Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 535   536   537   538   539   540   541   542   543  544   545   546   547   548   549   550   551   552   553  » »»

новоаттической школы решается на еще  более  смелое  видоизменение  типа
богини и снимает с ее всяческие  покровы.  Жители  остр.  Коса  заказали
Праксителю изваять для них Афродиту,  но  вместо  одной  ее  статуи,  он
исполнил две: одну - одетую, другую - совсем  нагую;  заказчики  выбрали
первую, как более согласную с религиозным преданием; вторую же приобрели
книдяне поставившие ее в небольшом храме, открытом со всех  сторон,  для
того; чтобы было удобнее любоваться ею. Книдская статуя (см.  статью  С.
Рейнаха: "Книдская Венера", в "Вестнике изящ.  иск.  ",  1888  г.,  стр.
189), красоте которой древние писатели расточают  восторженные  похвалы,
изображала богиню в тот, момент, когда  она,  скинув  с  себя  последнее
покрывало, кладет его на близстоящую вазу и входит в воду, для  купанья.
Ни подлинное произведение Праксителя, ни непосредственные копии с  него,
не уцелели, и мы можем судить об общем виде книдской Афродиты только  по
ее изображениям на некоторых монетах. Но созданный Праксителем  тип  как
нельзя  более  соответствовал  чувственному  вкусу  тогдашних  греков  и
следовавших за ними поколений, а потому  повторялся,  можно  сказать,  в
несчетных вариациях.  Наиболее  близкими  воспроизведениями  этого  типа
могут считаться Венера палаццо  Браски,  хранящаяся  ныне  в  мюнхенской
глиптотеке, ватиканская Венера  и  одна  из  статуй  виллы  Лудовизи.  В
позднейшее время, подражатели Праксителя стараются  придать  этому  типу
еще более чувственный характер, видоизменяя на разный лад  тему  Венеры)
выходящей из морских волн  (В.  Анадиомены),  или  идущей  купаться.  Из
относящихся сюда статуй пользуются известностью в особенности: 1) Венера
Медицейская,  в  музее  Уффици,  во  Флоренции,  с  фальшивою   подписью
афинянина Клеомена, но исполненная, на самом деле в  Риме,  в  последнем
стол. до Р. X.; богине приданы в ней черты весьма  молодой,  только  что
расцветшей красавицы, стыдливо прикрывающей одною рукою  свою  грудь,  а
другою - лоно. 2) Венера Капитолийского музея в Риме, похожая по позе  и
жесту на Медицейскую, но изображающая богиню в  виде  женщины  с  вполне
развитыми формами. Повторения обеих этих статуй  встречаются  во  многих
музеях, между прочим и в Имп. Эрмитаже, где т. наз.  Венера  Таврическая
составляет дубликат В. Медицейской, а извлеченная  недавно  из  забвения
Гатчинская Венера - дубликат Капитолийской. Тот же мотив купанья,  но  в
другой композиции представляют статуи богини,  присевшей  на  землю,  из
числа которых можно указать, как на лучшие, на Venus accroupie Луврского
музея и на  Фарнезскую  Венеру  неаполитанск.  музея.  Было  бы  слишком
продолжительно  останавливаться  на  всех  тех  концепциях,  в   которых
выражался чувственный, лишенный всякой религиозности, взгляд  на  богиню
любви  и  красоты  позднейших  греко-римских  художников,   продолжавших
изображать  ее  в  наготе,  то  снимающею  с  ноги  своей  сандалию,  то
выжимающей воду из мокрой косы (статуя коллекции Торлониа, в  Риме),  то
любующейся собою в зеркало, и т.п. К  разряду  подобных  статуй  следует
причислить Венеру - Калипигу неаполитанск. музея, хотя и не скинувшую  с
себя туники; хотя и прелестную по  формам,  но,  по  мотиву  движения  и
общему замыслу, впадающую в тривиальность.  Замечательно,  что  античное
искусство,  под  конец  своего  существования,  вернулось,  в  отношении
Афродиты, к ее первоначальному, архаическому типу,  несмотря  на  утрату
веры в нее и, во всяком случае,  на  коренную  перемену,  происшедшую  в
представлении о ней. Выработанный им образ  богини  перешел  и  в  новое
искусство,  которое,  с  эпохи  Возрождения  и  до  наших  дней,  любило
передавать в ее  лице  идеал  женской  красоты  и  грации.  В  составных
композициях и  группах,  античная  скульптура  и  живопись  сопровождали
Афродиту  то  Эротом,  то  Ареем,  то   Адонисом,   то   второстепенными
божествами,  каковы:  Пайдиа  (веселье),  Пейфо   (убеждение),   Эвномия
(гармоничность) и Хариты,  или,  в  сюжетах  из  цикла  легенд  о  Трое,
выводили вместе с нею на сцену Париса, вручающего ей яблоко Гесперид,  и
Елену (превосходный рельеф Неаполитанского музея).
   Л. Сомов.
   Венера - одна из больших планет, известных уже в древности;  из  всех
небесных светил В. по яркости уступает лишь солнцу и  луне;  иногда  она
дает слабо видимую тень, иногда бывает видна даже  днем.  Орбита  Венеры
лежит внутри орбиты земли, вследствие чего угловое расстояние Венеры  от
солнца не превышает 48ё, и ее  можно  видеть  или  вечером  на  западной
стороне неба или утром на восточной стороне; вот почему древние называли
В.  вечернею,  (experox,  hesperus)  и   утренней   звездою   (ewsjorox,
phosphorus).  Невооруженному  глазу  В.  представляется  яркой  звездою;
наблюдая же ее чрез трубу, легко убедиться, что она, подобно луне, имеет
фазы. Фазы В. открыты Галилеем (1610). - Движение  Венеры  около  солнца
совершается  почти  по  кругу  (эксцентриситет  ее  орбиты   =0,007)   в
плоскости, наклоненной к плоскости эклиптики под углом в 3ё в 225  дней.
Среднее расстояние В. от солнца равно 108 миллионам килом. Расстояние В.
от земли изменяется от 40 до 256 мил. килом., это  изменение  расстояния
В. от земли влечет за собою изменение видимого углового диаметра планеты
между 60" и 10".  -  Размеры  В.  мало  отличаются  от  размеров  земли:
истинный диаметр В. = 0,992 диаметра земного  шара,  объем=0,976  объема
земли. Масса В. =0,79 массы земли, плотность=0,81 плотности земли. -  До
последнего времени принимали, что время оборота В. около  ее  оси  равно
23h 21m (по исследованиям Кассини [Jacques], Шретера,  Де-Вико);  но  из
новейших изысканий Скиапарелли следует заключить, что  это  время  равно
времени оборота В. около солнца, т.е. приблизительно  225  дням,  причем
ось вращения почти перпендикулярна к плоскости эклиптики  (Schiaparelli,
"Considerazioui sul moto rotatorio del pianeta Venere", 1890). -  Весьма
вероятно, что В. окружена атмосферой, мало  отличающейся  от  нашей.  Во
время нижнего соединения В., если расстояние ее от одного  из  узлов  ее
орбиты, считаемое по эклиптике, не превышает 1ё8, усматривается  в  виде
черного кружка на диске солнца; это явление называется  прохождением  В.
пред диском солнца.  Наблюдения  прохождений  В.  доставляют  прекрасное
средство для определения параллакса солнца, из которого можно  вычислить
расстояние солнца от  земли,  на  что  впервые  указал  Галлей  (Halley,
"Methodus singularis, qua solis parallaxis ope Veneris etc.  determinari
poterit" 1716). В 240 лет бывает четыре прохождения В. Последнее было  6
дек. (н. ст.) 1883 г., а ближайшие будут: 8 июня 2004 г.,  6  июня  2012
г., 11 дек. 2117 г., 8 дек. 2125 г. и т.д. Астрономы  обозначают  Венеру
знаком .
   А. Жданов.
   Венерин башмачок (Cypripedium) - род многолетних травянистых растений
из семейства орхидных (Orchideae-Diandrae), с неразветвленным,  коротким
или длинным стеблем, несущим один или  два  крупных  цветка  характерной
формы. Три (или вследствие срастания почти всегда  два  наружных  и  два
внутренних листочка околоцветника лишь мало отличаются  друг  от  друга,

Страницы: «« « 535   536   537   538   539   540   541   542   543  544   545   546   547   548   549   550   551   552   553  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь