Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 619   620   621   622   623   624   625   626   627  628   629   630   631   632   633   634   635   636   637  » »»

устраивать свою судьбу. Из его произведений можно видеть, что он побывал
в  разных  местах  Германии,  пока  не  нашел  себе  более   постоянного
пристанища при дворе  знаменитого  покровителя  певцов  и  художников  -
тюбингенского ландграфа Германа, приблизительно с 1200  г.  и  до  самой
смерти последнего (1215)
   - период,  когда  там  проживал  некоторое  время  и  Вальтер  ф.  д.
Фогельвейде. В.  продолжал  оставаться  при  тюбингенском  дворе  и  при
преемнике Германа, Людвиге Святом, на крайнюю бережливость  которого  он
не без укоризны намекает в своих  произведениях.  Вероятно,  уже  в  это
время В. женился и, в счастливом браке, имел нескольких детей.  Умер  В.
ф. Э., по всей вероятности, в. 1220 г. или  вскоре,  и  был  погребен  в
Эшенбахе, где еще в XVII веке можно было видеть, в одной из церквей, его
надгробный  камень,  украшенный  фамильным  гербом.  -   Будучи   вполне
безграмотным. В., естественно, не обладал школьно-научным  образованием;
но, принадлежа к придворному рыцарству, он усвоил соответственный  лоск,
так  что  даже  понимал  по-французски,  хотя  сам  же   в   "Парцифале"
подсмеивается над своим далеко  несовершенным  знанием  этого  языка.  С
другой стороны, при своем выдающемся уме В.  мог  приобрести  многое  из
относящегося к сфере тогдашнего знания от образованных людей, с которыми
он имел немало  случаев  сближаться,  живя  при  блестящем  тюбингенском
дворе. Первым по времени поэтическим произведением  В.  был  написанный,
вероятно, между 1198 и 1210  г.  "Парцифаль",  составляющий  капитальное
создание гения Вольфрама, как по своей обширности (около 25000  стихов),
так и по глубине содержания. В этой грандиозной поэме В., по собственным
словам  его,  воспроизвел  "Li  conte  del  Graal"  -  роман  в   стихах
французского трувера  Кретьена  de  Troyes,  а  также,  заслужившую  его
предпочтение, поэму на тот же сюжет некоего Guyot (у В. "Kiot", согласно
с немецким выговором), но, к сожалению, не сохранившуюся или, по крайней
мере, доселе  не  отысканную.  Судя  по  некоторым  собственным  именам,
заимствованным В., по-видимому, из  нее,  поэма  Гюо  была  написана  на
каком-либо диалекте пораженных между Провансом и собственно французскими
провинциями земель. Но  оставаясь  верным  своим  образцам  относительно
самого содержания поэмы, В. внес в нее и личный свой элемент,  благодаря
которому его "Парцифаль" приобрел значение глубоко самобытного  создания
поэзии. Найдя в своих источниках почти лишенную плана  вереницу  имен  и
приключений, В. не только вполне  овладевает  данным  материалом,  во  в
основу всего кладет столь же мощную, как в саге о Фаусте, мысль, которая
охватывает собой ход развития всех выдающихся  личностей  и  даже  всего
человечества: мысль  о  том  неизбежно  наступающем,  рано  или  поздно,
разладе с  самим  собой  и  с  миром,  и  о  связанной  с  этим  борьбе,
увенчивающейся либо нет, смотря по обстоятельствам, самопримирением того
или другого рода. Исходной точкой этого разлада  бывает  "сомнение",  и,
как ни странно звучит для нас это слово в устах средневекового поэта, В.
уже в вступительных строфах своей  поэмы  определенно  высказывает,  что
Zwivel (Zweifel - сомнение) обусловило все  перипетии  деятельности  его
героя, и в то же время развивает целую теорию того, что "сомнение",  как
бы далеко оно ни заходило, не погубит вполне человека, если в  душе  его
сохранилось хоть одно доброе начало, которое и остается для него залогом
примирения с Богом, людьми и самим собою. Таким образом  в  произведении
В. мы имеем, вместо обычного образчика эпики  труверов,  характеризуемой
чисто внешней передачей событий и поступков, почти без всякой попытки со
стороны авторов представить и внутренние мотивы для  этих  последних,  -
первый и весьма крупный пример психологической поэмы, и при  том  поэмы,
блещущей поразительным умением обрисовывать каждую личность (а их в  ней
целая масса) меткими характеристичными чертами. В придачу поэма богата и
тонким поэтическим чувством, и пониманием красот природы, соединенным  с
образностью языка, и неподдельным, нередко глубоким юмором. К сожалению,
"Парцифалю"  В.  не  достает  той   высшей   художественности,   которая
обусловливается равномерностью частей и  безукоризненностью  поэтической
формы. - В первом отношении В. повредило то, что он в развитии фабулы не
сумел освободиться от своих образцов, страдающих страстью  к  безмерному
нагромождению часто донельзя однообразных происшествий, а  во  втором  -
несовершенство  поэтического  языка  тогдашней   Германии   и   излишняя
субъективность самого  автора,  заставлявшая  его  часто  выражать  свои
личные взгляды и чувства среди эпического рассказа, что невольно вело  к
запутанности и темноте и без того еще не выработанной литературной речи.
Содержание знаменитой поэмы В. в основных чертах  следующее:  Парцифаль,
отправясь  юным  простецом   добывать   себе   рыцарскую   славу   и   с
жизнерадостной непосредственностью воспринимающей  все  переживаемые  им
впечатления, быстро достигает своей цели, так как  за  его  удивительные
подвиги за ним готовы признать первенство даже при дворе  самого  короля
Артура, в  среде  рыцарей  Круглого  стола;  но  как  раз  тут  на  него
обрушивается нежданно негаданно ужасный позор, постигающий  его,  однако
же, как он убежден, совсем незаслуженно.  И  вот  Парцифаль,  охваченный
сомнением в справедливости и благости Бога, в которого он хранил  детски
наивную, внушенную ему матерью веру, отступается от Него на целые  годы,
в течение которых бесполезно  продолжает  свои  странствия,  совершая  с
прежней  доблестью  свои  подвиги,  но  ни  на  шаг  не  приближаясь   к
предназначенной ему цели - к св. Граалю,  чем  единственно,  между  тем,
обусловлено смытие покрывающего  его  позора.  Но  к  счастью  для  себя
Парцифаль хранит в душе чистое чувство любви к  оставленным  им  жене  и
детям и тоски по покинутой им матери, не говоря  уже  о  неизменной  его
безупречности в качестве рыцаря. И как только  св.  отшельник  просветил
его относительно истинной природы Бога, Парцифаль в глубине души  сознал
всю меру своего отступничества и понял, что без примирения с Богом он не
очистится от гнетущего его позора, не достигнет Грааля и не увидит своих
близких. Ставь опять самим собою, но уже более чистым  и  просветленным,
Парцифаль  вскоре  делается  королем  св.   Грааля,   -   самоискупление
совершилось,  и  поэма  разрешается  гармоническим   аккордом,   подобно
"Божественной комедии" и "Фаусту". Таким образом в поэме В., как.  ни  в
одной из средневековых эпопей, в лице Парцифаля тип  рыцаря  тех  времен
является  идеализированным,  одухотворенным  общечеловеческой  идеей  на
основе христианского мировоззрения, и один  исследователь  весьма  метко
охарактеризовал поэму, назвав ее "Песнь песней  рыцарства".  Впечатление
поэмы В. на  современников  было  необыкновенно  сильно  ("никогда  уста
мирянина не выражались  прекраснее",  говорит  один  из  них  о  В.),  и
влияние, оказанное ею на остальных  поэтов,  было  весьма  велико,  хотя
далеко  не  благоприятно  для  их   творчества,   так   как,   увлекшись
серьезностью  В.,  но  не  обладая  глубиной  его  мысли,  они  впали  в
манерность. Только другой, также весьма значительный эпик того  времени,

Страницы: «« « 619   620   621   622   623   624   625   626   627  628   629   630   631   632   633   634   635   636   637  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь