Аскольдовой могиле" одним из первых пионеров в деле создания национальной русской оперы и предшественником Глинки. Заслуга В. заключается именно в том, что он Страницы: «« « 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |