Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 630   631   632   633   634   635   636   637   638  639   640   641   642   643   644   645   646   647   648  » »»

какой-нибудь другой писатель имел более сильное влияние на взгляды о В.,
чем  Ж.  Ж.  Руссо,  который   изложил   их   в   прекрасно   написанном
педагогическом романе "Эмиль", появившемся  в  1762  г.  Основываясь  на
принципе, что все выходящее из рук Творца прекрасно, и  все  портится  в
руках человека,  Руссо  требовал,  чтобы  воспитание  было  сообразно  с
природой и относился  отрицательно  ко  всем  общепринятым  взглядам  на
воспитание детей. При этом он цивилизацию и  прогресс  считал  явлениями
искусственными и даже вредными, и потому  в  его  трактате  очень  много
парадоксального.  Однако  увлекательная  форма  изложения  и  логическая
стройность заставляли забывать  эта  парадоксы,  и  Руссо  поэтому  имел
большое влияние на педагогические взгляды  своих  современников,  причем
следует заметить, что многие устарелые приемы стали  понемногу  исчезать
после появления сочинения Руссо. В Германии  сделали  попытку  применить
идеи  Руссо  к  школьному  воспитанию,  и  Базедов  в  своем  дессауском
"Филантропине" пробовал воспитывать детей "сообразно природе" и  обучать
их играючи. Хотя попытка эта и была неудачна,  но  из  среды  помощников
Базедова явилось много деятелей, которые  оказали  полезное  влияние  на
воспитание юношества, напр. Кампе, основавший детскую литературу, Трапп,
как  первый  профессор  педагогики  в  университете,  Оливье  в  области
обучения иностранным яз. и другие. Отцом новейшей  педагогики  считается
совершенно справедливо Генрих Песталоцци, швейцарец, живший  с  1746  по
1827 год. Песталоцци  сначала  также  увлекся  идеями  Руссо,  но  скоро
убедился, что этот писатель  имеет  извращенное  понятие  о  природе,  и
потому стал учить, что  основанием  педагогических  правил  должно  быть
психологическое исследование свойств детской природы. Педагог не  должен
основывать свои принципы на предвзятых идеях, а  должен  изучить  натуру
ребенка и воспитывать его так, чтобы дать самостоятельно  развиться  его
природным способностям. В своем романе "Лиенгард и Гертруда"  Песталоцци
рисует  идеал  влияния  хорошего  воспитания  в   семье   и   школе   на
благосостояние целой общины, а следовательно и целого народа, а в других
сочинениях дает  прочное  основание  методике  обучения  в  элементарной
школе. Сам Песталоцци показал своею педагогической деятельностью высокий
пример учителя и воспитателя, для которого важнее всего благо порученных
ему детей. Взгляды Песталоцци имели большое влияние на немецкие школы, и
преуспеяние немецких школ с  1820  гг.  нашего  столетия  до  настоящего
времени зависело главным образом от деятельности  учеников  швейцарского
педагога. Под влиянием идей Песталоцци  возникает  в  Германии  обширная
педагогическая литература;  многие  деятели  теоретически  разрабатывают
психологию в применении к педагогике и вопросы об обучении и воспитании,
другие занимаются методикой учебных предметов, как в народной школе, так
и при среднем образовании, и  таким  образом  устанавливаются  известные
взгляды, которые понемногу проникают во все слои общества  и  несомненно
улучшают воспитание детей даже беднейших классов  народа.  Правительства
всех образованных стран проникаются мыслью, что  воспитание  и  обучение
детей дело важное, и должно быть ограждено  от  безграничного  произвола
родителей; вследствие этого  почти  везде  появляются  школьные  законы,
которые вводят обязательное обучение и  определяют  минимум  познаний  и
навыков, которые должны быть сообщены  каждому  ребенку.  Педагогические
взгляды Песталоцци были еще расширены Фридрихом Фребелем (1782 -  1852),
который обратил внимание на детские игры  и  указал  на  образовательное
значение их. По его мнению, воспитание и образование односторонни,  если
они обращают  внимание  лишь  на  умственное  развитие  детей;  рядом  с
мышлением дети  обладают  сильным  воображением,  которое  влечет  их  к
творчеству, и следует необходимо дать  им  материал  для  удовлетворения
этого стремления что-либо делать  своими  руками.  Сам  Фребель  занялся
преимущественно детскими играми первоначального возраста  и  создал  так
наз. детские сады; но после него стали более  обращать  внимание  на  те
учебные предметы,  которые  способствуют  развитию  в  детях  творческой
деятельности, напр. на рисование и, наконец,  на  ручной  труд,  как  на
занятие педагогическое, а не ремесленное. Следует еще иметь в виду,  что
на физическое воспитание детей стали обращать  гораздо  более  внимания,
начиная с 1820-х  гг.  нашего  столетия.  Физиология  и  гигиена  заняли
подобающее место при решении вопросов о  школьных  помещениях,  школьной
мебели и физических упражнениях  детей;  гимнастика  стала  обязательным
занятием для детей школьного возраста, и хотя  ее  научная  система  еще
окончательно не выработана, но во многих  положениях  уже  все  педагоги
сошлись  взглядами.  Сильное  развитие  и  продолжительность   школьного
обучения породили жгучий вопрос  о  вредном  влиянии  школ  на  развитие
детей, на  переутомление  детей.  Вопрос  этот  теперь  занимает  многих
педагогов и медиков, и следует надеяться, что он поведет  к  дальнейшему
совершенствованию способов обучения и воспитания.
   В России до Петра Великого воспитание было семейное, патриархальное и
мало зависело от западных идей; после Петра Великого является подражание
западным идеалам воспитания, что выразилось, главным образом, во внешних
приемах, привычках  и  костюме.  Но  рядом  с  этим  благомыслящие  люди
старались  ввести  и  серьезные  стороны  западных  идей  о  воспитании:
Екатерина II в инструкции о воспитании  своих  внуков  выписывает  очень
много из Локка и интересуется "Филантропином" Базедова.  В  деятельности
Бецкого, в уставах и положениях о первых  женских  институтах  (Смольном
монастыре) и кадетских  корпусов  мы  находим  многие  заимствования  из
Базедова и Руссо. Наконец, в новейшее время на русский  язык  переведены
все лучшие иностранные педагогические сочинения, и интеллигентная  часть
общества в России мало отличается по  идеям  о  воспитании  от  общества
других  образованных  стран.  Лучшим  представителем  разумного  влияния
заграничных педагогических  взглядов  можно  считать  К.  Д.  Ушинского,
главное   сочинение   которого   "Человек,   как   предмет   воспитания"
представляет  собою  в  высшей  степени  самостоятельную  и   интересную
разработку всех главнейших вопросов о воспитании и обучении в применении
к русским условиям. Уже  выше  было  сказано,  что  характер  воспитания
зависит  в  значительной  степени  от  идеала,   который   ставит   себе
воспитатель; но следует иметь в виду,  что  идеал  этот  не  может  быть
избран совершенно произвольно,  так  как  на  воспитание  ребенка  имеют
влияние  многие  посторонние  факторы.  Прежде  всего  идеал  воспитания
ограничивается свойствами человеческого организма,  его  наследственными
задатками и окружающей природой: все это оказывает столь сильное влияние
на ребенка, что воспитателю трудно бороться против этих  условий,  и  он
должен  сообразовать  с  ними  идеал  воспитания.  Затем   церковь   или
религиозная община, к которой принадлежит семья ребенка, принимает также
значительное участие в  воспитании,  на  которое  оказывают  несомненное
влияние и национальность, и социальные условия. Наконец, и более  тесная

Страницы: «« « 630   631   632   633   634   635   636   637   638  639   640   641   642   643   644   645   646   647   648  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь