Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 634   635   636   637   638   639   640   641   642  643   644   645   646   647   648   649   650   651   652  » »»

неудобства,  которые  всего   заметнее   при   совершении   кругосветных
путешествий,  при  чем  путешественник  в   западном   направлении,   по
возвращении на место своего отбытия, теряет один день, путешественник же
в  восточном  направлении  выигрывает  один  день.  Первое  кругосветное
путешествие Магеллана было  совершено  в  западном  направлении,  -  вот
почему в день возвращения спутников Магеллана в Испанию  местные  жители
считали уже 10 июля 1522 г., тогда как по счислению на корабле было лишь
9 июля; это несогласие, приведшее в смущение смелых мореплавателей, было
вскоре  разъяснено  венецианским   посланником   при   испанском   дворе
Контарини. В настоящее  время  при  кругосветных  плаваниях  исправление
счета дней на судах делается в Тихом океане на линии, разделяющий места,
колонизованные европейцами с запада и с востока;  эта  линия  идет  чрез
Берингов пролив вдоль берегов Азии восточнее Курильских островов, Японии
и о. Формозы; обогнув  Филиппинские  о-ва,  она  круто  поворачивает  на
восток и проходит севернее  островов  Борнео,  Целебеса,  Новой  Гвинеи,
Соломоновых; затем направляется к юго-востоку так, что Новая Каледония и
Новая Зеландия находятся западнее  ее.  К  западу  от  этой  линии  счет
времени находится на один день  впереди  относительно  мест,  лежащих  к
востоку от нее; поэтому, переходя эту линию, при путешествии  на  запад,
для согласования счисления дней на судне с счислением  местных  жителей,
один день прибавляется к счислению на судне, при путешествии  на  восток
один день отнимается. - Впрочем, моряки иногда не обращают  внимания  на
эту линию раздела и меняют счет дней, переходя меридиан, лежащий на 180ё
от  Гринвича,  причем  при  переезде  из  Америки  в  Азию   один   день
выпускается, т. е., напр., после понедельника 9 мая считается  среда  11
мая, а при переезде из Азии в Америку один  день  прибавляется,  т.  е.,
напр., после понедельника 9 мая считается опять понедельник 9  мая.  Для
устранения недоразумений  и  неудобств,  могущих  возникнуть  вследствие
употребления местного В., нередко  возникал  вопрос  о  введении  общего
счета В. на всем земном шаре. На последней международной  конференции  в
Вашингтоне ( в  1884  г.),  где  представителями  России  были:  русский
посланник при Соединенных Штатах Сев. Ам. К. В. Струве, начальник В.  Т.
О. главного штаба И. И. Стебницкий  и  член  совета  министерства  путей
сообщения Кологривов, было, между прочим, постановлено считать за начало
всеобщего  времени  (temps  universel)  для  земли  среднюю  Гринвичскую
полночь и от нее вести счет  часов  от  0  до  24  часов.  К  сожалению,
всеобщее время до  сих  пор  еще  не  в  употреблении.  Употребляемые  в
общежитии стенные и карманные  часы  и  хронометры,  показывают  среднее
(местное) время, солнечные часы показывают истинное  время  и,  наконец,
астрономы пользуются часами и хронометрами,  идущими  по  звездному  или
среднему времени. Из  наблюдений  суточного  движения  звезд  получается
звездное или истинное время, среднее же получается из них,  как  сказано
выше. -  Поправкой  часов  или  хронометра  наз.  число,  которое  нужно
прибавить к показанию часов или хронометра для получения действительного
времени: так, напр., если в средний полдень карманные часы показывают 11
ч. 58 м. 30 с., то поправка их равна + 1 м. 30 с. - Поправка часов может
быть получена различными способами (из наблюдений прохождений звезд чрез
меридиан,  из  измерений  высот  звезд  или  солнца  и   др.),   которые
применяются астрономами и путешественниками, смотря по обстоятельствам.
   А. Жданов.
   Врожденные идеи. - Впервые в истории философии теорию врожденных идей
мы находим у Платона (429 - 347). Платон пришел к теории врожденных идей
вследствие  того,  что  в  нашем  разуме  оказываются   познания   таких
предметов,  которым  нет  ничего  соответствующего  в  мире  чувственных
явлений и которые не могли быть  никоим  образом  получены  из  внешнего
опыта.  По  учению   Платона,   "познание   есть   воспоминание".   Душа
человеческая существовала до рождения в Мире наднебесном.  В  этом  Мире
она созерцала идеи - первообразы вещей. Наш чувственный мир есть  только
слабое отражение идей; он  существует  только  постольку,  поскольку  он
причастен    идеям.    Истинное    существование    принадлежит     Миру
сверхчувственному, Миру идей. До соединения с телом  душа  жила  в  этом
Мире наднебесном, созерцала эти формы вещей, и там она познала все идеи;
затем при воплощении она забыла их. Но, познавая мир материальный,  душа
вспоминает, что нечто подобное она созерцала уже раньше,  и  приходит  к
тому, что вспоминает об идеях, забытых ею; идеи эти находятся в  душе  в
скрытом состоянии. В  доказательство  справедливости  высказанной  мысли
Сократ,  в  одном  из  диалогов  Платона,  предлагает   мальчику   рабу,
совершенно незнакомому с геометрией, вопросы по этой науке и  в  ответах
получает от него геометрические истины. Аристотель (384 -  322),  будучи
не в состоянии  отделить  в  учении  Платона  мифическое  от  реального,
относится к нему критически и говорит,  что  принятие  присущности  душе
идей приводит к некоторым несообразностям. В то время как  мы  движемся,
нужно было бы, чтобы и идеи приходили в движение  вместе  с  нами,  что,
разумеется, нелепо  в  виду  нематериальности  идей.  Самого  Аристотеля
считали сенсуалистом, потому что он, говоря о душе, сравнил ее с  чистой
доской, на которой ничего не написано. Но это сравнение  обыкновенно  не
совсем верно понималось,  потому  что  он  несколькими  строками  раньше
говорит: "разум, пока он не мыслит, есть ничто,  он  только  есть  нечто
потенциальное; когда же он мыслит, он есть  нечто  актуальное,  он  есть
место идей".
   Разум, пока не начнется мыслительный процесс,  есть  ничто  в  смысле
реальной   действительности.    Отношение    между    потенциальной    и
действительной  реальностью   он   иллюстрирует   отношением   этих   же
реальностей к доске, на которой ничего не написано. Доска, пока  она  не
исписана обладает способностью быть исписанной; тоже самое  относительно
реального содержания ума; он до того  момента,  как  начнется  мышление,
может иметь содержание, но только в возможности.
   Учение  Платона  о  врожденности  пользовалось  большим  значением  в
средние века и, по-видимому, было признано и  Декартом  против  которого
восстал Локк в  своем  сочинении  "Опыты  о  человеческом  разуме".  "Мы
предполагаем",  говорит  он,  "что  ваша  душа  есть,  если  так   можно
выразиться,  как  бы  белая  бумага,  на  которой  ничего  не  написано,
свободная  совершенно  от  всяких  идей;  но  каким  образом   она   ими
снабжается? Откуда получает она весь материал разума и познания? На  это
я отвечаю одним словом: из  опыта,  на  котором  основывается  все  наше
знание, и из него оно вытекает в конце концов". Здесь мы находим  полное
тождество  с  известным  сенсуалистическим  положением;  "нет  ничего  в
разуме, чего  бы  раньше  не  было  в  чувствах".  Эти  возражения  были
направлены против Декарта, но не  вполне  основательно.  "Я  никогда  не
писал и не утверждал", говорит Декарт "что ум  нуждается  во  врожденных

Страницы: «« « 634   635   636   637   638   639   640   641   642  643   644   645   646   647   648   649   650   651   652  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь