Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 » »» необходимо прежде всего на нем остановить свою мысль, выделить его умственно изо всей совокупности предметов и отношений. Такая остановка и выделение есть волевой акт, называемый произвольным вниманием. Но необходимость волевого элемента в происхождении (генезисе) познания нисколько не сообщает субъективно произвольного характера результатам познавательного процесса. Участие воли в создании истинной науки состоит не в том, что мы познаем только то, чего нам хочется, а в том, что мы хотим познавать те или другие существенные стороны действительных предметов. Вл. Соловьев. Вондель (Иост Vondel) - замечательный нидерландский поэт, род. в Кельне 1587 г., еще ребенком прибыл с родителями, принадлежавшими к секте анабаптистов, в Амстердам, где занялся затем чулочной торговлей, которую впоследствии оставил, поступив (в 1658 г.) на службу в местный ломбард. В 1639 г. перешел в католичество. Умер в 1679 г. Его сочинения блещут выдающимся талантом, богатством художественных образов и широким полетом фантазии. В свое время знаменитые немецкие поэты Опитц и, в особенности, А. Грифиус находились под сильным влиянием его произведений, состоящих, частью, из стихотворных переводов псалмов, Виргилия и Овидия, частью из сатир и трагедий. Полное собрание их появилось в 1683 году (9 т.) Из трагедий В. пользовалась большой известностью "Gijsbrecht von Aemstel", поставленная на сцене впервые 3 янв. 1638 г. и имевшая блестящий успех; с тех пор она исполнялась ежегодно в день своей первой постановки, как образцовая и лучшая трагедия. Что касается ее достоинства, как поэтического произведения, то она далеко уступает другому произведению его "Lucifer" (перев. на нем. яз. Гриммельтом, Мюнст., 1868). Сверх того обращают на себя внимание "Palamedes", "Joseph in Dothan" и "Leeuwendalers". Полнее всего издал сочинения В. - Ян ван Леннеп. Его "Gedichte" переведены на нем. яз. Гриммельтом и Янсеном (Мюнст. 1873). В 1867 г. В. поставлен памятник в Амстердаме. Биографии его писали Кампер (Лейпц., 1818), Цееман (Амстердам, 1831), Баумгартнер (Фрейбург, 1882) и многие др. Воображение. - Всякое воспринятое впечатление оставляет известный след, который может возобновиться и тогда у нас является воспоминание. То, что является в нашем воспоминании, называется образом. Термин образ в психологии употребляется не только для воспоминания зрительных впечатлений, но и для слуховых и др., можно сказать образ мелодии, осязательный образ известного осязательного впечатления. Образ есть копия впечатления, более или менее живая. Иногда он отличается крайней слабостью, бледностью в сравнении с действительным впечатлением, а иногда по живости приближается к реальному впечатлению. Способность воспроизведения впечатлений и есть то, что иные называют воображением воспроизводительным, в отличие от В. построительного. По исследованиям английского ученого Гальтона, способность воображения различна, смотря по расе. Возраст и пол также имеют значение: оно более развито у детей, чем у взрослых, у женщин более, чем у мужчин. Каждое чувство имеет соответствующие образы; есть, след., зрительные, слуховые, осязательные, двигательные и пр. образы. В наших мыслительных процессах мы можем пользоваться или всеми видами образов, или прибегнуть к одному только виду. Существуют различные типы индивидуумов по отношению к их способности воображения. К индифферентному типу относятся лица, у которых ни один вид образов не развит более других. Когда они стараются припомнить какое-нибудь лицо, в их уме возникают форма и цвет фигуры так же ясно, как и звуки его голоса; воспроизведение зрительных образов у них одинаково с воспроизведением слуховых образов; к зрительному типу относятся лица, которые в своих размышлениях употребляют по преимуществу зрительные образы. У других типов преобладают слуховые и двигательные образы. Один образ вызывается в нашем сознании другим на основании accoциации. Основных законов ассоциации три. Во 1-х, закон ассоциации по смежности, который так формулируется: образы, которые постоянно возникали вместе, связываются так тесно, что, когда впоследствии один из них возникает, то другие также стремятся возникнуть вместе с ним. Во 2-х, ассоциация по сходству: один образ стремится вызвать другой, с ним сходный (напр., портрет вызывает образ оригинала). В 3-х, ассоциация по контрасту. Один образ стремится вызвать другой, противоположный (богатство - бедность). В. называется построительным, когда мы не просто воспроизводим образы в таком порядке, как мы их встречали в действительности, а в новой комбинации. Обыкновенно думают, что построительная способность или творчество присущи только художникам, поэтам; в действительности же это не так. Процесс, составляющий сущность воображения, входит в очень многие душевные процессы, а след. присущ всем людям. Процессы построения могут быть подразделены на три главных отдела: во 1-х, nocтроениe, способствующее познанию окружающих предметов (интеллектуальное воображение); во 2-х, практическое построение или изобретательность, в 3-х, построение, удовлетворяющее известным чувствам - эстетическое или художественное воображение. Процесс построения может быть подразделен на две стадии; первая из этих стадий состоит в воспроизведении образов прошлых впечатлений согласно законам ассоциации: затем образы употребляются в качестве материала для построения. Этот процесс напоминает процесс создания нового строения из старого материала. Старое строение разбивается, все бесполезное отбрасывается, выбирается полезное и подходящее, складывается в систематическом порядке, и созидается новое строение. Построительная деятельность воображения ограничена опытом; она может только комбинировать то, что дано опытом; не существует абсолютно нового построения; величайший построительный гений не был бы в состоянии создать совершенно новый цвет. Эстетическое или художественное воображение отличается от других форм воображения только тем, что оно служит удовлетворению какого-нибудь чувства. Если в душе художника рождается известный художественный образ, то он должен соответствовать известному чувству. Если такого соответствия не оказывается, то образ должен быть видоизменяем до тех пор, пока художник не почувствует такого соответствия. Художественное построение сходно с обыкновенным построением в области мысли, с той только разницей, что оно контролируется чувством. Следует делать различие между силою построительного воображения и живостью его. Первая является признаком гения, вторая указывает только на способность построений, не отвечающих действительности, присуща детям и дикарям; смелость их построения зависит от неведения того, что возможно и что невозможно. Ср. Селли, "Основные начала психологии", гл. XI; Бэн, "Психолопя" (Спб., 1887, стр. Страницы: «« « 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |